RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 Апреля 2010

Психология искусства

– Мне коллеги говорят: что это вы всё только робинзонады да сплавы организовываете, один активный образ жизни у вас на уме. А что же для развития души? – рассказывает нам Юля Романова. Она является руководителем информационного центра для инвалидов «Крылья» в библиотеке имени Гоголя и постоянно придумывает что-нибудь новое для своих подопечных. – Вот мы и организовали совместно с Центром психолого-педагогической помощи такие семинары. Совмещаем два в одном: психологию и искусство – очень интересно получается.


«Что же Вы, батенька, скромничаете? Нехорошо-с, нехорошо-с. Каждый человек должен отличаться отменным аппетитом, весёлым нравом – тогда и работу любую сделает», – приводимые ведущим семинара изречения и разносторонние сведения о великих людях (в вышеназванном случае о художнике Шишкине) веселят ребят и располагают к чистосердечным признаниям о себе. Согласие с жизненными приоритетами Ивана Ивановича, как оказывается, находится у многих здесь присутствующих, а демонстрация его живописных произведений добавляет впечатлений.


– Я себе представить не мог, что можно так изображать природу, – говорит Андрей Осокин. – Рисовать когда-то пытался, но так, чтобы всё получалось настолько чётким, прорисованным... До сегодняшнего дня я не видел так много картин Шишкина – похоже, что они мне близки и понятны.


Это и есть, собственно, принцип всех проводимых занятий – обнаружить в характерах знаменитых людей (и, конечно, в их произведениях как проявлении психологических качеств) отклик в своей собственной душе, созвучные черты. Тем самым узнать себя лучше, а может, и вдохновиться на собственное творчество.


Методика, применяемая психологом Ириной Курбатовой, так и называется – «Терапия творческим самовыражением» (ТТС). В основе её лежит изучение данного от природы человеку характера. А воспитание способности понимать и принимать его сильные и слабые стороны – главная цель занятий.


Взять, к примеру, тех, кто в ТТС определяется термином «авторитарно-напряжённый». Это натуры деятельные, энергичные, трудолюбивые, жизнестойкие – и, как правило, стремящиеся к доминированию, способные на те или иные проявления агрессии. К такому типу относился великий полководец Суворов или, скажем, художник Суриков. Помните его «Боярыню Морозову»? С энергетикой полотна мало какие творения могут поспорить. Ну разве что принадлежащие к той же «психологической серии» пейзажи Шишкина и морские картины Айвазовского... А вот творения «синтоников» (людей, имеющих синтонный характер) отличаются живостью, мягкостью, искрящимся блеском. Эти люди обычно сами добры, веселы, предприимчивы, альтруистичны, легко приспособляемы к обстоятельствам: ярким тому примером были Моцарт, художники Куинджи и Тропинин.


В помощь познанию своего «я» призываются биографические сведения и произведения великих живописцев, писателей, поэтов, композиторов, актёров и режиссёров. Участники семинаров познакомятся с «демонстративным» Брюлловым, являющим себя миру во всей показательной красе, «тревожно-сомневающимися» Чеховым, Клодом Моне, Ахмадуллиной – авторами тонкими, размышляющими, старавшимися постигнуть глубины духа и чувств. Ребят ждут встречи с «замкнуто-углублённым» мыслителем Бахом, мнительными и нерешительными «психостениками» Шопеном и Экзюпери, а также Толстым, Достоевским, Сальвадором Дали, Пастернаком и Лесковым...


Получается познавательно и в личном плане, и в смысле знакомства с мировым искусством. Автором этих весьма своеобразных психолого-искусствоведческие лекций является московский профессор Марк Евгеньевич Бурно, выдающийся психиатр и психолог. Пять лет назад он приезжал в Новокузнецк и очень заинтересовал своей методикой местных специалистов.


– Особенность метода, отличающая его от арт-терапии (где люди что-то делают, создают своими руками), заключается в подходе с научной стороны, – поясняет Ирина Юрьевна. – В беседах с участниками обязательно изучается характерология. И побуждение к творчеству происходит благодаря контакту с шедеврами. Человек научается распознавать оживление своей души – на какое произведение произошла созвучная реакция, что именно понравилось, заинтересовало. Так человек узнаёт свой природный характер, который говорит одновременно об одарённостях и ограничениях. Часто бывает, что люди очень не любят слабости своего характера, не принимают их. Терапия же помогает стать более терпимым к самому себе, а также понять особенности других. В человеке просыпается гуманизм, он учится более интересно существовать с другими людьми, насыщать свою жизнь впечатлениями и радостью бытия.


Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter