ВашГород.ру разбирается в новом законе об ответственном обращении с животными и общается с жителями Новосибирска, которых затронут новые нормы.
История вопроса
21 декабря закон об ответственном обращении с животными одобрил Совет Федерации и направил президенту. У законопроекта долгая история — принять его пытались с 2010 года, но на конечную стадию он вышел только сейчас. Однако назвать его идеальным нельзя, у зоозащитников, кинологов и владельцев животных есть вопросы.
Так, в закон внесли понятие «потенциально опасная собака». К ним отнесли американского питбультерьера, южноафриканского бурбуля, карельскую медвежью собаку, анатолийского карабаша, американского стаффордширского терьера, кавказскую овчарку, алабая и метисов этих пород.
Пока закон только указывает, что именно этим собакам нельзя появляться в общественных местах без поводка и намордника и что к ним будут созданы дополнительные правила разведения. Однако выделение нескольких пород в отдельную категорию в дальнейшем позволит создавать новые ограничения для собак и их владельцев.
Общество до сих пор не может отделаться от образа «собаки-убийцы», собаки для боёв, которые создали сами люди в 1990-х. И прочно он закрепился именно за питбулями и стаффордами.
Мнение эксперта
Новосибирский кинолог Андрей Трушников давно занимается этими породами и помогает корректировать поведение проблемных животных.
«Я вывел для себя тенденцию: агрессивными собак делает человек. Вообще питбули выводились для травли быков: об этом говорит их мускулистое телосложение и высокий болевой порог. По своему опыту могу сказать, что 95% случаев „агрессии“ происходят из-за того, что люди не знают, какую собаку берут. „Все крутые пацаны ходят с такими собаками, мне тоже такая нужна“ — вот одна из причин. А это кардинально неправильная цель», — отметил Андрей.
Действительно, многие берут питов и стаффов для самоутверждения, чтобы их боялись. Но профессиональные владельцы и кинологи никогда не позволят собаке напугать другого человека.
При этом кинолог согласен, что нужно вносить какое-то регулирование, чтобы хозяин обязательно проходил курсы с собакой. Однако потенциально опасные или агрессивные собаки — это очень расплывчатое понятие, и отнести к ним конкретные породы нельзя. Потому что, например, тойтерьеры кусают людей достаточно часто, а в списке их нет.
Добрый друг, а не безжалостная мясорубка
«Когда люди знакомятся с Рыжим [стафф Андрея], у них случается разрыв шаблона: „собака-убийца“ может быть такой милой. Плюс стаффы без зооагресии [агрессия по отношению к другим животным]— это лучшие компаньоны. Я на велосипеде — собаки со мной, плавать, по снегу... Они не будут сидеть и скулить», — рассказывает Андрей Трушников.
Есть и другие истории о дружбе новосибирцев с «потенциально опасными» Анастасия Полковникова мечтала о питбуле с 11−12 лет, тогда она впервые узнала о породе и начала её активно изучать. Сейчас Тай поражает всех своими манерами.
«Я углубилась в историю породы, смотрела выставки, узнала о типах и чем отличаются собаки рабочего разведения и шоу-разведения, читала про их характер. До 13 лет я всё твердила маме, что хочу питбуля. И вот она подарила мне собаку мечты», — поделилась девушка.
Правда, денег на собаку из питомника не хватило, поэтому взяли у обычных разведенцев. Анастасия вместе со своим псом прошла общий курс дрессировки и научилась работать с его зооагрессией.
«Списки, которые составляют и вносят туда различные породы, они как минимум глупы. Абсолютна любая собака может причинить вред как человеку, так и себеподобному существу. Поэтому всё, что должен делать человек, заведя собаку — ставить рамки, развивать её, играть, кормить и любить», — добавила Анастасия.
Лилия Коровина взяла себе взрослого стаффордширского терьера Дизу, после того как собака пожила у неё на передержке.
«Моя собака, Диза, попала ко мне взрослой. Великолепная, умная, приняла правила нашего дома, ничего не портит, отлично ладит с темпераментным котом. Когда к нам приходят гости, ещё не знакомые ней, их ждёт волшебный приём — оближет с ног до головы, принесёт свои игрушки, будет общаться», — рассказала Лилия.
Причём любовь к породе зародилась давно: у родственницы 16 лет жил питбуль, с которым Лилия постоянно общалась. Но тогда ещё была не готова завести свою собаку. А теперь девушка помогает вести группу помощи питбулям и стаффам и мечтает ещё об одной подопечной.
Группа была создана в 2016 году и специализируется на «потенциально опасных» породах. Они часто оказываются на улице из-за нерадивых хозяев, которые были не готовы к такой собаке. Только в отличие от дворняг у них нет шансов выжить на улице, особенно сибирской зимой. Кураторы забирают собак, устраивают на передержки, лечат, если нужно, и ищут новых хозяев.
В законе пристальное внимание уделено этим породам. Хозяева в обязательном порядке должны пройти курс дрессировки и зарегистрировать животное (без документа об ОКД это сделать не удастся). Хотя при таком раскладе правильнее было бы закрепить это правило для всех. Ведь собака должна быть воспитанна независимо от размеров и породы. А владельцы должны нести полную ответственность за своих питомцев.