RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 18 Февраля 2010

Сибиряки в музее

В Новокузнецком художественном музее открылась выставка, посвящённая искусству Сибири периода 50 – 70-х годов прошлого века. Экспозицию составили работы, извлечённые из собственных фондов НХМ.


– Здесь показаны работы художников, которые сейчас считаются мэтрами, – это красноярские авторы Борис Ряузов, Андрей Поздеев и Тойво Ряннель, Николай Грицук из Новосибирска, Николай Третьяков из Омска. Хорошо известными можно назвать и кемеровских мастеров Александра Кирчанова, Николая Бачинина, – рассказывает Лариса Данилова, искусствовед, куратор выставки. – 50 – 70-е годы – это, по существу, годы расцвета художественных школ ряда сибирских городов. Именно в это время наше искусство становится заметным явлением в целом по стране, приобретая характерные собственные черты. И если с одной стороны оно ещё привязано к идеалам социализма (особенно искусство 50 – 60-х годов), то в 70-е у художников появляются работы, которые соотносятся уже с экспериментами в сфере цвета и формы.

Глядя на картины сибирских мастеров, можно «считывать» вехи нашей сибирской истории, особенно касающиеся освоения края и покорения его просторов. Здесь мощно являет себя пейзажная живопись, где рядом с суровой архаикой природы или «седым» укладом деревни соседствуют картины новой, вполне современной городской жизни. А рассматривая представленные натюрморты (например, Галины Новиковой), скорее драматизированные, чем статичные и располагающие к безмятежному созерцанию, можно буквально ощутить человеческое безудержно-потребительское отношение к щедрым природным дарам. В портрете под названием «Последний гармонист» Анатолия Костовского, как и в натюрморте с хлебом Андрея Рубцова, звучит мотив ухода деревенской, исконной культуры, созвучный с литературными произведениями сибиряков Виктора Астафьева и Валентина Распутина...


Интересно в данный период развивалась и графика: художники активно обращаются к разным печатным техникам – линогравюре, офорту. И в этой сфере достигают замечательных результатов... На выставке также представлена скульптура и тувинская резьба по камню – агальмотолиту. Произведения тувинских авторов интересны тем, что в них сохраняются народные традиции в практически неизменном виде.


Что же касается новокузнецкого искусства 50 – 70-х годов, то в данной экспозиции оно почти не присутствует. Так как существующее в фондах музея собрание произведений художников Новокузнецка столь объёмно и многочисленно, что выделить какую-то работу для данной выставки организаторам не представилось справедливым. Исключение, правда, сделали для Александра Брагина – в честь недавнего юбилея скульптора. Его женский портрет прекрасно вписался в коллекцию сибирских мастеров как пример эпохи – героической, монументальной и вдохновляющей на творческий подъём.


Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter