RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 2 Февраля 2010

Кузнецкий ваятель

Новокузнецкому скульптору, заслуженному художнику Российской Федерации и почётному гражданину города Новокузнецка Александру Брагину 2 февраля исполняется 80 лет. Столь достопримечательное событие, конечно же, не останется без внимания общественности: сегодня, в день его рождения, в Доме творческих союзов откроется юбилейная персональная выставка при участии поклонников творчества, друзей, коллег и руководителей города.



А накануне этого события сей знаменательный повод привёл нас в мастерскую к скульптору. Что всегда интересно само по себе, а уж если перед тобой почти легенда...


Хозяин мастерской оказался человеком изрядного роста, суровой сдержанности, но с неожиданно мягкой отзывчивой улыбкой. «Прямо как дядька Черномор среди своих богатырей», – подумалось при взгляде на Брагина и его монументальное, многочисленно населённое царство. Скульптуры, ещё находящиеся в работе, и законченные произведения, не раз побывавшие на выставках. Бюсты и головы, маленькие статуи-этюды – из дерева и гипса, в бронзе и алюминии, из стеклопластика – расположились на станках, полках, прямо на полу.


– Легендарный человек – Стефан Сухенко, – показывает Александр Иванович. – Инженер, наладчик коксохимпроизводства на КМК и Запсибе. Я его лепил, когда Сухенко было 92 года. Вот это – металлург Виктор Яковлев, горновой Запсиба. Здесь групповая композиция: Герои Советского Союза Красилов, Черемнов и Герасименко. Я их на этой выставке не буду показывать – на 65-летие Победы оставлю.


Шахтёры и металлурги, славные своими трудовыми подвигами, деятели кипучего времени... Коллеги-художники: портреты ярославского мастера кисти Семёна Горячева, новокузнецкого художника-графика Александра Холодова, Михаила Кадышева. Немало трогательной лирики и вдохновения Александр Иванович вкладывал и в портреты простых людей, детей, женщин. В центре мастерской мы увидели водружённую на «постамент» голову юной девушки, выполненную из красного дерева, – портрет жены скульптора, Нины Владимировны (Брагин назвал её «Сибирячкою»). Эта работа взяла бронзовую медаль на региональной выставке в Новосибирске в прошлом году и потом – серебряную на «России-11» в Москве.


– Как делается скульптура? Сначала из глины изготавливается модель, потом формуется в гипс, а уже потом в материал переводится. Перед тем, как лепить, – рисуешь, вроде как легче потом ваять, – объясняет технологию работы Брагин.


В рамках юбилейного вернисажа мастер также планирует показать и свои рисунки с обнажённой натурой. Он сделал их в 90-м году в качестве наглядной основы для последующего перевода в «объёмные формы». Так легче работать, замечает автор. «Объёмные формы», кстати, находятся тут же: вот они, пластичные и строгие, с лоском бронзового «загара» на телах...


Читаю в каталоге (из воспоминаний Юрия Журавкова): «...Обновление скульптурных бетонных памятников А.В. Суворову, Солдату-воину – материально невыгодное дело, но эту работу всегда в любую погоду, в любое время выполняет Брагин. Появились в городе новые фонтаны, надо было отлить чугунные скульптуры сталеваров в Саду металлургов – опять к Брагину, который как никто превосходно знает технологию. Встретил его как-то в Саду металлургов, спрашиваю: «Ты что здесь?» – «Да вот, попросили покрыть скульптуру защитным слоем». Этот состав он изобрёл сам, по локоть в графите, олифе он тщательно очищал поверхность, снова и снова наносил слой за слоем, следя за общим тоном скульптуры...»


Творчество Александра Брагина знакомо всем новокузнечанам, даже если они не являются завсегдатаями выставочных залов. Его работы находятся на виду, на улицах нашего города. Стела-обелиск в центре парка Гагарина, созданная в честь 50-летия Новокузнецка. Мемориалы погибшим шахтёрам, установленные на шахтах им. Димитрова и у ДК имени Дзержинского. На Пионерском проспекте – памятник академику-геологу Усову. В музее Достоевского – портрет великого писателя. Есть работы Брагина в Прокопьевске, Киселёвске, Калтане, Мундыбаше, Казе...


Сам Александр Иванович родом из Усят – села под Прокопьевском. Деятельность его в качестве скульптора, пожалуй, началась ещё с седьмого класса, когда пошёл работать в Прокопьевский театр музкомедии. В должности бутафора постигал искусство создания театральной декораций, скульптур из папье-маше. Поступил на живописное отделение в Саратовское художественное училище (скульптурное почему-то на тот момент закрыли), потом всё-таки отправился изучать мастерство скульптуры в Одессу.


– С сокурсниками устроили выставку в политехническом институте, посвящённую 100-летию нового искусства во Франции, – рассказывает Брагин. – Ренуар, Дега – эти художники в нашей стране были персонами нон-грата. Репродукции их картин нам привозили знакомые моряки. Когда в это дело ввязалось КГБ, я уехал из Одессы – попросту удрал. Заканчивал своё обучение уже в Кишинёве – в Республиканском художественном училище.


...Потом – годы работы в родном Прокопьевске и Новокузнецке. Был здесь заместителем председателя правления Кемеровской организации Союза художников России, членом городского градостроительного совета, участником многих выставок – городских, областных, зональных, республиканских, международных...


До сих пор он ежедневно приходит в мастерскую – работать, лепить, творить. Площади, надо сказать, не слишком приспособлены для творчества: зимой, бывало, промерзало и парило из-под пола – до образования галереи сталактитов на окнах. (Пока разговаривали, как раз трубу под полом прорвало).


– С 74-го года я тут. Как обычно: думали – временно, оказалось навсегда. Когда для художников построили мастерские на Тольятти и в Новоильинке – все переехали, а я куда со своим грузом? – смущённо улыбается скульптор.


Но он отнюдь не унывает. Жизнь сложилась: есть признание, уважение, друзья, семья... Творчество останется на долговечную память потомкам: как-никак в работах Брагина – отражение целого полувека жизни нашего города. А настоящему искусству ничто не способно помешать жить, развиваться, удивлять и восхищать своих современников и последующие поколения людей.


Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter