RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 13 Апреля 2010

Жизни яркий след

Всем известен символ советской эпохи – монумент «Рабочий и колхозница». История его создания заключает в себе немало тайн. Немногие знают, что позировали скульптору люди, принимавшие непосредственное участие в буднях пятилеток, а «рабочий» к тому же был замечательным спортсменом.


Сергей Владимирович Каснер – прототип символа и интереснейшая для своего времени фигура, можно сказать, герой своего времени. Метростроевец, горняк, борец классического стиля. Оставил он след и в истории нашего города – в период Великой Отечественной войны был проходчиком шахты «Зыряновская». В этом году исполняется 95 лет со дня его рождения.


О том, при каких обстоятельствах спортсмен был запечатлён скульптором, поделился в своих воспоминаниях мастер спорта СССР международного класса Вячеслав Васильевич Петин, тренер по греко-римской борьбе, лично знавший Сергея Владимировича:


«Незабываемая встреча состоялась у Сергея Каснера в июле 1936 года со скульптором Верой Игнатьевной Мухиной на параде на Красной площади по случаю Всесоюзного дня физкультурников. На высоком шестиметровом постаменте, укреплённом на мотоциклетных колесах, Сергей Каснер и его партнёрша, откатчица вагонеток Зоя Мухина (однофамилица Веры Игнатьевны), прокатились через всю Красную площадь перед мавзолеем Владимира Ильича Ленина и членами правительства страны на трибуне, держа высоко над головой серп и молот. Это поразило воображение Веры Игнатьевны. Она была в творческом поиске. Ей хотелось запечатлеть на века образ молодёжи – счастливой, энергичной, устремлённой вперёд, в будущее. По предложению художницы они стали посещать студию натурщиками. Со складно скроенной фигурой, прекрасно развитой и рельефной мускулатурой Сергей стал частым гостем, охотно, даже с радостью позировал ваятельнице, но не ради славы. Так рождалась скульптурная группа «Рабочий и колхозница», шедевр мирового искусства. 70-тонный монумент 25-метровой высоты впервые был установлен в 1937 году в Париже на Всемирной промышленной выставке у входа в павильоны Советского Союза».


По одной из версий, натурщиком для знаменитой скульптурной композиции Веры Мухиной являлся также бывший артист балета Игорь Басенко. В своё время в «Комсомольской правде» была опубликована беседа с Игорем Степановичем, который вспоминал, что с него Мухина лепила только фигуру: «Голову делали не с меня. Мухиной тогда требовалось что-то такое мужественное, пролетарское. Поэтому она пригласила для завершения своей работы, кажется, метростроевца».


Сергей Каснер, который занимался борьбой, по телосложению как никто другой подходил для образа советского рабочего. Газеты того времени писали, что прототип «рабочего» Мухиной был самым красивым мужчиной СССР.


Простой и гладкой жизнь Сергея Каснера не назовёшь. В столицу паренёк приехал с Украины поступать в сельхозтехникум. Но завалил вступительные экзамены. Возвращаться домой не стал и устроился в гормолзавод. А в свободное от работы время занимался в спортивной секции французской борьбы, где тренировалась в основном метростроевская молодёжь. Страна строила свой первый метрополитен. И молодой человек присоединился к рабочим. Сначала трудился откатчиком вагонов, потом – проходчиком, бригадиром проходчиков и даже начальником смены. Бил трудовые рекорды. Моссовет наградил Сергея Каснера почётным знаком «Мастер отбойного молотка». Встреча в ту предвоенную пору с известным борцом и тренером Тихомировым определила его дальнейшую спортивную судьбу. Участвуя в первенстве Москвы в среднем весе, он проиграл лишь одну схватку – Григорию Пыльнову, чемпиону Советского Союза, и занял второе место. Позже Сергей много раз выступал по классической борьбе в соревнованиях различного ранга. Проигрывал он очень редко, можно по пальцам сосчитать, хотя боролся со знаменитыми в то время борцами. Безусловно, Сергей Каснер мог бы стать спортсменом мирового класса, но судьба распорядилась по-другому. Он стал большим мастером проходки подземных выработок.


Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Сергей Владимирович, как и все, стремился на передовую. Обивал пороги военкоматов, просил, чтобы его добровольцем взяли на фронт. Но Каснера вместе с его сменой направили в Сталинск на шахту «Зыряновская».


«Он понимал, что основная промышленная база будет помещаться на востоке страны, – вспоминает Петин, – что и здесь будет коваться победа над врагом, но всё же продолжал осаждать военкомат. Ему вежливо отказывали, уговаривали, иногда ругали. Возможно, было недоверие к нему из-за фамилии (то ли немецкого, то ли польского происхождения). Ведь после каждой аварии на шахте Каснера проверяли спецслужбы. Обидно было до слёз…


Проходчик на шахте сродни разведчику в бою. Природа не один раз предносила свои сюрпризы: газ, вода, геологические нарушения. Первым это встречает проходчик, что связано с большим риском для жизни. Каснер самоотверженно трудился, не щадя сил и здоровья: всё для победы над проклятым врагом. В 1945 году он устанавливает рекорд Кузбасса на проходке квершлага шахты «Зыряновская», главной выработке по породе, что намного труднее, чем по углю».


После войны Сергей Владимирович Каснер переехал в Ленинск-Кузнецкий, строил шахты – «Ярославскую», «Полысаевскую-2», «Никитинскую» – и давал им путёвки в жизнь. А потом понемногу стало появляться время для занятий спортом. В центральном районе города для «детей войны» правительство открыло Специальное горнотехническое училище (СГТУ). После семи лет обучения выпускники получали среднее горнотехническое образование. В свободное от работы время Каснер стал посещать это училище, организовал секцию любителей классической борьбы. Уйдя на пенсию, Сергей Владимирович переехал в Ростов-на-Дону, где проживали его родственники. Там он и похоронен в 1986 году.


…Наступил XXI век. Монумент «Рабочий и колхозница», названный когда-то западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века», в техническом отношении признали опасными памятником – в любой момент он мог упасть. В 2003-м шедевр демонтировали. И только в начале декабря 2009 года в Москве состоялось торжественное открытие обновлённой скульптуры – монументального творения ушедшей эпохи. Постамент отреставрированной скульптурной композиции на 10 метров выше предыдущего, как и когда-то увенчан гербом Союза Советских Социалистических Республик. А советские серп и молот вновь взметнулись над столицей…


Дина ПРУДЬКО, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter