RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 4 Марта 2010

Производственный потенциал

На прошлой неделе в Новокузнецке состоялся Межведомственный круглый стол по проблемам социального партнёрства в сфере профориентации учащихся образовательных учреждений. С участием начальника управления начального и среднего профессионального образования департамента образования и науки Алексея Сьянова, директора Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодёжи Ольги Журавлёвой, а также специалистов муниципальных органов, служб занятости, директоров школ, техникумов, профессиональных колледжей и училищ города Новокузнецка. Собравшиеся обозначили серьёзные проблемы, складывающиеся в сфере набора в учреждения начального и среднего профессионального образования.


Согласно прогнозам на 2011 год потребность страны в выпускниках-специалистах с высшим экономическим или управленческим образованием превысится на 350 процентов, обладающих гуманитарным багажом знаний, – на 200 процентов. При этом молодых профессионалов в области металлургии, машиностроения, металлообработки при потребности рынка труда в 40 тысяч человек в 2011-м вузы выпустят только около 22 тысяч.


В принципе, понятно стремление выпускника общеобразовательной школы получить «вышку» – количество желающих по статистике достигает 80 процентов. Понятно и желание детей учиться в сфере, традиционно считающейся престижной. Однако экономические реалии диктуют: стране нужны производственники, в том числе (и даже прежде всего) квалифицированные рабочие. Которых и должны «поставлять» учреждения начального и среднего профессионального образования.


В списке тревожных факторов, способных повлиять на численность студентов НПО и СПО, – демографическая ситуация. Количество выпускников школ сокращается из года в год. К примеру, в городе Новокузнецке в 2009 году выпустились 3324 одиннадцатиклассника, в 2011-м – будет только 1160. Недобор коснётся всех учебных заведений.


В такой обстановке скоро уже можно будет говорить и о недостатке рабочих рук на предприятиях. – А те места, которые не занимает наш российский рабочий, обычно занимает гастарбайтер, – констатировал ситуацию Сьянов.


Исследования областного центра мониторинга качества образования, равно как и неоднократно высказанные на круглом столе жалобы, показывают, что учащиеся общеобразовательных школ испытывают острый дефицит информации о профессиональных учебных заведениях. Школьники попросту не знают, где можно получить такие сведения, какого уровня и качества образование предоставляется учреждением, насколько востребованной является та или иная профессия на рынке труда.


По идее, подготовка к принятию решения о выборе профессии должна начинаться в школе. Только все понимают, что одной ей с возложенными задачами не справиться. Училища, колледжи и техникумы, будучи стороной, заинтересованной в абитуриентах, должны постараться проявить себя на поприще агитационной работы со школьниками. Действующие в этом направлении заведения организуют «рекламные акции»: например, устраивают дни открытых дверей и проводят экскурсии по своему техникуму или училищу, дают концерты художественной самодеятельности, где студенты в наглядной форме сами рассказывают о своих профессиях.


Не обошлось и без претензий. Как выяснилось, отнюдь не всегда руководство школ приветствует появление работников профессиональных учебных заведений в своих стенах. Бывает так, что специалисты приходят буквально на пять минут, чтобы «сориентировать» учащихся, или передают листовки – и всё. В итоге профориентационная работа превращается в формальность.


В нашем городе неплохие результаты демонстрируют ресурсные центры предпрофильной подготовки и профильного обучения, созданные на базе дополнительного образования в районах города. Эти экспериментальные площадки оказывают психологическую помощь в самоопределении, помогают с выбором специальности, проводят тренинги и ознакомительные курсы по ряду профессий. Кроме того, в Новокузнецке организуются образовательные ярмарки, где школьники знакомятся с предложениями на рынке образовательных услуг, конкурсы с защитой школьниками различных профессий. В данное время идёт проектирование муниципальной программы «Развитие образования города Новокузнецка», где решаются в том числе и проблемы профориентации и профессионального самоопределения.


И всё же, по общему признанию участников круглого стола, ключевое значение имеет налаживание связей с потенциальными работодателями – с теми, кто по сути формирует заказ на профессиональные квалифицированные кадры. Вопрос востребованности профессии на рынке труда и трудоустройства после обучения – самый насущный в проблеме профориентации. Общение между производственниками и образовательными учреждениями складывается непросто. Однако и здесь возможно добиться определённых успехов: в этом может быть показателен опыт Новокузнецкого строительного техникума, деятельность которого была положительно отмечена на областном уровне.


– В советские времена существовала система распределения на рабочие места. Сегодня мы сохранили эту систему, несмотря на все сложности, и успешно ей пользуемся, – говорит заместитель директора Светлана Степановна Неделько. – В последние годы, например, по заявкам предприятий мест предоставлялось больше, чем мы выпускали студентов, – в принципе, у нас была очередь из работодателей. Конечно, это всё очень непросто. Это постоянная и планомерная работа с каждым руководителем предприятия, с начальниками его структурных подразделений. Мы организуем и осуществляем совместные мероприятия с сотрудниками организаций – культурные, спортивные. Пытаемся получить как можно больше информации о детях, пришедших с практики, узнавая сведения о направленности студента, чтобы впоследствии лучше его трудоустроить.


Конечно, в идеале выстраиваемая цепочка «школа – техникум (училище) – предприятие» должна работать отнюдь не в точечном режиме. Усилия прилагаются, революционная ситуация, как говорят участники круглого стола, в понимании нужности профобразования уже назрела. Однако единства и устойчивости в частно-государственных партнёрских отношениях нет. Системный подход с привлечением к проблемам профориентации производственных, властных и социальных структур – то, к чему сейчас нужно стремиться всем заинтересованным в пополнении кадрового производственного состава на долгосрочную перспективу.


Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter