RSS    Реклама на сайте

Просмотр документа

Бюджетное послание на 2008-2010 годы

Уважаемые депутаты!
Уважаемые новокузнечане!

Завершается 2007 год, и сегодня мы по традиции подведем его итоги и впервые за всю историю города примем 3-летний бюджет на 2008-2010 годы.

Как Вы знаете, в июне 2007 года Коллегия Администрации Кемеровской области и наш Совет народных депутатов приняли Комплексную программу развития города Новокузнецка до 2025 года!

Миссией города, провозглашенной нами, является устойчивое повышение качества жизни новокузнечан, подкрепленное экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды обитания.

И бюджет, который мы сегодня рассмотрим, это, по сути, уже начало практической деятельности по реализации нашего долгосрочного плана. Поэтому на нас с Вами, уважаемые депутаты, возлагается особая ответственность. Нам надо принять такой бюджет, который обеспечил бы достойное будущее наших горожан!

 

Оценка социально-экономического развития города за 2007 год

Уважаемые депутаты!

Я коротко остановлюсь на основных итогах развития города в 2007 году.

В текущем году состояние экономики города имеет устойчивый характер. Динамично развиваются обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля, растут объемы инвестиций. В течение года будет произведено промышленной продукции на 204 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 14%. Предприятия и организации города получат 38 млрд. руб. балансовой прибыли, что на 14 % процентов больше достигнутого уровня 2006 года.

Несколько слов о работе базовых отраслей промышленности нашего города, к которым относятся металлургическая и угольная промышленность, а также строительство. Стабильная работа предприятий этих отраслей оказывает существенного влияние на доходы населения, формируют его платежеспособный спрос, а следовательно, и развитие сферы услуг.

В настоящее время на долю предприятий металлургической, угольной промышленности и строительства приходится почти 80% всего объема промышленного производства, а в налоговых поступлениях- более 50 %. На них трудятся около 65 тыс. человек, что составляет более 20% занятого населения города.

 

Металлургия

Сегодня металлургические предприятия города прочно интегрировались в мировую экономику, входят в число российских и мировых лидеров по производству металлопродукции. Металлургическими предприятиями нашего города производится 63% магистральных и 100% трамвайных рельсов, 14% стали, свыше 60% ферросилиция, 14% проката черных металлов от всего общероссийского производства.

За последние два года (2006-2007 гг.) в развитие металлургического комплекса города было направлено 10 млрд. рублей инвестиций. Это позволило внедрить ряд новых технологий, провести реконструкцию производств, создать дополнительные рабочие места, довести среднюю заработную плату металлургов до 18 тысяч рублей в месяц, получить около 6 млрд. рублей налоговых платежей в областной и местный бюджеты.

Угольная промышленность

По-прежнему стабильно работают предприятия угольной промышленности, на долю которых приходится 24 % всей продукции добывающих предприятий Кемеровской области. Несмотря на крупные аварии на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», за 9 месяцев 2007 года добыто 17 млн. тонн угля, что на 300 тысяч тонн больше, чем за этот же период в 2006 году. Наиболее существенного роста объемов добычи угля добились шахты «Большевик», «Антоновская», «Талдинский угольный разрез».

42% добычи угля ведется открытым способом, наиболее безопасным для шахтеров. На 13 % по сравнению с 2006 годом повысилась средняя заработная плата шахтеров, которая является самой высокой в городе и составляет 23 тысячи рублей.

Строительство

Строительными организациями города за 9 месяцев 2007 года выполнено работ на 4,7 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 5%. Динамично развивается строительство объектов социально культурного назначения, в основном за счет бюджетных средств. В 2007 году на строительство различных объектов из городского бюджета направлено более 1 млрд. руб., что на 29 % больше чем в 2006 году.

Особенно заметны результаты инвестиционной деятельности в объектах благоустройства города. В 2006 году начались работы по реконструкции пр.Строителей, а в сентябре 2007 года горожане получили новую автомагистраль длиной 900 метров, шириной 21 метр с 6-ю полосами дорожного движения. Ко Дню города была сдана в эксплуатацию ул. Удмуртская в Заводском районе.

В настоящее время продолжаются работы по благоустройству Новоильинского района, где ведется интенсивное жилищное строительство, а также строительство ограждающей дамбы в Орджоникидзевском районе.

Экология

Изменилась в лучшую сторону экологическая обстановка в городе, общие выбросы загрязняющих веществ сократились по сравнению с прошлым годом на 26 тысяч тонн. В этом году на «Новокузнецком металлургическом комбинате» закрыли 1 доменную и 5 мартеновских печей. За счет этого выбросы в атмосферу уменьшились на 12 тысяч тонн в год, сбросы в реку Томь сократились на 1 млн. 800 тысяч тонн в год. В ноябре сдана в эксплуатацию «вторая очередь канализации», строительство которой велось почти 30 лет. Это позволит сократить сброс неочищенных стоков в реку Томь на 35 тысяч кубометров в сутки.

Торговля и общественное питание

Продолжается динамичное развитие в городе сети торговли и общественного питания. За 9 месяцев 2007 года по сравнению с 2006 годом оборот розничной торговли и предприятий общественного питания вырос на 13 % и составил 48 млрд. рублей. На 18% увеличился объем оказанных платных услуг населению, который к концу года достигнет показателей в 11 млрд. рублей.

Основную часть оборота розничной торговли формируют торгующие организации, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети. С начала года в городе открыт 61 магазин, в том числе 2 магазина за счет нового строительства, 59 – после реконструкции.

Жилищно- коммунальное хозяйство


Одной из самых важных отраслей городской экономики, от состояния которой зависит комфортность проживания жителей, является городское жилищно-коммунальное хозяйство. Затраты на его содержание ежегодно составляют не менее четверти всего городского бюджета или более 2 млрд. руб.

На сегодняшний день жилищный фонд города составляет 11,5 млн. кв. м., из которых 85 % находится в собственности граждан, и только 15% в муниципальной собственности. Третий год действует новый «Жилищный кодекс», который определил дальнейшие пути развития взаимоотношений между жителями города и поставщиками жилищных и коммунальных услуг. Для выполнения требований Жилищного Кодекса в городе образовалось и действует 195 объединений собственников, из которых 38 Управляющих компаний и 157 ТСЖ или ЖСК.

В настоящее время в городе определились с выбором управления жители 2126 многоквартирных домов, то есть около 60% населения, в том числе: - в непосредственное управление жителям передано 8 % домов, - в управлении ТСЖ находятся 9% домов, - 43 % домов выбрали управление «Управляющими компаниями». Перед нами поставлена задача к маю 2008 года довести долю многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют тот или иной способ управления, до 100%.

Несмотря на переход на новые формы управления жилищно- коммунальным хозяйством, подготовка города к зиме, ремонты жилья, котельных, автомобильных дорог, лифтового хозяйства по- прежнему находится на контроле администрации города и депутатов городского Совета. В 2007 году только на подготовку к отопительному сезону, ремонт котлов и оборудования муниципальных котельных и на частичное проведение капитального ремонта жилья было израсходовано более 180 млн. руб.

Продолжались ежегодные работы по ремонту лифтового хозяйства. На модернизацию 52 лифтов направлено 19 млн. руб. До конца текущего года будут закончены работы по благоустройству дворов на общую сумму 152 млн. руб., которые включают расширение проезжей части, с парковочными площадками для автомобилей, устройство тротуаров у жилых домов, детских площадок, завоз грунта, озеленение газонов. Такие работы в 2007 году были выполнены во дворах улиц Тольятти, Дружбы, В. Соломиной, М. Тореза, Клименко, Авиаторов, Архитекторов, Новоселов, на проспекте Пионерском и других. Значительных ежегодных затрат требует содержание объектов благоустройства города.

В 2007 году на уборку дорог, освещение улиц, озеленение скверов, содержание городских кладбищ, ямочный ремонт дорог, установку светофоров расходы городского бюджета составили 800 млн. руб., что выше уровня 2006 года на 54%. При этом все работы выполнялись организациями на конкурсной основе.

Транспорт Транспортная сеть города насчитывает более 150 различных маршрутов. Ежедневно на муниципальных маршрутах работает 260 единиц пассажирского транспорта, которые перевозят за год 85 млн. человек. Затраты городского бюджета на содержание транспорта в 2007 году составили 452 млн. руб. Выделенные из бюджета средства направлялись на текущее содержание предприятий муниципального транспорта, на повышение заработной платы водителям с 1 октября 2007 года на 20%, на приобретение 11 автобусов, 4 троллейбусов, а также на компенсацию транспортным предприятиям за льготный проезд пенсионеров, школьников и студентов.

 

 

Приоритетные национальные и региональные проекты

Продолжается реализация приоритетных национальных и региональных проектов в области образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, которые были начаты в 2005 году и направлены на улучшение качества жизни горожан. В 2007 году к действующим проектам добавился региональный проект «Малый бизнес». Коротко остановлюсь на том, что изменилось в городе в результате реализации названных проектов.

Малый бизнес

Региональный проект «Малый бизнес» начал действовать с января 2007 года. Для нашего города, где доля предприятий малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 74 % (4601 предприятие) и трудиться почти 80 тысяч человек, этот проект особенно важен. В рамках его реализации в развитие малого бизнеса города в течение 2007 года за счет всех источников финансирования было направлено более 11 млн. руб., в основном в форме льготного кредитования малых предприятий.

Жилье

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 9 месяцев 2007 года уже введено 182 тыс. м. кв. жилья - это более 3 тыс. квартир, а к концу 2007 года планируется довести ввод до 230 тыс. м. кв. жилья, что выше уровня прошлого года на 14%. Общая площадь, введенная в среднем на одного жителя по итогам 2007 года, составит 0,4 кв.м.

В текущем году повысился интерес граждан к индивидуальному жилищному строительству, активно развивается система ипотечного жилищного кредитования, реализуются мероприятия федеральной и региональной программ «Жилище», начался процесс переселения граждан из санитарно- защитных зон, а также из ветхого и аварийного жилья. В 2007 году из федерального бюджета получено 71 млн. руб. на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

За текущий год 12-ю банками города выдано ипотечных кредитов на сумму 1,5 млрд. руб. Это позволило улучшить жилищные условия почти 2-х тысяч горожан.

За 10 месяцев 2007 года:

  • 120 семей улучшили свои жилищные условия за счет действующей в области системы долгосрочных целевых займов и субсидий,
  • 360 семей заключили договора ипотечного кредитования с «Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию»,
  • 21 семья переселена из ветхого и аварийного жилья;
  • 2 квартиры получили дети-сироты и одна квартира была приобретена для жительницы города, родившей тройню.

Кроме того, за счет средств федерального, областного и местного бюджетов впервые в 2007 году на льготных условиях смогли приобрести жилье 152 молодые семьи. Стоимость приобретенного для них жилья на 35% оплачена государством.

Впервые в истории города, в октябре 2007 года администрацией области и ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат» заключено соглашение о фиксированной стоимости продажи жилья для работников бюджетной сферы, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и оформили льготные займы. Для 520 семей цена за квадратный метр жилья не превысит 23,5 тысяч рублей. В результате, в 2007 году на 653 семью сокращено количество граждан, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приоритетный национальный проект «Образование»

На реализацию приоритетного национального проекта в области образования, а также на содержание образовательных учреждений в 2007 году за счет всех источников финансирования направлено 3,5 млрд. рублей или 30 % городского бюджета.

За счет выделенных средств

  • более 2 тысяч классных руководителей получили ежемесячное вознаграждение за классное руководство; - все школы города подключены к сети «Интернет»;
  • на 9 % повысилась оснащенность школ современными компьютерными классами; - образовательные учреждения подготовились к отопительному сезону;
  • во всех школах установлена пожарная сигнализация,
  • повышена заработная плата работников образования с 1 сентября 2007 года,
  • 264 ребенка устроены в приемные семьи.

К сожалению, по-прежнему сложно горожанам устроить детей в детские сады, которые в настоящее время работают с перекомплектом в 33%, а в очереди стоят более 4,5 тысяч детей. Для частичного решения этого вопроса в короткие сроки был построен и введен в эксплуатацию в октябре текущего года новый детский сад в Новоильинском районе на 230 мест.

За счет мероприятий городской целевой программы в действующих детских садах были открыты дополнительные группы для 460 детей. Кроме того, с 1 ноября 2007 года неполные и студенческие семьи с детьми дошкольного возраста, которых не могут устроить в детский сад, будут ежемесячно получать по 2 тысячи рублей на каждого ребенка. Указанные выплаты получат 390 семей.

Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в течение 2007 года позволила повысить качество оказания медицинской помощи населению. На реализацию мероприятий проекта и содержание медицинских учреждений за счет средств городского бюджета в 2007 году направлено 1,4 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 27 %.

Это позволило:

  • увеличить зарплату более 1000 медицинским работникам участковой службы, где участковые врачи ежемесячно получали дополнительно по 13 тыс. руб., а медицинские сестры по 6,5 тыс. руб.;
  • улучшить оснащение лечебно- дигностической базы лечебных учреждений.

В течение года получено 24 единицы современного оборудования для поликлиник и больниц города. Это ядерно- магнитный томограф, флюорографы, аппараты УЗИ, маммограф, гитероскопы. На базе в больницы № 1, открыто отделение гемодиализа, оснащенное 25-ю аппаратами искусственной почки; - укрепить службу родовспоможения за счет средств, так называемых, «родовых сертификатов». Полученные средства родильные дома и женские консультации использовали как на повышение заработной платы, так и на приобретение оборудования, медикаментов и расходных материалов. - продолжить комплекс мероприятий по иммунизации и диспансеризации населения.

За 10 месяцев 2007 года проведена иммунизация 93 тысяч горожан. В рамках диспансеризации осмотрено 18 тысяч работников бюджетной сферы. - направить 306 человек на лечение в лучшие лечебно- диагностические центры страны и области для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи.

По сравнению с 2006 годом комплекс проведенных мероприятий в области здравоохранения в текущем году позволил достичь следующих результатов:

  • увеличить показатель рождаемости на 1%;
  • снизить показатели общей смертности населения и смертности трудоспособного населения на 3%;
  • увеличить фактические затраты на одного жителя при оказании медицинской помощи на 23%;
  • увеличить стоимость одного койко-дня в лечебных учреждениях по питанию на 22 %, по медикаментам на 20 %.

Культура и спорт

В рамках реализации регионального проекта «Культура» в течение 2007 года проведено почти 10 тысяч различного рода мероприятий - концертов, фестивалей, выставок. Общие расходы на содержание учреждений культуры в 2007 году составили 192 млн. руб., что выше уровня прошлого года на 20 %. Проведены ремонтные работы в 30 учреждениях культуры, приобретено 20 комплектов компьютерной техники, 8 учреждений культуры подключены к сети «Интернет», приобретены музыкальные инструменты, звуковое и осветительное оборудование.

Сегодня в городе созданы все условия для активных занятий физической культурой и спортом, что способствует приобщению горожан к здоровому образу жизни. На содержание детских спортивных школ, проведение спортивных мероприятий, поддержку спортивных команд из бюджета города в 2007 году направлено 172 млн. руб., что на 22% больше, чем в прошлом году. С начала текущего года в Новокузнецке проведено 28 комплексных спортивно-массовых мероприятий и 162 соревнования по 37 видам спорта, в которых приняли участие 12 тыс. человек.

В 2007 году в славную летопись спортивных побед новокузнечан вписали свои достижения

  • Евгений Чигишев – серебряный призер Чемпионата Европы по тяжелой атлетике;
  • Кирилл Скачков – чемпион Европы по настольному теннису среди студентов;
  • Марина Шишикина и Дарья Назарова – бронзовые призеры командного первенства Мира по вольной борьбе;
  • Денис Черенцов – серебряный призер Чемпионата мира по борьбе самбо.

Социальная защита населения

Одним из важнейших приоритетов в работе администрации города является поддержка старшего поколения, ветеранов, инвалидов, малообеспеченных семей. Действующая в городе система социальной защиты в полном объеме обеспечивает выплаты населению федеральных и региональных льгот. В течение нескольких лет за счет средств городского бюджета оказывается адресная помощь в виде компенсации затрат на услуги связи одиноко проживающим пенсионерам.

В 2007 году эту компенсацию получили 727 человек на общую сумму около 1 млн. рублей. Третий год в городе работает областная программа по замене оконных блоков в квартирах новокузнечан – участников Великой Отечественной Войны с возмещением затрат из областного и городского бюджетов. С 2006 года город взял на себя дополнительные расходы по установке оконных откосов, что увеличило долю расходов бюджета до 70%.

В течение 2007 года по этой программе заменены окна в 274 квартирах участников войны. С 2007 года за счет средств городского бюджета с целью поддержки ветеранов действует система кредитования при приобретении товаров длительного пользования. Постоянно на контроле находится вопрос обеспечения углем нуждающихся категорий жителей города, проживающих в неблагоустроенном жилье. С начала года такую помощь получили уже 220 человек.

Молодежная политика

За последние годы в городе обозначилась тенденция увеличения численности студенческой и учащейся молодежи. В настоящее время население города в возрасте от 14 до 30 лет достигло 160 тыс. человек, из которых в творческую деятельность в течение года было вовлечено более 60 тысяч человек или каждый третий. Создано и функционирует свыше 100 молодежных и детско-юношеских объединений. Это такие известные в городе организации, как «Молодая гвардия», «Студенческая клиника», «Импульс», «Объединение студенческих советов».

Вошла в традицию практика создания студенческих трудовых отрядов, занятых благоустройством города. В течение 2007 года было сформировано 6 таких отрядов, общей численностью более 1000 человек, 10% из них трудные подростки, но не один из привлеченных подростков не совершил административного правонарушения в течение года.

В 2007 году ребята из трудовых отрядов проводили ремонт и озеленение центральных улиц Заводского района, работы по реконструкции «Сада Металлургов» в Заводском районе, расчищали снежные заносы и наледи (волонтерский трудовой отряд), обеспечивали пассажирские перевозки и общественный порядок на различных молодежных мероприятиях.

 

 

Уважаемые депутаты!
Уважаемые новокузнечане!

Как показало время, практически все, что мы планировали сделать в 2007 году, в той или иной степени выполнено. За 9 месяцев 2007 года оборот крупных и средних предприятий в действующих ценах составил 188 млрд. рублей и вырос по сравнению с 2006 годом на 16 %. За этот период добыто 17 млн. тонн угля, произведено 5 млн. тонн чугуна, 6 млн. тонн стали, 5 млн. тонн проката черных металлов.

В экономику города привлечено 22 млрд. руб. инвестиций, а в бюджеты всех уровней до конца года поступит почти 23 млрд. рублей налоговых поступлений, в том числе в бюджет города более 3,5 млрд. рублей. Это выше уровня 2006 года на 35%. По итогам 2007 года показатели качества и уровня жизни населения имеют положительную динамику.

Среднемесячная заработная плата работников в целом по городу увеличилась в текущем году на 20% и составит по итогам года 14 тысяч 800 рублей. Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума по итогам года увеличилось и составило 4,18 раза, против 4,0 раз в 2006 году. В денежном выражении прожиточный минимум на душу населения составит в 2007 году 3540 рублей, против 3046 рублей в 2006 году.

Среднедушевой денежный доход одного жителя нашего города в месяц по итогам уходящего года составит 15,5 тысяч рублей, что выше уровня 2006 года на 20 %. С ростом доходов растут и расходы наших горожан. В 2007 году на покупку товаров населением было потрачено 62 млрд. рублей, или на 16% больше уровня 2006 года.

Доля малоимущего населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения города. В 2007 году она останется на уровне 13%. Впервые за несколько лет в городе наметилась тенденция к улучшению демографической ситуации.

По итогам 9 месяцев текущего года численность населения увеличилась на 573 человека и составила на 1 октября 561 тысячу 470 человек. Естественные потери населения уменьшились по сравнению с 2006 годом на 8%, родилось 4308 детей, что на 28 детей больше, чем в прошлом году.

Рассчитываем, что на конец 2007 года численность населения стабилизируется и составит 561 тысяч 600 человек, что соответствует уровню предыдущего года. Ожидаемая продолжительность жизни горожан составит 63 года, против 62,6 лет в 2006 году.

 

2008-2010 ГОДЫ

Уважаемые депутаты!

Таковы общие итоги социально-экономического развития нашего города в уходящем году. Перехожу к особенностям и условиям развития города на среднесрочную перспективу с 2008 по 2010 год.

Основные направления деятельности власти на среднесрочную перспективу мы с вами определили в июне 2007 года, утвердив «Комплексную программу социально-экономического развития Новокузнецка на период до 2025 года». В нынешних условиях основными требованиями к деятельности органов власти является оценка эффективности ее работы не по количественным показателям, характеризующим комплексное развитие города, а по результатам улучшения качества и уровня жизни горожан.

Определяя общие тенденции предстоящего среднесрочного периода, стоит сказать, что экономика города Новокузнецка будет развиваться в условиях изменения мировой конъюнктуры рынка сталелитейной промышленности, оживления строительной индустрии внутри страны, увеличения угольной составляющей в топливно-энергетическом комплексе, как в России, так и за её пределами.

В этот период планируется рост валового регионального продукта на одного занятого в экономике города с 643 тыс. рублей в 2006 году до 792 тыс. рублей к 2010 году. Прирост промышленного производства составит ежегодно 3,5%. Развитие основных отраслей экономики города будет происходить без существенного количественного роста. Наибольший удельный вес всей промышленности города будет традиционно приходиться на металлургическое производство и добычу полезных ископаемых.

Основные усилия предприятий этих отраслей будут направлены на поддержание конкурентоспособности продукции за счет выпуска ее новых видов, повышения качества уже выпускаемых видов продукции при снижении издержек производства. В первую очередь - это освоение выпуска корабельного листа толщиной от 5 до 40миллиметров и рельсов нового поколения. Для этого на «Запсибе» будет строиться новый листопрокатный цех, а на НКМК практически заново построится рельсобалочный стан. Средняя зарплата металлургов возрастет до 30 тысяч рублей в месяц, что в 1,6 раза выше сегодняшнего уровня.

Сегодня с собственниками ведущих отраслей промышленности достигнуто взаимопонимание о социальной ответственности крупного бизнеса в плане создания и поддержания в городе благоприятной социальной среды, что, в итоге, выгодно как самим работодателям, так и работникам, занятым на производстве.

Росту инвестиционной активности будет способствовать утвержденная в сентябре 2007 года «Концепция создания Кузбасского технопарка в сфере высоких технологий», основной целью которой является расширение масштабов частного финансирования за счет развития новых форм привлечения инвестиций в экономику области и города.

В целом по городу к 2010 году прогнозируется рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников в размере 10% и к 2010 году в развитие города будет инвестировано порядка 34 млрд. рублей, против 22 млрд. руб. в текущем году. Объем инвестиций в основной капитал, без учета бюджетных средств, в расчете на одного жителя, в ценах 2003 года составит 22 тысячи рублей в 2007 году, а к 2010 году увеличится до 25 тысяч рублей.

Объем налоговых поступлений во все уровни бюджетов составит в 2008 году 24,3 млрд.руб., в местный бюджет поступит 3,8 млрд.руб.

 

 

Указанные основные тенденции развития экономики непосредственным образом влияют на уровень жизни населения.

Одним из главных критериев качества жизни является состояние демографической ситуации в городе. Для нашего города серьезной остается проблема смертности населения при минимальных показателях прироста рождаемости. Тем не менее, в 2008г. мы ждем рождения 6250 детей или на 275 ребятишек больше, чем в 2007 году, в 2010г. по прогнозируемым оценкам родится 6450 детей. Общий коэффициент смертности с 2005 года имеет тенденцию к снижению, и к 2010 году мы прогнозируем сокращение этого показателя на 8% по сравнению с 2007 годом.

В целом, мы рассчитываем на сохранение численности населения до 2010 года на уровне текущего года. В течение ближайших трех лет продолжится реализация национальных и региональных проектов «Здоровье», «Образование», «Культура», «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Малый бизнес».

Жилье
Как вы понимаете, самым острым для нас вопросом остается обеспечение горожан качественным и по возможности недорогим жильем. В рамках действующего национального проекта перед администрацией города поставлена задача ввести за 3 года 864 тыс. кв. метров или около 17 тысяч квартир, в том числе в 2008 году – 250 тыс. м. кв. жилья, в 2009 году – 279 тыс. м. кв. жилья в 2010 году – 335 тыс. м. кв. жилья. результате по вводу жилья в 2010 году мы достигнем показателя 0,6 м. кв. жилья на одного жителя.

В 2008-2010 годах планируется снести 134 барака или третью часть всего ветхого и аварийного хилого фонда и переселить из них почти 600 семей. В рамках федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в последующие три года планируется предоставление жилищных субсидий в размере 35% от расчетной стоимости жилья 413 молодым семьям.

По федеральной программе «Переселение граждан с подработанных территорий» в течение 2008-2010 годов, при поступлении денежных средств, планируется переселить 1400 семей, стоящих на учете на сегодняшний день. Кроме того, для работников учреждений бюджетной сферы сохранится действующая в настоящее время система областных льготных долгосрочных целевых займов и субсидий.

В сфере образования в течение 2008-2010 годов будет продолжено совершенствование и развитие материальной базы учреждений, в том числе и в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Общие расходы городского бюджета на образование в 2008 году составят более 2 млрд. рублей или 20 % от всех расходов бюджета, а в 2010 году возрастут до 2,4 млрд. рублей. И это только на исполнение расходных полномочий местного бюджета.

С учетом введения отраслевой системы оплаты труда, среднемесячная заработная плата работников образовательных учреждений увеличится на 57% и составит в 2010 году 13 тыс. руб. Продолжатся выплаты ежемесячного вознаграждения классным руководителям за счет средств федерального бюджета. На эти цели предусмотрено 154 млн. руб. Кроме того, на поощрение лучших учителей города из местного бюджета будет выделено ещё 400 тыс. руб.

Серьезное внимание в предстоящие 3 года будет уделяться оснащению учреждений образования современными методическими пособиями, лабораторным оборудованием, компьютерными классами. В настоящее время компьютерными классами оборудованы только 60% образовательных учреждений. В 2010г. их доля должна вырасти до 80%.

В период 2008- 2010 годы продолжится реконструкция помещений в действующих детских садах, что позволит создать дополнительно 350 мест. Ориентировочная стоимость работ около 18 млн. руб. Увеличения количества школ по существующим нормативам не требуется, но в районах новостроек школ не хватает. В связи с этим в 2008 году в Новоильинском районе планируется строительство новой школы на 825 учащихся, а в 2009-2010гг. в квартале 45-46 Центрального района будут построены школа и детский сад.

В сфере здравоохранения в 2008-2010гг. будет продолжена реализация необходимых мероприятий по повышению качества медицинских услуг, особенно в части профилактики заболеваний и совершенствования их ранней диагностики. В целом за три года из городского бюджета на содержание учреждений здравоохранения будет выделено 4,6 млрд. руб. Удельный вес расходов по этому направлению в общих расходах бюджета ежегодно составит не менее 14%.

К 2008 году медицинские учреждения города будут полностью переведены на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, что позволит увеличить заработную плату медицинского персонала с 10 тыс. руб. в 2007 году до 16 тыс. руб. в 2010 году, или в 1,6 раза. Будет продолжена начатая ранее работа в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по диспансеризации и иммунизации населения, обеспечению высокотехнологичными видами медицинской помощи, обследованию новорожденных, а также укреплению диагностической службы медицинской помощи.

В городской адресной инвестиционной программе на 2008-2010 годы учтено строительство и реконструкция объектов здравоохранения на общую сумму 149 млн. руб. В первую очередь, это завершение в 2008 году строительства поликлиники в Новоильинском районе.

В результате комплекса мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, их дополнительного оснащения современным медицинским оборудованием ожидается улучшение к 2010 году следующих показателей качества жизни населения:

  • снижение младенческой смертности на 2,5%,
  • снижение материнской смертности на 44%,
  • снижение смертности населения трудоспособного возраста на 20%.

В части реализации регионального проекта «Культура» в 2008-2010 годах расходы на финансирование учреждений возрастут на 16 % и составят к 2010 году 377 млн. руб. На выделенные средства будет обеспечено текущее содержание учреждений культуры, музыкальных и художественных школ, проведены мероприятия, способствующие развития культурной жизни города (фестивали, концерты, конкурсы, праздники).

Кроме того, при наличии средств, планируется провести реконструкцию Новокузнецкого краеведческого музея, Новокузнецкого художественного музея, мемориального дома Достоевского. В 2008-2010 годах за счет средств областного и федерального бюджетов в Центральном районе города будет построен театр кукол «Сказ» и завершена реконструкция драматического театра.

В прогнозируемом периоде сохранится и будет совершенствоваться система финансовой поддержки малого бизнеса. Для этого в бюджете города на 2008-2010 годы предусмотрено выделение ежегодно по 15 млн. руб. на льготное кредитование малых предприятий .

Как и прежде, в планируемом периоде мы будем делать все возможное, чтобы жизненный уровень социально- незащищенного населения не снижался.

Поэтому в области социальной защиты населения в 2008-2010гг. предусмотрели сохранение всех действующих льгот, среди которых - оплата жилищно- коммунальных услуг, оплата за телефон, проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатное зубопротезирование и другие.

В настоящее время льготами пользуются 20% горожан. Кроме того, к 2010 году в 5 раз увеличится размер дополнительной «Кузбасской пенсии», которую получают у нас более 24 тыс. человек. В текущем году это 100 руб., а в 2010 будет 500 руб. в месяц. В 2007г. звание «Ветерана труда» смогли дополнительно получить 3,6 тыс. новокузнечан, которые отработали: женщины – 40 лет, мужчины - 45 лет. Эти люди в 2008-2010гг. будут получать те же льготы, что и «Ветераны труда», имеющие государственные награды.

В 2008 году вводится дополнительная мера социальной поддержки, а именно для тех пенсионеров, которые работали в особо трудных условиях от 7,5 до 10 лет. Это в первую очередь наши шахтеры и металлурги. Они будут включены в категорию получателей звания «Ветеран труда Кемеровской области» и смогут получать все льготы как ветераны труда. Сейчас собраны списки на 750 человек.

В 2008 -2010 годах продолжится развитие материальной базы физической культуры и спорта.

Речь идет о строительстве таких сооружений, как спортивный центр с крытым катком в Орджоникидзевском районе в 2009 году. Такой же спортивный объект будет воздвигнут в Кузнецком районе в 2010 году. Кроме того, в 2008-2009гг. предусмотрено строительство футбольного поля в Новоильинском районе. На эти цели из городского бюджета будет направлено 85 млн. руб.

Предпринимаемые в этой области усилия позволят увеличить долю населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом с 15% в 2007 году до 20% в 2010 году.

Правопорядок
В 2008-2010гг. предстоит много сделать в борьбе с преступностью. По итогам 2007 года в городе зарегистрировано около 8 тыс. преступлений, что на 20% больше аналогичного периода прошлого года. Наибольший удельный вес в общем количестве преступлений составляют кражи - 31%.

В целях улучшения ситуации, на содержание милиции общественной безопасности в бюджете города на 2008-2010 годы предусмотрено ежегодно направлять более 200 млн. рублей, в том числе на содержание участковых и уполномоченных милиции в городских школах. Это позволит уменьшить общее количество преступлений по городу.

Теперь о жилищно-коммунальном хозяйстве
В планируемый период сохраняется политика Правительства РФ, в соответствии с которой до 2009 года будут действовать ограничения на размер тарифов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам, но в 2010 году планируется перейти на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением.

В связи с этим предусматривается сохранить действующую ныне в городе систему предоставления жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для 25 тысяч малоимущих семей, а также систему льгот для ветеранов, инвалидов и некоторых других категорий граждан по названным платежам.

В 2008-2010годах запланировано:

  • проведение капитального ремонта кровель жилых домов в количестве 100 штук на сумму 80 млн. руб.;
  • продолжение работ по программе капитального ремонта 600 лифтов на сумму 451 млн. руб.;
  • продолжение работ по программе благоустройства дворовых территорий, на исполнение которой ежегодно предусмотрено выделять до 200 млн. руб.;
  • продолжение финансирования городских целевых программ по обеспечению пожарной безопасности домов повышенной этажности и общежитий;
  • окончание работ по строительству единой системы водоснабжения пос. Абагур-Лесной для обеспечения жителей поселка качественной питьевой водой.

Уже пробурены 2 глубокие скважины и в 2008 году для окончания строительства объекта запланировано финансирование в размере 5,6 млн. руб.

На текущее содержание дорожно-коммунального хозяйства и благоустройство города на период 2008-2010 годов планируется направить 2,0 млрд. рублей.

Кроме ежедневных работ по уборке города, из этих средств предусмотрено выполнение работ по реконструкции и ремонту дорог, в том числе реконструкция ул. Кирова от Металлургов до Левого берега, а также продолжение реконструкции уличного освещения, светофорных объектов, установка чугунного ограждения, изготовление и установка скамеек и урн, приобретение новой уборочной техники.

Кроме того, значительные расходы на выполнение работ в области благоустройства в сумме 1,6 млрд. руб. предусмотрены в адресной инвестиционной программе на 2007-2010гг. ( по УКСу)

Из вновь начинаемых строек в инвестиционную программу включено строительство «Южной автомагистрали» в Куйбышевском районе. Это важный для города объект протяженностью 6,2 км. и стоимостью около 900 млн. руб. В 2009 году начнется строительство общественного центра города в виде пешеходной зоны (пр. Пионерский- ул Свердлова). В 2008 году будет начата реконструкция второй части пр. Строителей на участке от стадиона до площади Побед.

Таким образом, пр. Строителей предстанет в новом облике уже к концу 2008 года. В 2008-2009 г.г. предусмотрено завершение строительства второго въезда в Новоильинский район, что позволит разгрузить движение из этого спального района в центр города в часы пик.

Кроме того, в 2010 году планируется начать работы по реконструкции пр. Металлургов на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Кирова, а также въезда в город со стороны аэропорта и другие объекты.

 

 

Уважаемые депутаты!
Уважаемые новокузнечане!

