RSS    Реклама на сайте

Просмотр документа

Тезисы из Комплексной программы развития Новокузнецка до 2025

Уважаемый Валерий Нефедович!
Уважаемые депутаты, присутствующие!

Скачать презентацию (pdf, 3,5Мб.)

На ваше рассмотрение представлена Комплексная Программа социально-экономического развития города Новокузнецка до 2025 года.

На сегодняшний день назрела необходимость актуализации действующей Комплексной программы социально-экономического развития города Новокузнецка, утвержденной Новокузнецким Городским Советом народных депутатов в 2007г. по следующим основаниям:

  1. Изменилась экономическая ситуация в стране, регионе, городе. И это было необходимо отразить в программе.
  2. С 2008г.  Бюджет города  разрабатывается и принимается на три года.
  3. С 2008г. появилось понятие  ведомственных программ. Теперь все расходы комитетов и управлений рассчитываются программно-целевым методом, что и нашло свое отражение в новой программе.
  4.  Летом текущего года принят Генеральный план развития города, а также мероприятия по его реализации.
  5. Разработан и утвержден Комплексный инвестиционный план развития моногорода Новокузнецк, который является составной частью рассматриваемой нами программой.  

При разработке Комплексной программы были учтены основные положения следующих нормативно- правовых актов:

  • стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года и стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года;
  • федеральных, областных и муниципальных целевых программ, региональных адресных инвестиционных программ;
  • основных направлений национальных  и региональных проектов;
  • программ и проектов технического перевооружения и модернизации предприятий города;
  •  инвестиционных проектов, представленных инициаторами

При разработке программы учтены предложения, подготовленные специалистами органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, а также населением города.
Представленная для рассмотрения «Комплексная программа социально- экономического развития города Новокузнецка» состоит из 5 основных разделов, а именно:

  • Концепции и Стратегического плана социально-экономического развития города до 2025 года;
  • Долгосрочного плана развития города до 2025 года;
  • Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода до 2020 года;
  • Среднесрочного плана  на  2011 - 2012 годы;
  • Годового плана на 2011 год.

В программе Миссией  или генеральной целью города является устойчивое повышение качества жизни населения, обеспечиваемое экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды обитания.
Исполнение миссии планируется осуществить посредством реализации следующих 4-х стратегических целей:

  1. роста экономического потенциала города;
  2. развития образовательного, научного и культурного потенциала города;
  3. улучшение городской среды;
  4. формированием благоприятного социального климата.

В результате исполнения мероприятий программы планируется получить следующие основные результаты:

  • это уход от «монозависимости» экономики города, переход на выпуск современной, конкурентной продукции предприятиями города и создание условий для инновационного пути развития городской экономики;
  • улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций в развитие экономики города;
  • повышение уровня и качества оказываемых услуг, в том числе  бюджетных;
  • повышение конкурентоспособности бюджетных учреждений, повышение результативности бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов,
  • повышение доступности для населения муниципальных услуг;
  • развитие социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры города;
  • улучшение демографической обстановки и закрепление кадров.

Для выявления сильных и слабых сторон города был проведен SWOT-  анализ (свод –анализ) =),по результатам которого  были уточнены сильные и слабые стороны текущего состояния экономики города.

Из сильных сторон, выявленных по результатам анализа, следует назвать:

  • наличие мощной производственной базы и развитой производственной инфраструктуры;
  • наличие свободных производственных площадок;
  • наличие в городе возможностей для развития других видов экономической деятельности;
  • наличие научной базы, научного и интеллектуального потенциала, а также развитие инновационных технологий на ряде предприятий города;
  • наличие системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • большие территориальные ресурсы доступные для инвестиций, наличие свободных территорий для застройки;
  • высокая инвестиционная привлекательность города;
  • большая доля платежеспособного населения;
  • наличие развитой системы образования, здравоохранения, культуры и социальной поддержки населения;
  • социальная направленность расходов бюджета.

Наиболее существенными слабыми сторонами являются:

  • монопрофильность экономики города и как, следствие, высокая степень зависимости от ситуации на рынке металлов;
  • сырьевая направленность экономики города, производство продукции с низкой добавленной стоимостью;
  • отток квалифицированных кадров из сферы образования и науки в другие деятельности в связи с недостаточностью финансирования, низким уровнем оплаты труда;
  • низкий объем присутствия предприятий малого и среднего бизнеса в производственной структуре экономики города;
  • вывоз капитала из города, низкая заинтересованность собственников крупных компаний в его развитии;
  • высокий уровень износа городских сетей, и как следствие высокий уровень потерь коммунальных ресурсов и аварийности коммунальных систем города;
  • слабая финансовая база и высокая дотационность  городского бюджета.

В концепции развития города Новокузнецка до 2021 года, утвержденной в 2007 году, рассматривались 3 сценария развития:

  • инерционный (пессимистический),
  • инновационный (оптимистический)
  • и переходный.

Основным различием сценариев определялось состоянием экономики города и, в первую очередь, крупного бизнеса, занимающего ведущие позиции в ней. Такие предприятия металлургической отрасли как ЗСМК, НКМК, Кузнецкие ферросплавы, НКАЗ во многом определяют доходы населения, формируют его платежеспособный спрос, а, следовательно, и развитие сферы услуг.
В настоящее время доля металлургической отрасли в общем объеме производства составляет 65%, в налоговых поступлениях - 25%.
Численность занятых на этих предприятиях превышает 27 тысяч человек или 16% от численности занятых на крупных и средних предприятиях города.

В конце 2008 года экономика города подверглась ощутимому негативному влиянию последствий мирового финансового кризиса, так как стабильность развития металлургической отрасли связана с потребностью мировых и отечественных рынков сбыта и напрямую зависит от конъюнктуры этих рынков.  За 2009 кризисный год:

  • оборот крупных и средних организаций снизился по сравнению с 2008 годом на 31% и составил 250 млрд. рублей;
  • на 39% ниже уровня 2008 года было добыто угля (14 млн. тонн);
  • на 15% ниже уровня 2008 года составило производство чугуна (5 млн. тонн);
  • производство стали составило 7 млн. тонн и проката черных металлов 6 млн.тонн, что также ниже уровня 2008 года на 5%-6 %;

Кроме того, кризисные явления негативно сказались и на уровень жизни населения. В 2009 кризисном году:

  • уровень безработицы вырос с 1% в 2008 году до 2,6%;
  • среднедушевые доходы составили 16093 рублей на одного жителя, что на 13% ниже уровня 2008 года;
  • реальная начисленная заработная плата составила 91% к предыдущему году.

Кризис 2008-2009 годов показал неактуальность инерционного сценария развития, предусмотренного в Комплексной программе социально-экономического развития города, утвержденной в 2007 году.

Инерционный сценарий предполагал сохранение основных тенденций развития экономики города в будущем, сохранение монопрофильности экономики города.

Наступление циклических неблагоприятных условий развития профильной отрасли экономики в очередной раз усилит неопределенность развития, уменьшит объемы поступлений в бюджеты всех уровней, тем самым снизит возможности города в решении местных проблем, усугубит социальные проблемы и увеличит нагрузку на бюджет города.

Такие факторы ставят бюджет города в глубокую зависимость от средств вышестоящих бюджетов.

Таким образом, инерционный сценарий развития города не может оставаться этапом стратегического развития   города.

В рамках настоящей программы предусматривается уход от инерционного развития, сокращение переходного и выход на инновационный путь развития к 2015 году.

Инновационный сценарий развития города Новокузнецка позволит изменить вектор развития города и снизить зависимость экономики города от моноотрасли.

Данный сценарий развития предполагает активный поиск, создание, внедрение и инноваций во всех сферах экономики города.

Развитие промышленности предусматривает:

  • реконструкцию и техническое перевооружение на базе высокотехнологичного оборудования;
  • освоение новых видов продукции;
  • увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение ее качества.

При этом особое внимание уделяется инновационному характеру производства, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению инвестиционной привлекательности города Новокузнецка.

Для выполнения поставленных 4-х стратегических целей выбраны следующие точки роста экономики города:

1. Первая точка роста – это  комплекс промышленных предприятий, в который входят предприятия, связанные с металлургической отраслью. Это условное объединение имеет межотраслевую структуру и включает в себя:

  • действующие металлургические предприятия;
  • машиностроительные предприятия, как действующие, так и вновь создаваемые;
  • организации в сфере промышленного строительства;
  • предприятия по переработке (утилизации) образующихся в процессе производства отходов.

Развитие металлургического комплекса предусмотрено в рамках реализации комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода, в основе которого учтены инвестиционные проекты градообразующих предприятий города.

2. Вторая точка роста – это  комплекс предприятий  жилищного строительства и производства строительных материалов. 

Развитие данного комплекса было предусмотрено в предыдущей программе и не теряет свою актуальность и в настоящее время, так как вопрос обеспеченности жильем населения города по-прежнему остается одним из самых главных в развитии города. 

Развитие предприятий этого комплекса планируется через привлечение и внедрение в строительную отрасль города современных строительных материалов и технологий  при наличии  подготовленных  земельных участков под жилую застройку, что позволит в полной мере обеспечить жителей города комфортным жильем.

Доступность жилья для населения предполагает существенное снижение его себестоимости, что в значительной мере может быть обеспечено использованием более дешевых строительных материалов и формированием на этом рынке конкурентной среды.

В целях развития строительного комплекса в перспективе планируется реализация проектов предусмотренных Комплексным инвестиционным планом развития моногорода Новокузнецка.

3. Третья точка роста – это развитие комплекса предприятий по переработке техногенных отходов, как специфической отрасли промышленности, широко распространенной в промышленно развитых странах.

Обладая огромными техногенными ресурсами, город может активно развиваться в этом направлении.

Переработка накопленных за десятки лет (а это несколько миллионов тонн) шлаков, шламов, хвостов аглофабрик, отвалов угольных предприятий позволит, с одной стороны, извлекать необходимые для экономики компоненты (в первую очередь, металлы, в т.ч. и редкоземельные), производить строительные материалы и, с другой стороны, улучшить экологическую обстановку в городе.

В этой сфере может успешно развиваться как малый, так и средний бизнес

4. Четвертая точка роста – это развитие комплекса предприятий сферы услуг.

Эта точка роста включает в себя открытие новых магазинов, предприятий общественного питания, торгово-развлекательных и консалтинговых центров и является наиболее привлекательной для развития малого бизнеса.

Потенциал роста этой сферы можно оценить следующим образом: в странах с развитой экономикой в сфере услуг задействовано до 80% всего занятого населения, в то время как в г. Новокузнецке – около - 30%.

В настоящее программе исключен угольный комплекс, который был предусмотрен в ранее утвержденной Комплексной программе, так, как намечается тенденция снижения доли угольной промышленности в экономике города.

За последний год практически все шахты и разрезы  прошли перерегистрацию в Новокузнецком районе и этот процесс продолжается.  Например, с начала 2010 года в Новокузнецкий район  уже переведены 5 шахт ОАО «УК«Южкузбассуголь» и филиал «ш. Тагарышская» (ЗАО УК «Казанковская»).

Однако мероприятия по техническому перевооружению предприятий угольной отрасли и внедрению технологий глубокой приработки углей, в том числе его обогащения предусмотрены настоящей программой как  инвестиционные проекты.

Ожидаемыми результатами реализации программы в долгосрочной перспективе, согласно представленным прогнозам, будут являться:

  • Численность населения города продолжит возрастать, и к 2025 году в основном за счет естественного прироста населения, составит 573,5 тыс. человек (в настоящее время – 563,3 тыс. человек);
  • Возрастет средняя продолжительность жизни горожан до 70,5 лет (65 лет в 2009 году);
  • Объем производства крупных и средних предприятий возрастет более чем в 4 раза к 2025 году;
  • Количество малых предприятий и число работающих в них возрастет почти в 2 раза и составит к 2025 году 86 тысяч человек;
  • Объем розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг населению возрастет более чем в 2,5 раза.
  • Суммарный объем инвестиций в развитие промышленности и других сфер деятельности также возрастет в 1,8 раза и к 2025 году составит 29 млрд.рублей в год ( в 2009 году 16 млрд.рублей);
  • Среднемесячная номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях города возрастет в 3,3 раза и составит 59366 рублей;
  • Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 7% против 10% в 2009 году;

В рамках реализации Программы предполагают следующие объемы инвестиций в разрезе направлений развития города:

  1. Объем инвестиций в базовые отрасли (в металлургическую и угольную) составит 128 млрд. рублей;
  2. Объем инвестиций в другие отрасли экономики города (энергетика, машиностроение и д.р.) – 11 млрд. рублей;
  3. Объем инвестиций в развитие малого бизнеса -  464 млн. рублей, в том числе на строительство бизнес-инкубатора предусмотрено 88 млн. рублей;
  4. Объем инвестиций в развитие сферы услуг – 5 млрд. рублей, на строительство новых объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
  5. Объем инвестиций, направленных на повышение эффективности управления городом составили  679 млн. рублей, в том числе на создание многофункционального центра оказания муниципальных услуг 600 млн. рублей;
  6. Объем инвестиций на улучшение состояния окружающей среды  составит почти 9 млрд. рублей. Реализация природоохранных мероприятий позволит значительно уменьшить количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ и снизить объемы образования отходов.
  7. Объем инвестиций, направленных на развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей составит 27 млрд. рублей (строительство и реконструкция автодорог, мостов, контактных сетей, трамвайных путей и т.д.).
  8. Объем инвестиций, направленных на развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры города  составит почти 13 млрд. рублей.
  9. Эти средства предусмотрены на проведение реконструкций придомовых территорий, капитальный ремонт и обслуживание инженерных сетей и котельного оборудования, строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры, мероприятия в области жилищного хозяйства, строительство и капитальный ремонт объектов инженерной защиты, а также искусственных сооружений.
  10. Объем инвестиций в жилищное строительство составит 98 млрд. рублей.
  11. Объем инвестиций в социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру, спорт и др.) составит 154 млрд. рублей, из них:
  12. На развитие «Образования» планируется направить 71 млрд. рублей. За счет этих ресурсов планируется построить 15 детских садов, 15 общеобразовательных школ в новых кварталах жилой застройки, а также провести капитальный ремонт уже в существующих образовательных учреждениях города.  В итоге в 2025 году 70% детей в возрасте от 1 до 6 лет будут обеспечены местами в детских садах (в 2009 году такую возможность имели только 52,2% детей ).
  13. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения планируется  направить почти 8 млрд. рублей. На данные средства планируется провести:
  • реконструкцию действующих больниц №1 , 5,11,2, 22,
  • детских клинических больниц № 28, 3,
  • строительство корпуса Федерального спинального центра на 100 коек,
  • реконструкция родильных домов, зданий женских консультаций и других муниципальных объектов здравоохранения.

Оснащение современным оборудованием этих учреждений и введение в строй новых учреждений позволит:

  • повысить уровень профилактики заболеваний и оказания высокотехнологических медицинских услуг населению:
  • довести коэффициент рождаемости до 13,83 человек на 1 тысячу населения, вместо 12,3 человек на 1 тысячу населения в настоящее время (рост на 12,4%);
  • снизить коэффициент смертности на 25% и довести его к 2025 году до 11,21 человек на 1 тысячу населения против 15 человек на 1 тысячу населения в 2009 году.

Таким образом, в целом по городу объем инвестиций в  период действия Программы оценивается на уровне 456 млрд. рублей, из которых  доля федеральных средств  – 1,4%, доля областных средств – 2%, доля муниципальных средств – 24%, доля привлеченных средств – 72,6%.

Более подробно о вопросах развития города на ближайшие годы доложат руководители комитетов и управлений присутствующие в зале.