RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 25 Марта 2010

Вербное воскресенье

Так называется в народе один их главных церковных праздников, Вход Господень в Иерусалим, который отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой – 28 марта. Он утверждён в память въезда Иисуса в Иерусалим, когда встречающий его народ бросал перед ним пальмовые ветви. Православные в память об этом во время утрени держат в руках веточки вербы, потом происходит её освящение.


Основные обряды и действия, связанные с вербой, приходятся на воскресенье, а накануне ещё один праздник – Лазарева суббота. Перед своим приходом в Иерусалим Иисус воскресил Лазаря через несколько дней после его кончины. В некоторых деревнях России в день Лазарева воскресения пекут хлебцы в количестве, равном членам семьи. В один запекают грош: у кого он окажется, того ждёт удача, а для девушки это предвещает счастливое замужество.


Верба считается священным деревом у большинства европейских народов. Возможно, это связано с тем, что она просыпается весной одной из первых и символизирует пробуждение природных стихий. А может быть, она является своего рода стражем или хранителем, объединяющим эти стихии. Во всяком случае, вербе приписывается магическая сила: она может защищать от злых духов (хорошо, если дерево растёт в ограде), оберегать скот и посевы.


Если погода не благоприятствовала цветению, веточки вербы приносили в дом заранее, чтобы к празднику она распустилась. В Вербное воскресенье, приходя домой с освящённой веточкой, слегка ударяли ею детей и друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьёт! Верба хлёст – бьёт до слёз!» Считалось, что это может предохранить от болезней. С той же целью принято было хлестать и домашнюю скотину. Освящённую вербу берегли до первого выпаса скота (6 мая, на Юрьев день). Именно ею первый раз выгоняли скотину со двора, а саму же вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома, с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась вовремя.


В разных местностях существовали разные обычаи, связанные с этим днём. Где-то глотали вербные почки, «чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь», где-то пекли из теста орехи и давали всем домочадцам и домашним животным «для здоровья». Существовало убеждение, что брошенная против ветра освящённая верба останавливает бурю, брошенная в пламя – останавливает огонь, воткнутая в поле – оберегает посевы. Бесплодным женщинам советовали есть почки: после этого женщина обязательно будет матерью. Человек, желающий избавиться от трусости, должен был по приходу от заутрени вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы: это способствовало преодолению робости.


А вот сажать вербу считалось плохой приметой: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит». (То есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать черенок к лопате).


Особый знак вербной недели – вербные базары. Они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу.


Приметы, связанные с этим праздником: «Если на вербной неделе вёдро (ясно), с утренниками, то яровые хлеба хороши будут. Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд». А ещё говорят: «Если верба сплошная (вся распустилась) – к хорошему урожаю. Если сначала верба распускается на макушке – первый посев будет хорошим, сеять раньше нужно. На макушке не распускается – второй посев хороший будет».


Татьяна СВЕТЛОВА, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter