RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 7 Апреля 2010

Ещё не всё потеряно!

Как ни стараются иные авторы школьных учебников принизить в сознании наших детей и внуков масштаб и значение Великой Победы, как ни тщатся иные «мастера» культуры исказить, а то и попросту вывалять в грязи беспримерный в мировой истории воинский и трудовой подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, похоже, что добились они немногого.

В начале марта в старших классах вечерне-сменной школы №5 мы организовали среди старшеклассников (9 – 11-е классы) письменный опрос, посвящённый празднованию Дня Победы. Он проводился среди 79 респондентов в возрасте от 15 до 39 лет на условиях добровольности и анонимности. На опросы анкеты ответили 37 лиц женского пола и 42 – мужского. Наши «вечерники» – это люди, не слишком обласканные жизнью. Большинство из них знают цену хлебу насущному, сочетают учёбу с работой или с обучением в технических училищах, многие имеют семьи и детей. Не у всех есть возможность посещать «вечерку» в строгом соответствии с расписанием, но школой дорожат, потому что знают – это единственный для них шанс получить полное среднее образование.

На первый, сугубо «школьный», вопрос анкеты: «Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны» – правильный ответ дали 100 процентов опрошенных.

На второй: «Есть ли среди ваших родственников живые, умершие или погибшие участники ВОВ? Интересуетесь ли вы военным периодом их жизни?» – утвердительный ответ дали 47 процентов: «Есть дедушка, он воевал в разведке, правда, почти ничего не рассказывает», «Бабушкина сестра таскала раненых из-под огня». 20 процентов ответов – отрицательные. Но среди последних немало было таких: – «Нет, но я интересуюсь». А 33 процента ответили «Не знаю», утешает то, что среди них было немало добавлений «к сожалению».

На просьбу продолжить предложение: «Великая Отечественная война в вашем понимании – это…» 95 процентов опрошенных ответили: «Это гордость за свой героический народ», «Я уважаю наших ветеранов за их подвиг», «Это – подвиг России», «Это великий подвиг России, который нельзя забыть», «Это самая большая, кровавая и тяжёлая война, и мы должны гордиться тем, что одержали победу в ней»… И только пять процентов сообщили: «Это – далёкое прошлое», то есть проявили равнодушие к теме.

На вопрос: «Для чего вы знакомитесь с материалами о Великой Отечественной войне?» – 66 процентов ответили: «Я хочу знать правду, истину», «Мне хочется знать, что происходило с моей страной и с моим народом», «Я должен понять, как русские смогли одолеть такую силищу – всю Европу»… Огорчает, что 34 процента респондентов знакомятся с материалами о Великой Отечественной войне только «для выполнения школьных заданий».

В пятом вопросе: «Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?» – 85 процентов назвали по нескольку видов источников наряду с учебниками – книги, фильмы, передачи ТВ. Только15 процентов респондентов ограничились ответом «Из школьного учебника», и лишь один написал: «Я вообще не интересуюсь».

Шестой пункт анкеты был поставлен так: «Как вы думаете – почему наш народ победил?»

В отличие от тестов ЕГЭ, никаких альтернативных вариантов ответа ни в опросном листе, ни устно в ходе опроса мы учащимся не предлагали. Тем значимее, как нам представляется, результат: 88 процентов опрошенных учеников главной причиной победы в Великой Отечественной войне назвали выдающиеся качества нашего народа.

Приятно было читать эти безыскусные ответы: «Потому что мы – русские и сильные», «Потому что Россия неприступна, как стены Трои», «Народ верил в победу и верил в себя», «Знали, что победят, и не отчаивались даже в 41-м», «Мы – крутые», «Россия – самая сильная страна», «Русские – самый мужественный и выносливый народ», «Мы любим свою Родину и всегда готовы отдать за неё свою жизнь», «Благодаря патриотизму, издревле присущему русскому народу», «Мы самые самоотверженные, и у нас были Сталин и Жуков», «Русских силой не возьмёшь».

Дорогого стоит и тот факт, что большая часть этих ответов дана в настоящем, а не в прошедшем времени. Это значит, что наши молодые люди в своём большинстве стремятся идентифицировать себя с великим уходящим поколением 40-х годов. И, наверное, иногда мы, люди более взрослые, чрезмерно критичны в оценке гражданственных и моральных качеств нашей молодёжи.

Седьмой вопрос был поставлен, что называется, «в лоб»: «Можете ли лично вы встать на защиту Отечества, как ваш ровесник в 1941-м?»

74 процента респондентов ответили – «Да». Характерные ответы: «Встану, не задумываясь, если такое произойдёт», «Я готов, как и мой прадед, защищать Родину», «Да, могу и пойду впереди всех», «Сам возьму автомат и пойду воевать»… 25 процентов затруднились ответить. И только один человек указал причиной отказа своё несогласие с государственно-политическим устройством страны и господствующие в обществе ценности – капитал, его расслоение общества и так далее. Что ж, видимо, это наша – историков – недоработка. Не сумели объяснить разницу между государством и Отечеством.

«Может ли современная молодёжь пойти на подвиг, как в 41-м году?» На этот вопрос положительный ответ дали всего 46 процентов респондентов, а 54 – ответили резко отрицательно, мотивируя так: «Многие скурились, спились, занаркоманились», «Для многих главное – богатство и удовольствия», «Сильное капанье на мозги Европы и нашего главного врага – Америки», «Все желают жить, как в Европе», «В мирные дни от армии косят, а что говорить, если война?» и тому подобное. В чём дело? Ведь этот вопрос с предыдущим – из одного ряда! А положительных ответов в два раза меньше.

Всё просто. Когда самые сокровенные, самые главные с точки зрения высших моральных ценностей вопросы ставятся на условиях анонимности тебе лично – ты говоришь главное и отвечаешь честно, как это и получилось в ответах на вопрос «Можете ли лично вы встать на защиту Отечества, как ваш ровесник в 1941-м?».

Но, к сожалению, темы – о справедливости, о долге, о чести, о мужестве – не в моде ни в электронных, ни в печатных СМИ. Там господствуют чернуха, насилие, пересмешники, шоумены, голубоватые певцы и розоватые певички и так далее и тому подобное и имя им – легион. Эта мода нашим юношам и девушкам буквально навязывается. Но разве может молодёжь не говорить, не «перетирать» то, что модно? Вот у них и создаётся искажённое представление о том, что сегодня ценно для всех, о большинстве своих сверстников.

И всё же, оставаясь один на один с собой и отвечая только за себя, почти каждый из наших респондентов своими ответами доказал, что для него Родина, Патриотизм, Долг – не пустые слова. Значит – ещё не всё потеряно.

Ирина Шакурова, Наталья Лугинина, учителя истории вечерне-сменной школы №5.

  

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter