RSS    Реклама на сайте

Просмотр документа

Бюджетное послание на 2007 год

Доклад Главы города Новокузнецка С.Д. Мартина

Уважаемые депутаты, коллеги, гости, журналисты!
Уважаемые новокузнечане!

Завершается 2006 год. Сегодня мы подводим итоги работы за год и должны рассмотреть проект бюджета города на 2007 год.

Бюджет города - это не просто план доходов и расходов, не финансовая статистика, а, прежде всего, документ, определяющий приоритеты социального и экономического развития города и качества жизни новокузнечан на очередной год. Поэтому наша задача – принять реальный документ, способный решать важнейшие проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Основные итоги социально- экономического развития города в 2006 году Оценка социально-экономического развития города в 2006 году характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями.

Объем произведенной промышленной продукции в целом по городу останется на уровне 2005 года с незначительным приростом 0,4%. Наиболее высокие показатели по объему произведенной продукции будут достигнуты в следующих отраслях:

  •  в производстве машин и оборудования (150%);
  •  в производстве электрооборудования (180%);
  •  в производстве неметаллических минераль-ных продуктов (107%);
  •  в производстве пищевых продуктов (102%).

Налоговые поступления во все уровни бюджетов по итогам уходящего года составят чуть более 14 млрд. руб. Это почти на 20 % меньше, чем в 2005 году. Основное сокращение налоговых поступлений ожидается по налогу на прибыль и НДС, которые формируют основные доходы областного и федерального бюджетов.

Основной причиной снижения поступлений налога с прибыли является сокращение налоговых отчислений от крупнейших предприятий угольной отрасли из-за падения цен на рынке на их продукцию и снижения объемов реализации дорогостоящих марок углей. Однако, из общей суммы налоговых поступлений местный бюджет получит 2 млрд. 600 млн. руб., что выше уровня 2005 года на 3%, в основном, за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц.

В 2006 году предприятиями и организациями нашего города будет получена балансовая прибыль в размере 30 млрд. рублей.
Отмечается рост прибыли по сравнению с 2005 годом в таких отраслях, как «металлургическое производство» (в 1,9 раза), «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (в 2 раза), «транспорт и связь» (в 1,2 раза). Доля убыточных предприятий сократилась на 1,5 процентных пункта и составила 26,8 % от всех работающих предприятий.

Изменилось качество жизни новокузнечан.
Среднедушевой денежный доход населения в 2006 году оценивается в 12100 рублей, что на 18% больше, чем в 2005 году.

Средняя заработная плата за 9 месяцев текущего года составила 11943 рубля, в сентябре – 12782 рубля, что в 1,2 раза больше, чем в сентябре 2005 года. По итогам года среднемесячная заработная плата увеличится на 26 % и составит 13 200 руб. Кроме заработной платы предприятия города выплачивают своим работникам выплаты социального характера (материальную помощь, выплаты на питание, проезд, жилье, оплату путевок и т.д.). За девять месяцев текущего года такие выплаты составили в среднем 206 рублей в месяц на одного работника.

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума в различных секторах экономики выглядит следующим образом:

  • по добыче полезных ископаемых - 6,8 раз,
  • по обрабатывающим производствам - 4,6 раза,
  • в строительстве – 3,7 раза, в здравоохранении – 2,4 раза,
  • в образовании – 2,7 раза.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения по городу за девять прошедших месяцев текущего года составил 3 тыс. 120 рублей (по Кемеровской области – 2 тыс. 974 рубля). Стоимость минимального набора 11 основных продуктов питания потребительской корзины оценивается в 1 тыс. 415 рублей 60 копеек.

Официальная безработица в городе составляет 2 тыс. 846 человек и на одну заявленную вакансию сегодня претендует всего 0,3 человека. На конец года количество безработных граждан оценивается в количестве 3 тыс. 100 человек или 0,5 человека, претендующих на одну вакансию. На рынке труда в настоящее время более 8 тысяч рабочих вакансий. Несмотря на то, что все показатели, характеризующие уровень жизни из года в год улучшаются, сокращение численности населения остается проблемой для города. На 1 октября 2006 года численность населения города Новокузнецка по сравнению с 2005 годом сократилась на 1 тыс. 300 человек и составила 561 тысячу 100 человек (2005 г. – 562 тысячи 400 человек). Причиной сокращения численности является естественная убыль населения, обусловленная низким уровнем рождаемости и высокой смертностью.

С начала года в Новокузнецке родилось 4тыс. 280 детей, из которых 51,9% - мальчики. В то же время умерло 6 тыс. 823 человека, что в 1,6 раза больше чем родилось. В числе умерших в 1,3 раза больше мужчин, чем женщин. Средняя продолжительность жизни у мужчин 55,8 лет, у женщин 69,6 лет. Самыми старыми в городе являются Центральный и Заводской районы (29% пенсионеров от численности в районе), а самым относительно «молодым» – Новоильинский район (22,6%). За девять месяцев миграционный прирост населения составил 1 тыс. 245 человек. В город приехало 5 тыс. 834 человека, выехало 4 тыс. 589 человек.

Реальный сектор экономики

Город Новокузнецк является крупнейшим промышленным центром, «локомотивом» экономики Кемеровской области. От стабильной работы базовых отраслей промышленности в решающей степени зависит благосостояние всего города и его жителей. Рассматривая период с 2000 года по 2006 год, следует отметить стабильное сокращение числа государственных и муниципальных организаций на фоне роста количества предприятий частных форм собственности, удельный вес которых сегодня составляет 87,3% (государственные и муниципальные 6,7%).

Вклад города в общий объем промышленного производства Кемеровской области составляет 52%. Из него лидирующую позицию занимает обрабатывающая отрасль – 67% (24% - добывающие предприятия). Экспортный потенциал промышленных предприятий города составляет свыше 70% всего экспорта Кузбасса.

Металлургия
Металлургическому производству и производству готовых металлических изделий принадлежит 90% всего объема производства в обрабатывающих отраслях города. Начало 2006 года было неблагоприятным для металлургов. Падение цен на ряд видов металлопродукции на 20-30%, опережающий рост цен на коксующийся уголь и железорудное сырье, рост цен на услуги монополистов (газ, электроэнергия, грузовые железнодорожные перевозки), а также незавершенное техническое перевооружение в первом полугодии снизили финансовые показатели большинства предприятий металлургии. Но к лету цены на сталь на мировом рынке поползли вверх, и металлурги стали наращивать производство.

Выросли выпуски чугуна на 26,4%, стали на 21,4%, годной литой заготовки, полученной с машин непрерывного литья заготовок на 66,5%. Одновременно на 7,3% вырос показатель объема отгрузки продукции. Положительные тенденции в развитии металлургической отрасли были получены в результате выбранного предприятиями курса на модернизацию и техническое перевооружение производства.

В 2006 году на «ЗСМК» в кислородно-конвертерном цехе №2 был завершен переход на технологию непрерывной разливки стали. Новую жизнь получила коксовая батарея №1, которая отличается не только производительностью, но и автоматизацией всех технологических процессов. Введена в эксплуатацию современная линия по производству гвоздей, заменен большегрузный 350-тонный конвертер №5, капитально отремонтирована шахтная известковая печь №9 – и это далеко не полный перечень объектов, куда были направлены заработанные металлургами деньги.

Проводимая на «НКМК» политика сокращения выпуска убыточных видов проката, в основном квадратной заготовки, в пользу рентабельных видов продукции, привела к увеличению выпуска стальных помольных шаров, рельсов широкой колеи, листа, рельсовых скреплений. Продолжаются работы по сооружению собственной кислородной станции, ввод в строй которой позволит полностью обеспечить предприятие продуктами разделения воздуха. «НКМК» освоил выпуск трубной заготовки, которая поставляется на Первоуральский и Синарский трубные заводы.

В электроплавильном цехе установлены современные фильтры, которые спасают город от желтой дымовой завесы. Применение новых технологий позволяет сократить потери металла и расход электроэнергии, что немаловажно для экономики «НКМК».

В последние годы непрерывно наращивает производственный и технический потенциал. Кузнецкий завод ферросплавов, где выпуск ферросилиция в текущем году увеличится на 3,4% по отношению к 2005 году. Заявленный курс модернизации литейного производства на Новокузнецком алюминиевом заводе обеспечит рост выпуска алюминия в 2006 году на 0,3%.

Угольная промышленность.
Относительно благоприятным можно охарактеризовать положение дел в угольной промышленности.
На угольных предприятиях нашего города в прошлом году спад объемов добычи угля составлял 12%, в начале 2006 года уже 12,7 % Однако во втором и третьем кварталах 2006 года ситуация изменилась в сторону улучшения. В натуральном выражении добыча угля увеличилась на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а рост объемов производства в денежном выражении в сопоставимых ценах составил 102,4%. Этот темп крупные угольные предприятия города сохранили и по итогам работы за 2006 год ожидаемый объем добычи составит не менее 23,4 млн. тонн, что выше уровня 2005 года на 5,7%.

Энергетика
Предприятия энергетики нашего города вносят в объем производства продукции Кемеровской области почти 16%. Динамика развития производства электроэнергии определяется, главным образом, потребностью в ней предприятий промышленной области. За 9 месяцев 2006 года предприятиями энергетики города выработано 2 млрд. 989 млн. кВт. ч. электроэнергии, что на 47 млн. кВт. ч., или на 1,6%, больше соответствующего периода 2005г. и 8 млн. 950 тыс. Гкал. теплоэнергии, что на 4,6% больше уровня 2005г.

Пищевая промышленность
Огромную социальную значимость для города имеет производство пищевой продукции, хотя и занимает в структуре промышленного производства всего 0,9%. Постоянное участие новокузнецких предприятий в различных конкурсах и выставках, где продукция пищевой промышленности часто занимает призовые места, позволило значительно расширить рынки сбыта. В результате, за последние 5 лет, объемы производства пищевой продукции в натуральном выражении возросли на 17%, а по производству колбасных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий более 30%.

Текущий год для пищевой промышленности города также характеризуется ростом объемов производства продукции в натуральных показателях в среднем на 2%, а по производству - кондитерских изделий на 4,7%, - макаронных изделий на 8,5%, - муки на 83%. Вместе с тем, с 2004 года и по настоящее время, наблюдается планомерное падение выпуска ликероводочной продукции. Основными причинами спада объемов производства в этой отрасли является: - изменение налогового законодательства (в части акцизных сборов); -введение обязанности участников алкогольного рынка работать с единой автоматизированной системой учета алкогольной продукции, которая имеет слабое техническое обеспечение; - увеличение объемов ввозимой в город ликероводочной продукции.

Инвестиции
Примечателен тот факт, что с 2000 года объемы инвестиционных вложений по всем источникам финансирования в городе Новокузнецке являются наибольшими среди всех городов Кузбасса. В среднем за этот период доля инвестиций в основной капитал города составила 21,3% всех инвестиционных вложений в основной капитал Кемеровской области. За счет вложения предприятиями города на 80 % собственных и на 20% привлеченных средств объем инвестиций в промышленности к концу 2006 года составит около 24 млрд. руб. и по сравнению с 2005 годом вырастет на 24,3 %.

Однако обновлять свои основные фонды под силу только крупным предприятиям. Более мелкие предприятия не имеют данной возможности, так как не могут сконцентрировать необходимые средства за один год и продолжают все также физически устаревать, не позволяя снижать издержки производства и повышать производительность труда.

Экология
Охране окружающей среды в последние годы уделялось усиленное внимание. На территории города были разработаны правила по обращению с отходами и налажена система контроля за их исполнением. Выбрана площадка и завершено проектирование современного полигона для размещения твердых бытовых отходов в селе Кругленькое. Открылись 3 предприятия по переработке бытовых отходов (макулатуры, пластмасс, пластиковых бутылок). Внедрены установки по утилизации шин и аккумуляторов, запущена установка по переработке ртутьсодержащих отходов.

На ОАО «НКМК» построена газоочистка электро-сталеплавильного цеха, что привело к снижению выбросов загрязняющих веществ на 1200 тонн в год. Учитывая, что экологические вопросы, существенно влияют на качество жизни горожан, в сентябре 2006 года, прошло выездное заседание Коллегии администрации Кемеровской области, полностью посвященное экологической ситуации в г. Новокузнецке. На заседании Коллегии впервые были определены основные меры по улучшению экологической обстановки в городе. Чтобы их выполнить, необходимо очень много сделать практически всем городским предприятиям и организациям. С их участием предстоит подготовить и утвердить комплексную программу природоохранных мероприятий до 2008 года, провести полную инвентаризацию состояния ливневой канализации города, оценить объемы и массу загрязняющих веществ городских поверхностных стоков, разработать и принять концепцию восстановления и реабилитации малых рек и водоемов и т. д.

Строительство
Строительство жилья, объектов социально-культурного назначения является наиболее важными в социальном плане направлением в работе городской власти. По прогнозным оценкам в 2006 году финансирование программ капитального строительства за счет средств городского бюджета составит более 650 млн. руб., что на 22% больше чем в 2005 году. В 2006 году введена в эксплуатацию путепроводная развязка у ДОЗа. Город получил путепровод длиной 84 м, шириной 30м с устройствами съездов общей протяженностью 2,8 км, два пешеходных тоннеля, реконструкцию автодороги. Все это позволило разгрузить движение на транспортном кольце автодороги из Центрального в Новоильинский район.

Продолжается строительство ограждающей дамбы в Орджоникидзевском районе. Выполнено работ на 59 млн. рублей. Строительство финансировалось из городского бюджета и частично из федерального бюджета. Ведется реконструкция ул.Удмуртской в Заводском районе» – это жизненно необходимый для города объект. Выполнение работ по нему составило более 70 млн. руб. Введен 1 км дороги с пешеходным тоннелем, что позволило значительно увеличить поток транспортных единиц на этом участке дороги.

 Продолжаются работы по благоустройству Новоильинского района. За выполненные работы по ул.Рокоссовского, ул.Звездова, ул.11 Гвардейской Армии, ул.Чернышова в 2006 году оплачено 73 млн. руб. За счет средств Новокузнецкого завода резервуарных металлоконструкций (Крюков Николай Егорович) в Кузнецком районе открылся медицинский центр с современным медицинским оборудованием, которое соответствует мировым стандартам. Пока в нем получают медицинскую помощь трудящиеся завода, а в дальнейшем в Центр сможет обратиться любой желающий.

Торговля
Потребительский рынок города традиционно характеризуется насыщенностью ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, ростом товарооборота, активным развитием сети предприятий торговли, общественного питания. Объем товарооборота за девять месяцев текущего года составил более 37 млрд. рублей, объем платных услуг населению - почти 6 млрд. рублей, оборот предприятий общественного питания - более 2 млрд. рублей.

В течение последних двух лет в городе начали работу 165 новых магазинов, из которых самими крупными и востребованными населением стали «Доминго», «Маяк», «Кия», «Сити-Маркет». Центр города украсили торгово-выставочный комплекс «Ника», торгово-развлекательные центры «Континент» и «Глобус», полностью реконструированный «Универсам».

С начала 2006 года в городе дополнительно открыто 62 магазина, треть из которых – продовольственные. В апреле текущего года в Заводском районе открылся магазин «Губернский» с торговой площадью свыше 700 кв.м., а в Куйбышевском районе открылся центр по реализации машин марки «Форд». В октябре 2006 года начал функционировать торгово-развлекательный комплекс «Парус» в Новоильинском районе. 24 ноября открылся трехэтажный торговый центр «Квадрат» общей площадью 4 тыс. 200 кв.м. на пересечении улиц Строителей и Ноградская. Начато строительство трех торгово-развлекательных центров в Новобайдаевском районе.

Активно продолжает расширяться сеть предприятий общественного питания. На сегодняшний день ее представляют 630 предприятий на 34,9 тыс. посадочных мест, из которых 24 предприятия общепита на 992 места открыты в текущем году.

Малый бизнес
Одним из наиболее важных направлений социально-экономического благополучия города является развитие малого предпринимательства, где только за 9 месяцев 2006 года их количество увеличилось на 1 тыс. 601 предприятие. Наибольший интерес для малых предприятий города и индивидуальных предпринимателей представляют такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования; строительство. Именно в этих сферах производства действует почти 56 % предприятий малого бизнеса.

В настоящее время, в этой сфере, вместе с индивидуальными предпринимателями и занятыми у них по трудовым договорам рабочими, трудятся свыше 76 тыс. человек или 26% всего работающего населения. В 2006 году выручка от продажи товаров, работ и услуг предприятий малого бизнеса по сравнению с 2005 годом возрастет на 7,4% и будет получено почти 9 млрд. руб. прибыли. Доля малого бизнеса в общем объеме произведенной продукции по городу составит 22%.

Жилищно- коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство города является одной из крупнейших отраслей, от состояния которой зависит комфортность и безопасность проживания жителей города. Затраты городского бюджета на содержание жилищно- коммунального хозяйства составляют ежегодно около 2 млрд. руб. или 1/4 всего городского бюджета.

Весь жилищный фонд города составляет более 10 млн. м. кв. жилья или 3 тыс. 514 домов. При этом 74% всей площади жилищного фонда находится в собственности граждан, и только 26% в муниципальной собственности. С 1 марта 2005 года вступил в действие новый «Жилищный кодекс», который определил дальнейшие пути развития взаимоотношений между жителями города и поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В городе созданы все условия для выполнения требований Жилищного Кодекса и обеспечения возможности жителей города через договорные отношения влиять на качество услуг. Об этом свидетельствует тот факт, что 80% жилищного фонда обслуживают 8 управляющих компаний. На обслуживании муниципальных предприятий осталось только 5% жилищного фонда.

В администрации города создан специальный отдел, работники которого ежедневно отвечают на различные вопросы по организации ТСЖ, выбору управляющих компаний не только жителям нашего города, но и всего Юга Кузбасса. Благодаря их ежедневной работе по разъяснению действующего законодательства за последние 2 года созданы и успешно функционируют уже 138 ТСЖ и ЖСК. На их обслуживание передано 266 домов общей площадью 1 млн. 300 тыс. кв.м., что составляет 15% всего жилищного фонда. Это в 2 раза больше, чем в 2005 году.

Кроме того, созданный несколько лет назад центр расчетов коммунальных платежей в настоящее время готов оказывать услуги по начислению и сбору платежей с населения для всех управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Именно через этот центр собирается вся информация, необходимая для начисления и выплаты жилищных субсидий, которую получают более 20 тыс. семей. Несмотря на высокий уровень приватизации жилья и передачи жилищного фонда в управление ТСЖ и ЖСК, администрация города по-прежнему несет основную ответственность за подготовку жилищного фонда и коммунальных сетей к зиме, за эксплуатацию и ремонт лифтов, за капитальный и текущий ремонт жилого фонда. В 2006 году на эти цели из городского бюджета направлено 249 млн. руб.

Следует отметить, что из-за недостаточного контроля за сохранностью имеющегося оборудования, а также его старения, часть работ приходится выполнять ежегодно. Это работы по замене задвижек, розливов, электрощитовых, закрытию подвалов и чердаков, по установке новых металлических дверей на тепловые пункты и подвалы, восстановлению теплоизоляции. В 2006 году на эти цели было направлено почти 45 млн. руб. бюджетных средств.

В текущем году изменился подход к выполнению ремонтных работ, где основным приоритетом стало их комплексное выполнение. Как показал отопительный период 2005-2006 гг. из-за высокой степени износа внутридомовых сетей ежегодная промывка стояков уже не дает должного результата. Поэтому, было принято решение увеличить объемы работ по полной замене стояков отопления в домах и по желанию жителей одновременно менять приборы отопления и полотенцесушители.

Во время подготовки к зиме заменено 2 тыс. 264 стояка отопления, 775 приборов отопления, 406 полотенцесушителей в 347 домах. Затраты городского бюджета на эти цели составили более 7 млн. руб. Кроме того, одновременно с ремонтом систем инженерного оборудования велись работы по ремонту строительных конструкций. Отремонтировано 50,0 тыс. м. кв. кровель, в 116 подъездах проведен капитальный ремонт козырьков, в 496 домах отремонтировано 744 подъезда с одновременной заменой деревянных окон и блоков, на 536 домах заделано 63 тыс. п. м. швов и стыков стеновых панелей. Затраты городского бюджета на эти цели составили 66 млн. руб.

Постоянного внимания, как администрации города, так и управляющих компаний требует содержание лифтового хозяйства и ремонт лифтов. Если в 2005 году удалось полностью заменить 4 лифта и в 22 лифтах заменить кабины, то в 2006 году были полностью заменены 6 лифтов, а в действующих лифтах произведена замена 82 кабин и 26 станций лебедки. Впервые за последние годы усиленное внимание было уделено благоустройству придомовых территорий во всех районах города. За летний период благоустроено 166 придомовых территорий на общую сумму более 200 млн. руб.

В благоустройство, кроме работ по асфальтовому покрытию и установке поребриков, включались работы по расширению проезжей части с парковочными площадками для автомобилей, устройство тротуаров и отмостков жилых домов, установка детских площадок, завоз грунта и озеленение газонов.

Дорожно- коммунальное хозяйство и благоустройство
Город содержит и обслуживает огромное дорожно-коммунальное хозяйство, которое включает 491 км. дорог, 128 км. ливневых канализаций, 354 га. зеленых насаждений, 336 км. линий освещений, 40 мостов и другие объекты. На их содержание ежегодно требуется более 400 млн. руб., а с учетом роста заработной платы, цен на ГСМ, затрат на проведение текущего и капитального ремонтов расходы ежегодно увеличиваются на 30 %.

За 2006 год капитально отремонтированы автодороги по ул. Кирова на участке от пр. Металлургов до Дома быта, по пр.Металлургов на участке от вокзала до ул. Кирова, по улицам Куйбышева, Лазо, Разведчиков, Бардина, Климасенко, по ул. Обнорского в районе магазина «Практик», автодорога через Крепостную гору, подъезд к травмпункту в Новоильинском районе. Ремонтные работы проведены на Бунгурской путепроводной развязке, Левобережной транспортной развязке, на транспортных развязках на пересечении улиц Циолковского и Транспортная, на пр. Октябрьский и ул. Транспортная, закончена реконструкция «Бульвара Героев».

Проведённые работы позволили улучшить внешний вид улиц, повысить безопасность дорожного движения, снизить аварийность на дорогах. Новое покрытие без выбоин и ухабов позволяет более эффективно использовать уборочную технику. Качество работ при этом значительно улучшается. Построены новые линии освещения по улицам Петракова, Лазо, Куйбышева, бульвара 35-летия Победы. Произведена подсветка входного узла на «Бульвар Героев» со стороны пр. Октябрьского. Выполнение этих работ позволило повысить безопасность для пешеходов и снизить аварийность при движении автотранспорта в тёмное время суток.

В текущем году особое внимание уделено средствам регулирования дорожного движения. За год установлено 927 дорожных знаков, реконструировано и восстановлено 3 светофорных объекта, выполнено 163 км. дорожной разметки, установлено жёсткое удерживающее ограждение на автодороге «Новокузнецк-Листвяги». Выполненные работы позволили предупредить множество дорожно–транспортных происшествий, а установленные искусственные дорожные неровности и разметка, нанесённая в местах пешеходных переходов в районах школ, позволили значительно сократить число дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.

Транспорт
Транспортная сеть города насчитывает 97 городских и 47 пригородных автобусных маршрутов, 4 междугородних, 8 трамвайных и 4 троллейбусных маршрута. На содержание транспорта из городского бюджета в 2006 году направлено 404 млн. руб., что выше уровня 2005 года на 23%. При этом тарифы за проезд на муниципальном транспорте не менялись с 2004 года. Ежедневно на муниципальные маршруты, дотируемые из городского бюджета, выходят 148 автобусов, 72 трамвая, 30 троллейбусов, которые перевозят почти 86 млн. человек в год.

На муниципальных маршрутах пассажирам предоставляются все льготы по действующему законодательству. Дополнительно, за счет средств местного бюджета, оплачивается 50 % стоимости проезда для пенсионеров и действует система льготных проездных билетов для студентов и школьников. Созданы все условия для работы на транспортных маршрутах для частных предпринимателей, которые ежедневно выпускают на линию в среднем 359 автобусов и перевозят около 64 млн. пассажиров в год.

Для улучшения транспортного обслуживания населения, обеспечения социально-значимых перевозок ежегодно обновляется парк транспортных средств, открываются новые маршруты, устанавливаются новые остановочные павильоны и автобусные указатели, ремонтируются трамвайные пути и контактные троллейбусные сети. В 2006 году для работы на социально-значимых маршрутах на 79 млн. руб. приобретено 25 единиц подвижного состава, из которых 7 городских и 7 пригородных автобусов, 6 трамваев, 5 троллейбусов. Установлено 14 новых остановочных павильонов.

Хотелось бы особо отметить ход реализации приоритетных национальных проектов, которые нацелены на главные сферы жизнедеятельности горожан и напрямую связаны с важнейшими отраслями городского хозяйства.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России».
Наиболее острой для горожан была и остается проблема обеспечения жильем и поэтому выполнение мероприятий национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» имеет первостепенное значение. По состоянию на 1 ноября 2006 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (с учетом очередности на предприятиях и организациях) состоит 17 тысяч 331 семья, из которых: - 140 семей ветеранов Великой Отечественной Войны; - 656 семей инвалидов; - 1177 многодетных семей; - 345 семей участников локальных войн; - 546 воспитанников детских домов; -201 семья, пострадавшая от стихийных бедствий.

Кроме того, 10 тыс. 988 семей проживают в жилье, предоставляющем опасность для жизни, среди которых: - 5 тыс. 123 семьи (47%) проживают в ветхом и аварийном жилье, - 2 тыс. 863 семьи (26 %) проживают в зоне затопления; - 733 семьи (6%) проживают в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий; -2 тыс. 269 семьи (21%) проживают на подработанных территориях шахт. Потребность города в новом жилье можно оценить в 30-36 тыс. квартир (2,5 млн. кв. м.), в городе же в последнее время строиться около 2 тыс. квартир в год.

В 60-е, 80-е годы мы имели мощный строительный комплекс. В те годы строился ЗСМК, объем жилищного строительства достигал 400 тыс. кв. м. в год, но в середине 90-х годов он сократился до 70-80 тыс. кв. м. в год. В текущем году мы должны ввести 212 тыс. кв. м. жилья, что выше уровня прошлого года на 60%. Мы ушли от «точечной» застройки уплотняя кварталы, начали проектные работы по четырем новым микрорайонам общей площадью 1,5 млн. кв. м. На одном из них, а именно в кв. 45-46 Центрального района, работы уже начаты.

Ответственно решая поставленные в национальном проекте задачи, мы понимаем, что главная цель – доступность и комфортность жилья может быть достигнута только за счет увеличения объемов жилищного строительства и развития строительного комплекса. За 9 месяцев текущего года уже введено 160 тыс. м. кв. жилья и 846 семей улучшили жилищные условия. Высокие темпы жилищного строительства основаны на координации строительной индустрии города, внедрении различных форм кредитования граждан, ипотеки, заинтересованности в индивидуальном строительстве, а также благодаря Губернаторской программе предоставления долгосрочных целевых займов.

Для развития ипотечного жилищного кредитования в городе открыт филиал «Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию», который может предложить горожанам 11 вариантов кредитования. За 9 месяцев заключено 149 ипотечных договоров на общую сумму 110,7 млн. руб. Кроме того, активно работают по вопросам ипотечного кредитования 10 банков города. За 9 месяцев 2006 года их услугами воспользовались 1725 граждан на общую сумму 1,4 млрд. руб. В первом квартале 2007 года будет открыт ещё один Центр ипотечного кредитования «Внешторгбанком».

С рядом предприятий города («Промышленная Группа «Кузбасспромсервис», «Кузнецкие металлоконструкции», «Евразруда», «Ферросплавы, «Новокузнецкий хладокомбинат», «Барколь») оформлены соглашения об оказании финансовой помощи своим сотрудникам в приобретении квартир по ипотеке. При этом предприятия выступают либо поручителями своих работников при кредитовании, либо обязуются погашать часть процентной ставки по ипотечному кредиту, либо предоставляют своим работникам ссуды за счет собственных средств.

Системы долгосрочных целевых займов и субсидий, предоставляемых администрацией области, позволили в текущем году улучшить жилищные условия 571 семье, из которых 371 семья получила целевые займы, 125 семей было переселено из 45 аварийных и ветхих домов и бараков. По программе «Жилище» квартиры получили 20 семей детей-сирот. Кроме того, 6 общежитий переведены в статус «жилых домов» и их жильцы занимаются оформлением документов на приватизацию.

По целевой программе по сносу аварийного жилья планировалось снести 26 домов. В настоящее время снесено 15 домов и до конца года планируется снести ещё 9 домов, жители которых уже расселены.

Приоритетный национальный проект «Образование».
Благодаря целенаправленной и согласованной политики всех ветвей власти в текущем году успешно реализуется Президентский национальный проект «Образование». В муниципальную образовательную систему города входят 336 учреждений различного профиля, на содержание которых ежегодно направляется почти 30% всех расходов городского бюджета. В 2006 году на содержание учреждений образования направлено 2,5 млрд. руб., что на 9% больше, чем в 2005 году. Рост расходов позволил увеличить затраты на содержание одного ребенка в школе на 373 рубля в месяц, в детских дошкольных учреждениях на 708 рублей, в школах-интернатах на 4 тыс. 92 рубля, в детских домах на 2 тыс. 692 рубля.

Постоянное внимание к организации учебного процесса, обеспечения доступности образования и дополнительное финансирование мероприятий в рамках национального проекта «Образование» позволили в текущем году решить многие вопросы. Так, после получения специальных автобусов для перевозки учащихся были закрыты 3 малокомплектные школы. Для сокращения очередности на места в детских садах 2 начальные школы-детские сады и центр развития личности были перепрофилированы в дошкольные учреждения, что позволило открыть дополнительно 30 групп на 600 мест.

В школьные библиотеки на 6,5 млн. руб. закуплено новых учебников и в 9-ти школах установлены новые компьютерные классы. В соответствии с графиком выполняются работы по оборудованию школ пожарно- охранной сигнализацией. Совсем недавно, после реконструкции, был открыт лицей № 111 в Центральном районе на 300 учащихся, оснащенный современным оборудованием, лучшим на территории области спортивным залом со зрительскими трибунами на 273 места и столовой на 100 посадочных мест. Здание рассчитано на восприятие сейсмических усилий до 8 баллов. Физкультурно-спортивная зона включает футбольное поле, беговую дорожку на 200 метров, теннисный корт. Площадка для баскетбола запроектирована с учетом размеров и требований Международной Федерации баскетбола, что позволит проводить официальные соревнования по игровым видам спорта.

Значительно вырос уровень денежного содержания педагогических работников. Выплаты денежного вознаграждения за классное руководство и индексация заработной платы повысили уровень средней заработной платы в образовании на 18 %. Более 2 тысяч педагогов смогли существенно улучшить материальное положение, 27 педагогов улучшили свои жилищные условия и 75 человек прошли курс оздоровительных мероприятий. Активизировалась заинтересованность педагогических работников в повышении своей квалификации и применении в работе инновационных программ, так как только педагоги с высоким уровнем образования принимают участие в конкурсах «Лучший учитель», «Лучшая школа», «10 лучших школ Кузбасса».

По итогам года три муниципальные гимназии №№ 44,48,62 стали лучшими школами России, 25 учителей муниципальных школ признаны «Лучшими учителями России», 12 учителей получили звание «Лучшие учителя Кузбасса», 7 педагогов стали победителями областных конкурсов «Педагогические таланты Кузбасса», «Лидер в образовании», «Самый классный классный». Более 30-ти городских учреждений приняли участие в Международной выставке- ярмарке «Учсиб-2006», в конгрессе «Интеллектуальные ресурсы Сибири», Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость».

По итогам участия в фестивале-ярмарке «Учсиб-2006» малой золотой медалью награждены школы №№82,93,79,49 и гимназия№17. Дипломами «Сибирской ярмарки награждены 7 образовательных учреждений. За инновационные разработки по различным направлениям городские учреждения получили 2 золотые медали, 1 серебряную медаль и 30 дипломов Кузбасской ярмарки.

По-прежнему, особое внимание в течение года, было уделено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. За 9 месяцев 2006 года на их содержание из бюджетов всех уровней получено 39 млн. руб., из которых почти 91% были направлены на выплату опекунских пособий. Открыты лицевые накопительные счета для 3 тыс. 69 детей-сирот, на которые ежемесячно перечисляется 100 руб. Бесплатным проездом на общественном транспорте пользуются 1 тыс. 354 детей-сирот. Впервые в 2006 году создано 18 приемных семей, в которых воспитываются 43 ребенка.

Важной составной частью социальной политики является организация оздоровления и занятости детей и подростков, которая рассматривается не только как оздоровление детей и проведение их досуга, но и как средство профилактики безнадзорности в период летних каникул. Ежегодно в летние оздоровительные лагеря ездят отдыхать более 20 тыс. детей. В 2006 году на летние оздоровительные мероприятия из городского бюджета было выделено15,4 млн. руб.

Приоритетный национальный проект «Здоровье».
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города является задача сохранения здоровья граждан. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 году позволила существенно повысить уровень предоставления медицинской помощи горожанам. Дополнительные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета 992 врачам, медицинским сестрам и фельдшерам позволили почти в 3 раза увеличить заработную плату, повысить престиж профессии, улучшить укомплектованность кадрами, снизить коэффициент совместительства. Почти 90 врачей-терапевтов и врачей-педиатров прошли переподготовку и повысили свой профессиональный уровень.

Для обеспечения деятельности поликлиник города и Станции скорой медицинской помощи в 2006 году приобретено 14 единиц автотранспортных средств и 17 санитарных автомобилей получено из федерального бюджета. Значительно улучшилось оснащение лечебно-диагностической базы первичного звена учреждений здравоохранения. За 2006 год получено 17 комплектов лабораторного оборудования, 5 рентгенаппаратов, 12 аппаратов ЭКГ-6-канальных, 6 аппаратов УЗИ, 6 единиц эндоскопического оборудования. В больнице № 1 установлен уникальный компьютерный томограф для обследования жителей города и всего Юга Кузбасса.

Впервые началась планомерная работа по иммунизации и диспансеризации населения. За 9 месяцев текущего года проведена иммунизация 110,4 тысяч горожан. В рамках диспансеризации осмотрено около 17,5 тыс. работников бюджетной сферы и работающих во вредных условиях. За каждого обследуемого в этом году Фонд социального страхования платит 535 руб. Поэтому, в рамках национального проекта не только проведено обследование горожан, но и привлечено почти 20,0 млн. руб. на дополнительную заработную плату «узких» специалистов поликлиник.

За счет привлечения средств так называемых «родовых сертификатов» в текущем году значительно укрепилась служба родовспоможения и до конца года «родильные дома» и «женские консультации» получат за счет средств федерального бюджета дополнительно 35 млн. руб. По сравнению с 2005 годом весь комплекс проведенных мероприятий в области здравоохранения позволил достичь в текущем году следующих результатов: -показатель рождаемости населения увеличился на 3,5%; - снизились показатели общей заболеваемости населения на 5,8 %, общей смертности населения на 6,1%, смертности трудоспособного населения на 9,7%. - за счет всех источников финансирования фактические затраты на одного жителя в области здравоохранения увеличились на 79 %; - возросла стоимость одного койко-дня по медикаментам на 43 % и на 60% по питанию. - почти в три раза с 94,4 млн. руб. до 270 млн. руб. возросли затраты на льготное лекарственное обеспечение населения. - 174 человека получили дорогостоящую медицинскую помощь по современным технологиям не только в лечебных учреждениях города, но и городах Кемерово, Томск, Новосибирск, Москва.

Региональный проект «Культура».
Говоря о развитии города, о его заслуженном положении среди самых престижных городов Кузбасса и Сибири, нельзя не остановиться на культурной сфере города. Новокузнецк располагает обширной базой учреждений культуры, искусства и кино. На территории города действует более 15 клубов и дворцов, 29 библиотек, 3 театра, цирк, 4 кинотеатра, планетарий, 2 парка, Дом творческих союзов, 5 музеев, джаз-клуб «Геликон» и многое другое, что пользуется неизменной любовью у горожан и способно организовать с большой пользой их досуг. На их базе проводятся различные концерты, фестивали, выставки, научно-технические конференции, лекции и многое другое.

В рамках реализации регионального проекта «Культура» в городе было проведено почти 10 тысяч различных мероприятий. Общие расходы на укрепление материально-технической базы учреждений культуры за 9 месяцев текущего года составили 12 млн. руб. Проведены ремонтные работы в 30 учреждениях культуры, приобретено 34 комплекта компьютерной и прочей оргтехники, почти на 2 млн. руб. приобретено мебели и прочего оборудования. Значительно улучшились показатели работы библиотек, деятельность которых в текущем году была направлена на реализацию стратегии устойчивого и эффективного развития.

За счет использования электронных коммуникаций расширена возможность доступа к мировым информационным ресурсам системы «Интернет». Из года в год растет число посетителей библиотек. На обновление библиотечных фондов из городского бюджета планируется выделить до конца текущего года 2,5 млн. руб. Спорт В нашем городе для активных занятий физкультурой и спортом созданы все условия.

Сегодня успешно работают Ледовый дворец спорта, 2 крытых катка с искусственным льдом, 4 стадиона, 8 плавательных бассейнов, 166 спортивных залов. В городе продуктивно работают Училище Олимпийского резерва, Школа высшего спортивного мастерства, 7 школ Олимпийского резерва, ДЮСШ по вольной борьбе им. А.Г.Смолянинова, 6 детско-юношеских клубов физической подготовки, где занимаются свыше 14 тыс. детей и подростков.

Благодаря столь основательной технической базе, новокузнецкий спорт достиг заметных успехов на общероссийском и международном уровнях. В первую очередь это относится к таким видам спорта как хоккей, футбол, регби, дзю-до, самбо, греко-римская и вольная борьба, бокс, лыжный спорт, шахматы. Ежегодно в Новокузнецке проводится свыше 200 соревнований по 37 видам спорта, в которых принимает участие более 18 тыс. человек, что служит прочным фундаментом для достижения новокузнечанами высоких спортивных вершин.

Строится и реконструируется спортивная база объектов физкультуры и спорта. В октябре 2006 года было введено в строй футбольное поле с искусственным покрытием 5-го поколения, что позволяет новокузнечанам заниматься футболом в течение всего года. Затраты на возведение футбольного поля составили свыше 8,0 млн. руб.

Все эти успехи неразрывно связаны с ежегодным увеличением бюджетного финансирования муниципальных спортивных учреждений, которое за последние три года выросло в 3 раза и составило в 2005 году 65,7 млн. руб., а за 9 месяцев 2006 года уже 95,6 млн. руб.

В 2006 году в славную летопись спортивных побед новокузнечан вписали чемпион Мира по тяжелой атлетике Роман Константинов, чемпион России по пулевой стрельбе Денис Давыдов, чемпион Мира по борьбе самбо в командном первенстве Дамир Гильванов, серебряный призер Международных соревнований по легкой атлетике Светлана Ладохина, победитель этапа Кубка Мира по настольному теннису Кирилл Скачков. По итогам года подготовлено 2 мастера спорта Международного класса, 23 мастера спорта России, 102 кандидата в мастера спорта и 27 новокузнечан стали членами и кандидатами в сборные команды России по различным видам спорта.

Социальная защита
Одним из важнейших приоритетов в работе администрации города является поддержка старшего поколения, ветеранов, инвалидов, детей из малообеспеченных семей.

На протяжении всех последних лет создана целая система оказания социальной помощи разным слоям населения города, которая включает в себя: - оказание срочной материальной помощи жителям города, - выделение путевок для детей в отделения дневного пребывания, -трудоустройство подростков из малообеспеченных семей с предоставлением питания, - определение безнадзорных детей в приюты, - начисление и выплату жилищных субсидий, -исполнение государственных гарантий в соответствии с Законами РФ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О погребении» и многое другое.

Для оказания поддержки малообеспеченным жителям города продолжено открытие социально-ориентированной торговой сети, которая на сегодня составляет 13 единиц. Это известные магазины с более низкими ценами и названиями «Губернский», «Народный», «Пенсионер». Второй год в городе работает областная программа по замене оконных блоков участникам Великой Отечественной Войны. По этой программе до 50% затрат оплачивается из областного и городского бюджетов.

В текущем году количество участников программы увеличено в 2 раза и произведена замена оконных блоков в 262 квартирах участников Великой Отечественной Войны. Еще одной формой социальной поддержки ветеранов в текущем году стало кредитование на приобретение товаров длительного пользования. В распоряжение городского Совета ветеранов за счет средств городского бюджета выделено 350 тыс. рублей, которые составили ссудный фонд для выдачи возвратных ссуд на неотложные нужды пенсионерам.

Под постоянным контролем находятся вопросы реализации федеральных и областных законов. На сегодняшний день около 20% населения или 105 тысяч человек ежемесячно получают поддержку в виде льгот по федеральным и региональным законам. Почти 12% семей ежемесячно получают субсидии на жилищные услуги в среднем по 700 руб. на семью.

В 2006 году впервые введена система ежемесячных денежных выплат 3,5 тысячам региональных льготников, которые получили денежные выплаты взамен натуральных льгот. Кроме того, в течение последних лет, по решению городского Совета народных депутатов, ежемесячно из бюджета города выплачивается компенсация за услуги связи 863 одиноко проживающим пенсионерам, которые не имеют льгот по другим основаниям.

В течение 2006 года вступили в действие областные законы, направленные на поддержку многодетных семей. В нашем городе на учете состоят 624 многодетные семьи, которые воспитывают 2 тыс. 212 детей. По этим законам родители многодетных семей имеют право на 30% снижение размера оплаты за коммунальные услуги, ежемесячно получают денежную компенсацию на хлеб, имеют право на первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, на бесплатный проезд школьников, на бесплатную выдачу лекарств детям до 6 лет и т. д.

С июля 2006г. вступил в силу Закон Кемеровской области «О социальной поддержке отдельных категорий семей, имеющих детей», который устанавливает право на получение ежемесячных компенсаций расходов по родительской плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. В рамках этого закона реальную помощь получили более 120 семей.

По уже сложившейся традиции ежегодное проведение акции «Помоги собраться в школу» находит самый живой отклик у всех горожан. В рамках этой акции в текущем году более 2 тыс. детей получили обувь осеннего и зимнего ассортимента. Кроме того, за счет средств городского бюджета, более 2,5 тысяч школьников и студентов из малообеспеченных семей получили проездные билеты на проезд в муниципальном транспорте.

Молодежь
На сегодняшний день молодежная политика представляет собой деятельность органов власти по созданию условий для самореализации молодежи и обеспечению гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни. В Новокузнецке численность молодого населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет чуть более 160 тыс. человек. Свыше 120 молодежных и детско-юношеских общественных некоммерческих организаций принимают активное участие в самых разнообразных сферах жизнедеятельности города.

Позитивным моментом является обозначившаяся в последние годы тенденция увеличения численности студенческой и учащейся молодежи, Уже традиционной стала практика создания студенческих трудовых отрядов, занятых благоустройством города. В течение 2006 года было сформировано 6 таких отрядов, общей численностью 2 тыс. 220 человек, что более чем в 2 раза превышает количество участников стройотрядов по сравнению с 2005 годом. В 2006 году ребята из этих отрядов проводили ремонт и озеленение улиц Бардина, Лазо, центральных улиц Заводского района.

В начале 2006 года впервые был создан волонтерский отряд, в задачи которого входила ликвидация последствий паводка, оказание помощи одиноким и престарелым жителям частных домов по расчистке участков. В течение недели силами этого отряда были приведены в порядок улицы поселка Форштадт и берег Кондомы в районе вертолетной площадки.

Правопорядок
В городе проводятся мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на улицах, в общественных местах, при проведении массовых мероприятий, обеспечение антитеррористической, противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения. За 9 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 6 тыс. 469 преступлений, что на 3,2% больше аналогичного периода прошлого года. Раскрыто 5 тыс. 311 преступлений, раскрываемость 82,1%, тогда как в среднем по области она составила 65,2%. В тоже время нераскрытыми остаются 483 преступления.

Заметно снизилось количество особо тяжких преступлений, дорожно-транспортных происшествий, пожаров и загораний, преступлений совершенных несовершеннолетними, меньше людей погибло и пострадало при дорожных авариях и пожарах.

В 2006 году не допущено чрезвычайных происшествий. Наряду с положительными результатами, обстановка в городе остается проблемной. Имеет место рост преступлений против личности на 12,6% (с 1512 до 1702), краж и угонов автотранспорта на 13% (с 138 до 156), грабежей на 5,1%; (с 679 до 714), преступлений на улицах на 8,6% (с 289 до 314), лицами, ранее совершавшими преступления на 6,8% (с 1969 до 2104).

Предстоит много сделать в борьбе с преступностью по сокращению пьянства, незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, металлолома, предупреждении и пресечении хищений на линиях связи и энергоснабжения, обеспечении безопасности в жилом секторе, охране общественного порядка на улицах и общественных местах.

 

ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ

ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА ЗА 2006 ГОД

Меры, принятые нами по ускорению темпов экономического развития и собираемости налогов, позволят выполнить годовой план по доходам и получить в текущем году в бюджет города 9 млрд. 391 млн. 380 тыс. рублей, что на 1,2 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Наиболее значимыми для городского бюджета в текущем году стали: - поступления налогов на доходы физических лиц (17 % от всех доходов), земельные платежи (10,7% от всех доходов); - доходы от аренды муниципального имущества и его продажи (6,9% от всех доходов); - поступления из областного бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций в размере (48,3% от всех доходов).

В 2006 году ожидаемое исполнение бюджета по расходам составит 9 млрд. 825 млн. 205 тыс. руб. Исполнение расходных обязательств г. Новокузнецка в части полномочий местного бюджета ожидается в размере 7 млрд. 191 млн. 930 тыс. руб., что составляет 73,2% всех расходов. Расходы за счёт субвенций и субсидий из областного бюджета ожидаются в размере 2 млрд. 633 млн. 275 тыс. руб., что составляет 26,8% всех затрат.

По структуре расходов приоритетное значение уделяется содержанию учреждений социально- культурной сферы. В течение года на финансирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, правоохранительной деятельности направлено более 60% всех расходов бюджета.

Вторым по значимости приоритетным направлением расходов является содержание жилищно-коммунального хозяйства. На содержание этой отрасли, которая обеспечивает отопление, освещение, водоснабжение в жилищном фонде, его уборку и ремонт, а также ежедневную уборку дорог, в текущем году направлено 28% всех бюджетных средств.

Уважаемые депутаты! Уважаемые новокузнечане!

Мы подвели основные итоги нашей совместной работы и впереди нас ждет Новый 2007 год. Развитие экономики в 2007 году. Социально-экономическое развитие города в 2007 году можно охарактеризовать как благоприятное, способствующее повышению качества жизни населения. Основой бюджетного планирования на очередной финансовый год стал прогноз социально-экономического развития г. Новокузнецка на 2007 год, в соответствии с которым обозначены следующие позиции социально-экономического развития города.

В целом по городу в 2007 году прогнозируется некоторый спад объемов промышленного производства в денежном выражении на 0,5% в сопоставимых ценах к 2006 году, главным образом, в металлургии и добыче полезных ископаемых.

В 2007 году намечается снижение уровня добычи угля до 98% к уровню 2006г. При этом, положительным моментом является то, что угольные предприятия планируют инвестировать значительные средства в строительство шахт, техническое перевооружение, вопросы безопасности и развитие инфраструктуры. Объемы производства в металлургии прогнозируются на уровне 2006 года. В 2007 году вероятно снижение цен на металлургическую продукцию на 5-10%, в связи с ожидаемым ухудшением конъюнктуры на рынках промышленно-развитых стран, а также превращением Китая с 2008 года в нетто-экспортера по мере ввода новых мощностей.

Объемы производства стали, стальных труб, проката черных металлов, чугуна в натуральном выражении прогнозируются немногим выше уровня 2006 года. Предприятия планируют продолжать работу по обновлению основных фондов, внедрению новых технологий для повышения конкурентоспособности конечной продукции, снижения ее себестоимости, производственных издержек и улучшения качества. В то же время по ряду видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов города объем выпуска промышленной продукции в прогнозируемом периоде увеличится.

В 2007 году планируется рост в производстве пищевых продуктов, транспортных средств и электрооборудования на 2%, в производстве кокса на 5%. За счет применения энергосберегающих технологий и снижения потерь в сетях при передаче примерно на 1% будет расти объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Объемы налоговых поступлений во все уровни бюджетов составят в 2007 году 16,2 млрд. рублей.

В местный бюджет поступит 3,2 млрд. рублей, что на 23% больше, чем в текущем году. Прирост темпов роста объемов инвестиций в основной капитал в среднем составит 17,6%. Сохранится тенденция к увеличению доли привлекаемых кредитов банков и заемных средств у других предприятий. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций будет снижаться.

От развития реального сектора экономики зависит уровень качества жизни населения.

В демографической ситуации остается проблема снижения численности населения, несмотря на снижение показателя смертности. Основной задачей, по-прежнему, будет осуществление мер по снижению заболеваемости и смертности, формирование здорового образа жизни, создание предпосылок для стабилизации рождаемости и последующего демографического роста.

Сохраниться проблема с занятостью населения. Основную численность безработных составляют лица, не имеющие профессии, впервые вышедшие на рынок труда или обратившиеся после длительного перерыва в работе. В 2007 году уровень безработицы по отношению к экономически активному населению останется на уровне 2005-2006 г. В 2007 году будет увеличиваться размер средней заработной платы работников различных отраслей экономики.

С 2005г. по 2008г. среднемесячная заработная плата бюджетников должна вырасти в 2 раза.

Одновременно предусматривается увеличение среднего размера трудовой пенсии на 19,5%. Рост социальных трансфертов будет обусловлен также увеличением денежных компенсаций по льготам. В свою очередь, рост доходов приведет к росту потребления. В основном расходы будут направлены на покупку товаров и оплату услуг. Следовательно, увеличится оборот розничной торговли (по прогнозу в 2007 году на 14%), оборот общественного питания – на 11%, а также объем предоставляемых платных услуг населению на 4%.

В 2007 году продолжится реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Культура», «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и по решению Губернатора добавится еще один проект «Малый бизнес Кузбасса».

В рамках исполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в 2007 году планируется увеличить объемы строительства жилья до 220 тыс. кв. метров, снести 29 бараков и переселить из них 248 семей, предоставить населению возможность строить жилье за счет собственных средств и кредитов. Для того чтобы решать проблемы жилищного строительства в указанном объеме необходимо привлечь серьезные инвестиции и выполнить большой объем работ по инженерному обеспечению строящегося жилья.

Это, прежде всего, строительство подстанции «Береговая» с ЛЭП от подстанции «Кузнецкая» с переходом через реку Томь, увеличение мощностей Западно-Сибирской и Кузнецкой ТЭЦ, большие работы по увеличению объема подаваемой воды в Новоильинский район и другие не менее сложные работы.

В рамках федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» во втором полугодии текущего года встали на очередь 44 молодые семьи, которые уже в начале будущего года смогут получить жилищные субсидии в размере 35-40% от расчетной стоимости жилья в соответствии с действующим законодательством. Ещё одной целью президентской программы является выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. С принятием нового Жилищного кодекса, понятие «бесплатного жилья» сохранилось только для отдельных категорий ветеранов и инвалидов.

На 2007 год в «Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области» подана заявка на обеспечение жильем 53 человек. В 2007 году продолжит действовать федеральная программа «Переселение граждан с подработанных территорий». Это в основном частные дома. В соответствии с этой программой часть средств выделяется из федерального бюджета, а недостающие средства граждане вносят самостоятельно. В 2006 году по этой программе городу выделено около 30 млн. руб. Такой же объем средств, для оказания содействия в переселении граждан, предполагается получить и в следующем году.

В 2007 году продолжиться исполнение мероприятий национального проекта «Образование».

На содержание учреждений образования только за счет собственных средств будет направлено 1 млрд. 947 млн. руб., что на 22 % больше, чем в текущем году. Кроме того, за счет средств областного и федерального бюджетов в виде субвенций планируется получить более 1 млрд. руб. Самыми приоритетными направлениями работы в этой отрасли в 2007 году планируются следующие:

Реализация мероприятий национального проекта «Образование», на финансирование которого в 2007 году планируется направить из городского и областного бюджетов почти 18 млн. руб., в том числе: - 4,0 млн. руб. на поддержку учреждений образования, внедряющих инновационные образовательные программы; - 13,6 млн. руб. на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство; - 200 тыс. руб. на проведение конкурсов, поддержку молодежных проектов, предоставление грантов талантливым молодым людям с 12 до 22 лет; - 120 тыс. руб. на поощрение лучших учителей через конкурсный отбор и систему грантов/

Говоря о национальном проекте «Образование», нельзя забывать и о развитии дополнительного образования, физкультуры и спорта.

В 2007 году планируется провести реконструкцию стандартных хоккейных коробок и летних спортивных площадок в районах города, обеспечить участие новокузнецких спортсменов в 87 областных, республиканских и международных соревнованиях. Кроме того, в 2007 году начнет действовать среднесрочная городская целевая программа «Новокузнецк-спортивный», в рамках которой резко увеличиться количество спортивных мероприятий во всех районах города, их доступность и массовость.

Среди текущих расходов на 2007 год следует отметить выделение средств на летний отдых детей в размере 7,5 млн. руб., на приобретения жилья для детей сирот в размере 1 млн. руб., на ремонт учреждений для детей-сирот в размере 26 млн. руб., на установку пожарной сигнализации в размере 10 млн. руб. На 2007 год разработаны 2 среднесрочные городские целевые программы: «Совершенствование организации питания» и «Реконструкция групповых помещений в дошкольных учреждениях».

Реализация этих программ в течение 5 лет позволит обновить технологическое оборудование в столовых и комбинатах питания и за счет реконструкции в 19-ти действующих детских садах создать дополнительно 600 мест для детей дошкольного возраста. В 2007 году на выполнение этих двух программ планируется направить 12,0 млн. руб. В 2007 году мы намерены изменить подход к проведению капитального ремонта в школах и детских дошкольных учреждениях. В 2007 году на эти цели планируется направить почти 30 млн. руб.

Уже в начале года будут определены приоритетные виды капремонта, такие как ремонт кровли и замена окон, и только после их окончания будут проводиться электротехнические и сантехнические работы.

 

Начатая в текущем году реализация национального проекта «Здоровье» будет продолжена и в 2007 году. На содержание 36 учреждений здравоохранения в 2007 году будет выделено 1 млрд. 142 млн. руб., что на 13 % больше чем в текущем году. Сохраняться ежемесячные дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам. Продолжиться подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, а также начатые в текущем году мероприятия по иммунизации и диспансеризации населения. На уровне текущего года планируется обеспечить население города высокотехнологичными видами медицинской помощи. Продолжиться выделение средств на оплату дорогостоящего лечения.

В 2007 году на эти цели будет направлено 10,4 млн. руб. В 2007 году предполагается оснастить амбулаторно-поликлинические службы медицинским оборудованием, в том числе современными рентгенаппаратами, передвижными флюорографами, эндоскопическим оборудованием. Заявка на эти цели в размере 52 млн. руб. уже утверждена.

Для дальнейшего усиления службы родовспоможения и детства за счет федеральных средств в 2007 году впервые предусмотрены следующие выплаты: -учреждениям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь по диспансеризации женщин в период беременности, по 3,0 тыс. руб. за каждую женщину, получающую такие услуги; -учреждениям, оказывающим стационарную помощь женщинам во время родов, по 6,0 тыс. руб. за каждую женщину, получившую такие услуги. В рамках усиления амбулаторно-поликлинической помощи детям всем учреждениям, оказывающим помощь по диспансеризации детей первого года жизни, будет выделено по 1,0 тыс. руб. за каждого ребенка, получившего такие услуги по истечении первых шести месяцев жизни.

В 2007 году особое внимание будет уделено диспансеризации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, передаваемых в опекунские семьи. Разработана и представлена для рассмотрения среднесрочная целевая программа «Здоровье новокузнечан», в рамках которой в 2007 году основное внимание будет уделено приобретению наркозно-дыхательной аппаратуры.

В части реализации проекта «Культура» в 2007 году предусмотрено выделение средств на текущее содержание всех муниципальных учреждений культуры в размере 191,5 млн. руб., что выше уровня текущего года на 14 %. На выделенные средства будут содержаться учреждения культуры и проводиться мероприятия, способствующие развитию культурной жизни города (различные праздники, концерты, фестивали, конкурсы). Наша задача создать все условия для творческой реализации учащихся, обеспечить сохранность историко-культурного наследия, нормативный режим хранения и использования музейных и библиотечных фондов и т. д.

Основные мероприятия регионального проекта «Малый бизнес Кузбасса» ещё находятся в стадии разработки и утверждения, но несомненно, что развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономики города. В малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей к концу 2007 года численность работающих вырастет на 1,6% и достигнет более 77 тыс. человек. Темп прироста выпуска товаров и услуг составит в среднем 9%. Оборот малых предприятий увеличится до 104 млрд. руб.

В рамках запускаемого регионального приоритетного проекта «Малый бизнес Кузбасса», реальная помощь и поддержка развития малого бизнеса, даст возможность рассматривать малый бизнес как перспективную финансовую основу для бюджета города.

Хотелось бы выделить еще
ряд приоритетных направлений в развитии нашего города
в 2007 году:

В области строительства:
К сожалению, учитывая наличие бюджетного дефицита в размере 7,3% от всех доходов, на адресную инвестиционную программу в 2007 году будет направлено 358 млн. руб., что ниже уровня текущего года почти в 2 раза. Из вновь начинаемых строек в программу вошли только 4 объекта:
«Строительство полигона ТБО», сметная стоимость строительства которого без стоимости подъездных дорог составляет 732 млн. рублей. Объект необходим для прекращения деятельности и консервации существующей свалки в водоохраной зоне р.Томь. В 2007 году из городского бюджета на строительство этого объекта предусмотрено 30 млн. рублей;

«Реконструкция проспекта Строителей». На финансирование этого объекта предполагается выделить 33 млн. рублей;

В 2007 году будет начато строительство школы №136 и детского сада №139 в кв.14-14а Новоильинского района. В квартале 14-14а инфраструктура развита слабо, район спальный, нет ни одной общеобразовательной школы. По плану застройки квартала до 2009 года предполагается строительство 16 домов (1834 квартиры общей площадью 100 тыс. 342 квадратных метра). Открытие школы на 825 учащихся и детского сада на 230 мест в значительной мере позволит решить вопрос с обеспечением местами в школьных и дошкольных учреждениях детей района.

Кроме нового строительства, планируется продолжить строительство и реконструкцию поликлиники в кв.14-14а Новоильинского района, второй очереди канализации, ул.Удмуртской, ул.В. Соломиной, больницы № 1.

В области жилищно-коммунального хозяйства:
Предусмотрено сохранение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 80%, а 20% берет на себя область и город. В бюджете города на 2007 год на выплату дотации населению за жилищные и коммунальные услуги предусмотрено 1 млрд. 537 млн. руб., что составляет 21% от всех расходов. Вступление в действие в текущем году Постановлений Правительства РФ № 491, 306,307,75 определило новый порядок взаимоотношений жителей и поставщиков как жилищных, так и коммунальных услуг.

Теперь городская власть не выступает посредником между жителями и поставщиками услуг, а каждый житель города обязан определиться, как ему удобнее содержать свой двор, подъезд, квартиру. Для этого до конца текущего года необходимо определиться с выбором управляющей компании. А если этого не произойдет, то администрация города обязана подготовить и провести конкурсы по выбору управляющих компаний в домах, где собственники самостоятельно не определились с их выбором.

При этом не гарантируется, что стоимость услуги не будет выше текущего года. Она может возрасти в несколько раз. Учитывая, что в настоящее время только 15 % собственников жилья выбрали управляющую компанию или создали ТСЖ, и полностью определился с выбором способа управления (на 99%) только Новоильинский район, мы должны убедить жителей города очень серьезно оценить свои возможности и самостоятельно определиться с выбором управляющей компании.

В 2007 году будут продолжены работы по благоустройству придомовых территорий в том же объеме, что и в 2006 году. На эти цели в бюджете предусмотрено 165,0 млн. рублей. Впервые в 2007 году планируется проведение работ по обеспечению пожарной безопасности жителей домов повышенной этажности и общежитий. Для этого подготовлены целевые программы на ближайшие 5 лет с объемом финансирования почти 114 млн. руб. Первый этап работы по 16 домам повышенной этажности и 5 общежитиям планируется выполнить уже в 2007 году на общую сумму 27 млн. руб.

Более 475 млн. руб. в 2007 году будет направлено на работы по благоустройству города, поддержанию его улиц, скверов, площадей в надлежащем состоянии. Почти половину всех расходов по этому направлению составляют расходы на ежедневное уличное освещение, летнее озеленение, содержание дорог, мостов, фонтанов, дрен, дамб, канав. Кроме текущих работ в 2007 году планируется:

  • установить общественные туалеты;
  • обустроить площадки и установить контейнеры для сбора бытового мусора в частном секторе;
  • продолжить работы по восстановлению линий наружного освещения;
  • провести капитальный ремонт автодорожного моста через реку Шарап по ул. Гончарова в Куйбышевском районе;
  • провести капитальный ремонт улиц 1 Мая, К. Маркса, площади у ДК им. Дзержинского в Куйбышевском районе;
  • отремонтировать проезжую часть, тротуары, линии наружного освещения и провести реконструкцию озеленения по ул. Фесковской.

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА НА 2007 ГОД

Проект бюджета на 2007 год по доходам составлен на основании действующих нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов со специальным налоговым режимом и с учетом принятых правовых актов по введению местных налогов и сборов на 2007 год.

В соответствии со статьями 61.2, 62, 58 Бюджетного Кодекса РФ, проекта закона Кемеровской области «Об областном бюджете на 2007 год» в бюджет города Новокузнецка в 2007 году планируются поступление налогов и сборов по следующим нормативам и основным налогам: - 38,53 процента налога на доходы физических лиц; - 90 процентов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; -100 процентов налога на имущество физических лиц; - 100 процентов земельного налога; - и другие.

В 2007 году будет увеличен норматив отчислений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц на 1,29%, а норматив поступлений от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городских округов (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства) будет сокращен на 30%.

В соответствии с приведенными нормативами отчислений собственные доходы городского округа на 2007 год планируются в размере 6 млрд. 738 млн. 997 тыс. руб., что на 101 млн. 591 тыс. руб. больше чем в 2006 году. Основными источниками доходов на 2007 год по-прежнему являются налог на доходы физических лиц и земельный налог. Их доля в структуре собственных доходов бюджета составит 58 %.

Налога на доходы физических лиц в 2007 году планируется получить в размере 1 млрд. 750 млн. 418 тыс. руб., что выше уровня текущего года на 9 % и в структуре собственных доходов бюджета составляет 35 %.

За счет поступлений земельного налога и арендной платы за землю планируется получить 1 млрд. 454 млн. 300 тыс. руб., что составляет 22 % от доходов бюджета. Удельный вес его в 2007 году увеличится по сравнению с 2006 годом на 5%, в связи с дополнительным сроком уплаты за четвертый квартал 2006 года.

На 7,5% больше поступлений текущего года, в 2007 году планируется получить единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

По доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности планируется получить в 2007 году 727 млн. 935 тыс. руб., что по удельному весу составляет 11% всех доходов и на 45 млн. 528 тыс. руб. больше чем в 2006 году.

Однако, почти на 41% ожидается сокращение доходов от продажи муниципального имущества и материальных (нематериальных) активов. Если в текущем году получено 994 млн. руб., то в следующем году планируется получить только 412 млн. руб.

По остальным доходным источникам изменения параметров как в сторону снижения, так и в сторону увеличения ожидаются незначительными. К сожалению, действующая в настоящее время система межбюджетных отношений не обеспечивает финансовыми ресурсами исполнение полномочий городского округа в полном размере. Но мы надеемся, что в течение года, вопросы межбюджетных отношений будут урегулированы, а также целевую помощь окажут промышленные предприятия города. Поэтому предусматриваем в доходах городского бюджета финансовую помощь в размере 1 млрд. 794 млн. 253 тыс. руб. (27% от всех доходов).

В последние годы политика Новокузнецкого городского Совета народных депутатов в части предоставления налоговых льгот была ограничена постоянным бюджетным дефицитом. Не будет исключением и 2007 год, в котором размер предоставленных налоговых льгот по земельным платежам и доходам от сдачи в аренду муниципального имущества составит 84,8 млн. руб. или менее 2% от собственных доходов бюджета.

Для обеспечения сбора запланированных налогов в 2007 году предстоит выполнить огромный объем работы, и, прежде всего, в части сбора земельных платежей, а именно:

  • необходимо уточнить стоимость земельных участков под многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, индивидуальными гаражами и садовыми участками;
  • подготовить необходимые сведения для налоговых органов;
  • пересмотреть ставки земельного налога для промышленных предприятий;
  • внедрить новые системы возмещения убытков за земли санитарно-защитных и охранных зон;
  • организовать работу по оформлению в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для садоводства, индивидуального гаражного и жилищного строительства.

В соответствии со статьей 16 федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прогноз расходных обязательств Новокузнецкого городского округа на 2007 год по вопросам местного значения составляет 7 млрд. 233 млн. 471 тыс. руб. Расчет расходов на обеспечение указанных расходных обязательств составлен исходя из показателей уточненного бюджета города на 2006 год с применением следующих индексов дефляторов: -с 1 сентября 2007 года предусмотрено увеличение заработной платы работников бюджетной сферы на 15%.

Всего на заработную плату работникам бюджетной сферы с учетом повышения планируется направить 2 млрд. 82 млн. 654 тыс. руб., что составляет 29 % от общего объёма расходов бюджета.

По коммунальным услугам учтен рост тарифов за тепло и электроэнергию, водоснабжение и водоотведение в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Расходы на оплату коммунальных услуг предусмотрены в сумме 1 млрд. 580 млн. 917 тыс. руб., что составляет 22 % от общей суммы расходов, из которых 69% - это расходы на дотацию населения за тепло и горячую воду.

Прочие расходы бюджета рассчитаны исходя из ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2006 год с учетом индекса инфляции в размере 7,5%.

Кроме перечисленных затрат, связанных с индексацией расходов по установленной методике, в 2007 планируются следующие дополнительные расходы бюджета:

  • расходы на оплату налога на имущество по муниципальным предприятиям и учреждениям (в связи с отменой льгот) в размере 150 млн. руб.;
  • расходы на организацию проведения дополнительных выборов в размере 560 тыс. руб.;
  • расходы на адресную инвестиционную программу в размере 358 млн. руб.;
  • расходы на разработку градостроительной документации в размере 10 млн. руб.;
  • расходы на проведение городских спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в размере 2 млн. 785 тыс. руб.;
  • расходы на проведение капитального ремонта здания муниципального учреждения "Архив г. Новокузнецка" в размере 1 млн. 355 тыс. руб.;
  • расходы на городские целевые программы в размере 68 млн. 585 тыс. руб.

 

По экономической структуре расходы можно разделить на 4 части:
1. Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В общих затратах их уровень составляет 29% или 2 млрд. 83 млн. руб. Эти расходы предусмотрены для содержания более 40 тысяч работников социальной бюджетной сферы.
2. Расходы на оплату коммунальных услуг. В общих расходах бюджета они составляют 1 млрд. 581 млн. руб. или 22% и включают в себя как затраты на содержание бюджетных учреждений в размере 439 млн. руб. (28 %), так и дотацию населению за отопление и водоснабжение в размере 1 млрд. 142 млн. руб.(72%).
3. Расходы за счет доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений в размере 728 млн. руб. или 10 % от всех затрат;
4. Прочие расходы бюджета в размере 2 млрд. 841 млн. руб. или 39%.

За счет прочих расходов бюджета содержаться 8 муниципальных предприятий транспорта, из которых 2 предприятия имеют статус «казенных», 1 муниципальное предприятие коммунального хозяйства по содержанию городских бань, 3 казенных предприятия по содержанию жилищного хозяйства и городских котельных. Кроме того, в состав указанных расходов включается:

  • дотация по содержанию транспорта (385 млн. руб.),
  • расходы на приобретение продуктов питания и медикаментов (270 млн. руб.),
  • расходы на проведение работ по благоустройству города и его ежедневной уборке (560 млн. руб.),
  • адресная инвестиционная программа (358 млн. руб.),
  • городские целевые программы (69 млн. руб.).

Окончательно определиться с объемом доходов и расходов можно после рассмотрения областного бюджета и определения размера дотации для города.

В заключение, прошу Вас, уважаемые депутаты, принять городской бюджет на 2007 год в первом чтении со следующими параметрами:
По доходам – 6 млрд. 738 млн. 997 тыс. рублей;
По расходам - 7 млрд. 233 млн. 471 тыс. руб.;
С бюджетным дефицитом (7,3%) – 494 млн. 474 тыс. руб.