Мы рассчитываем, что слаженная и стабильная работа всех отраслей экономики города позволит к 2010 году увеличить уровень и качество жизни горожан, и, в первую очередь, заработную плату.

В 2010 году по сравнению с текущим годом средняя заработная плата по городу возрастет в 1,5 раза, а среднедушевые доходы населения увеличатся на 60 % и составят 23 тысячи рублей на человека в месяц. Размер пенсии к 2010 году возрастет на 60 % и достигнет 6 тысяч рублей с учетом дополнительных выплат и льгот.

Все перечисленные выше мероприятия, наши планы и проекты нашли свое отражение в главном финансовом документе города, а именно: в бюджете на 2008 год и на плановый период на 2009-2010 годы. При разработке этого документа учитывались параметры социальной и налоговой политики на среднесрочную перспективу в Российской Федерации, Бюджетное послание Губернатора Кемеровской области и прогноз социально-экономического развития города Новокузнецка на 2008-2010 годы.

Кратко остановлюсь основных характеристиках бюджета города на среднесрочную перспективу.

За 3 года (2008-2010 гг.) поступления налогов и сборов в городской бюджет составят 30,6 млрд. руб., расходы - 33,3 млрд. руб., при бюджетном дефиците в размере 2,7 млрд. руб. Это без учета сумм финансовой помощи из областного бюджета, которые будут доведены до города позднее и включены в бюджет ко второму чтению.

Доходная часть бюджета на 2008-2010годы сформирована с учетом последних изменений Бюджетного и Налогового Кодексов РФ. В 2008 году увеличивается с 50% до 80% норматив зачисления в местный бюджет арендной платы за землю.

В 2010 году прогнозируется рост поступлений земельного налога с учетом предполагаемого завершения инвентаризации земельных участков и присвоения им кадастрового номера, а также перехода на исчисление ставок аренды в процентах от кадастровой стоимости арендуемых участков. Однако, в течение ближайших 3 лет, ожидается снижение доходной части бюджета за счет отмены госпошлины за регистрацию транспортных средств и отсутствия доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Основным источником формирования доходной части бюджета на рассматриваемый период является налог на доходы физических лиц. Поступление данного налога ожидается в размере от 2,4 млрд. руб. в 2008 году до 2,8 млрд. руб. в 2010 году. По удельному весу объем поступлений этого налога составляет ежегодно более 40 % всех доходов бюджета.

Вторым основным источником формирования доходной части бюджета в ближайшие 3 года, является земельный налог. Поступление данного налога ожидается в размере от 0,9 млрд. руб. в 2008 году до 1,2 млрд. руб. в 2010 году. По удельному весу объем поступлений этого налога составляет ежегодно от 15 % до 18% от всех доходов бюджета.

В расходной части бюджета города на ближайшие 3 года учтено повышение заработной платы работников бюджетных учреждений 3 раза, а именно с 1 сентября 2008 года на 7%, с 1 августа 2009 года на 6,8% и с 1 августа 2010 года также на 6,8%. При этом фонд заработной платы составляет более 25 % всех расходов городского бюджета ежегодно, а в случае внеочередного повышения заработной платы будут внесены поправки в бюджет и обеспечены все дополнительные выплаты.

В полном объеме учтены постоянные расходы бюджетных учреждений на питание, медикаменты, коммунальные услуги с учетом ежегодной индексации на индексы инфляции. Это очень серьезные статьи расходов, которым постоянно уделяется повышенное внимание и которые не подлежат сокращению. На эти цели в бюджетах города на 2008-2010 годы предусмотрено направить четвертую часть всех расходов или более 2,0 млрд. рублей ежегодно.

Подробная информация о методике составления бюджета на предстоящие 3 года представлена депутатам в материалах к проекту бюджета города, я назову только основные параметры, которые мы должны обсудить и принять сегодня.

Характеристики бюджета города на 2008 год

  •  доходы 9 млрд. 302 млн. 765 тыс. рублей;
  • расходы 10 млрд. 46 млн. 986 тыс. рублей;
  • бюджетный дефицит 744 млн. 221 тыс. рублей или 8 % от прогнозируемых доходов бюджета города, без учета финансовой помощи из бюджета Кемеровской области.

Характеристики бюджета города на 2009 год

  •  доходы 10 млрд. 170 млн. 655 тыс. рублей;
  • расходы 11 млрд. 35 млн. 160 тыс. рублей;
  • бюджетный дефицит 864 млн. 505 тыс. рублей или 8,5% от прогнозируемых доходов бюджета города, без учета финансовой помощи из бюджета Кемеровской области

Характеристики бюджета города на 2010 год

  •  доходы 11 млрд. 192 млн. 574 тыс. рублей;
  • расходы 12 млрд. 199 млн. 905 тыс. рублей;
  • бюджетный дефицит 1 млрд. 7 млн. 331 тыс. рублей или 9% от прогнозируемых доходов бюджета города без учета финансовой помощи из бюджета Кемеровской области

В заключение, прошу Вас, уважаемые депутаты, принять городской бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 -2010 годов в первом чтении с обозначенными выше параметрами.