Всё началось с того, что мы опубликовали новость о судебном процессе между прокуратурой Орджоникидзевского района и администрацией города, который закончился хэппи эндом для двух парней-сирот, оба получили перед Новым годом долгожданные ключи от квартир.
После этого в редакцию посыпался шквал (мы не преувеличиваем) сообщений и писем от наших читателей, которые тоже, являясь сиротам, ждут своих квартир, но почему-то дождаться не могут. Жизненные истории этих людей совсем не похожи, однако общее у них одно, все они уже не первый год обивают пороги различных ведомств, подают в суд. Но вот только воз и ныне там.
Как нам рассказали в пресс-службе прокуратуры по Кемеровской области, если сирота не может получить законное жильё, он может обратиться в прокуратуру района или города, там обязаны помочь.
При этом в ведомстве уверяют, что борьба за права сирот идёт активно. Согласно данным, предоставленным областной прокуратурой, за неполный 2018 год прокурорами городов и районов в суды предъявлено 355 исковых заявлений об обеспечении социально незащищенной категории жильем. Удовлетворено 341 исковое заявление, 14 исков – находятся на рассмотрении.
А пока мы решили от бюрократии вернуться в реальную жизнь и рассказать вам истории людей, которые надеются ждут и, возможно, с нашей помощью наконец-то получат долгожданные квартиры.
Дмитрий, 19 лет
«Я сирота с 2014 года, на очередь встал только в 2016, потому что опекуну моему было не до моих документов с очередями. Год назад ходил ради интереса узнавать свою очередь на квартиру, мне сказали - 1083, спустя месяца четыре, я обратился к тогда ещё ВРИО губернатора Цивилёву, тогда мне посоветовали написать на сайт Администрации Кемеровской области, я сделал, всё, как было сказано, и буквально через недели две мне позвонили и представились соцработником.
По телефону этот соцработник мне сразу сказал в грубой форме, мол, зачем вы жалуетесь на нас. Спросили, почему я не живу в общежитие своего колледжа, я говорю, что мне не предоставляют там комнату, после чего она говорит, что мы можем сейчас вам временно предоставить комнату в общежитии. Я говорю, давайте я подойду в офис к вам и мы там всё это обсудим, после чего она снова в грубом тоне и с криком сказала: "Вы понимаете, что нам дали по голове, и что мы должны услышать прямо сейчас от вас ответ, потому что нам нужно отправить отчёт". Я ответил, что сейчас ничего сказать не могу, поскольку не знаю, на что соглашаюсь. Она бросила трубку.
Буквально недели три назад я снова сходил, узнал свою очередь, и она стала 1040. То есть за год сдвинулась только на 40 человек. Мне так прямо и сказали, что квартиру я получу в лучшем случае к 30 своим годам».

Виктория, 22 года
«Я сирота, с 2010 года состою на очереди на получение жилья – с 14 лет. Долгое время очередь совсем не двигалась. В январе мне будет 23 года, и до сих пор я стою на очереди, вот уже 9 лет. Вначале весны этого года, подала в Центральный районный суд на Администрацию опеки и попечительства, выиграла, но снова оказалась на очереди. В жилищном отделе от меня отворачиваются и говорят, что в ближайшее время можешь не ждать, и вообще, у них там очередь.
У меня нет постоянной прописки, живу у приёмных родителей, в двухкомнатной квартире проживают два инвалида, почти не ходячих, и моя приёмная мама, отдельной комнаты у меня нет. Весной 2019 года они собираются уезжать в другой город, эту квартиру продадут, и я останусь на улице, без прописки и жилья. Куда обращаться? Кому писать? Помогите, пожалуйста! Мне так и сказали, что в ближайшее время можешь даже не ждать квартиру. Два года назад нас, всех сирот, вызвали в прокуратуру, брали показания, спрашивали всё подробно и всё – тишина с тех пор!».
Если кратко расписать движение очереди, то это будет выглядеть так:
- Март 2010: в едином списке - 2423, во внеочередном - 185
- декабрь 2010: в едином списке - 2332, во внеочередном - 174
- 2012 год: в едином списке - 2177, во внеочередном – 157
А после из районной очереди сделали единую городскую, и Виктория вновь оказалась на 576 месте (данные на 2016 год). В начале этого года она была 450. После чего и подала в суд, после которого стала 136 в очереди. Однако девушка предполагает, что жать получения квартиры ей придётся ещё несколько лет.
Вячеслав Кердоль, 26 лет
«В 2008 году я встал на очередь, тогда был 75, потом все районы объединили и очередь получилась одна по городу, меня отодвинули на 409 место. За эти несколько лет очередь неплохо продвинулась, сейчас я 87 в очереди. Жду уже 10 лет, сколько ещё ждать не знаю. Я обращался в прокуратуру Орджоникидзевского района, оттуда меня отправили в прокуратуру городскую, а оттуда обратно в районную. На нас всем плевать. Так ничего и не добился!»
- 2010: в едином списке - 573, во внеочередном – 75
- 2012 внеочередной список – 49
- 2013 – внеочередной список – 409
- 2017 – 105
- 2018 – 87
И нам даже страшно представить, сколько ещё тех, кто также ждёт обещанное законом жильё, но молчит, либо, не зная, куда идти и в какие двери стучать, либо просто, уже не веря в справедливость. И да, по официальный данным, в Кузбассе в очереди на жильё стоят 9 822 сироты.