RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 16 Мая 2010

Задержка рейса. На что пассажир имеет право?

В настоящее время довольно часто возникают ситуации, связанные с массовыми задержками рейсов в сферах международных пассажирских авиаперевозок и предоставления гражданам соответствующих туристских услуг, из-за чего нарушаются права потребителей-авиапассажиров. В результате возникла необходимость в своевременном и оперативном информировании и консультировании пассажиров относительно правовых оснований защиты их прав в досудебном и судебном порядке. На наши вопросы отвечает Татьяна Ивановна Фадеева, заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Новокузнецке.

– Как должны вести себя авиаперевозчики при возникновении непредвиденных ситуаций и связанных с ними задержках рейсов?


– В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик или организация, осуществляющая аэропортовую деятельность, обязаны доводить до потребителей информацию об изменении расписания движения воздушных судов, задержке или отмене рейса. Это оговорено статьёй 106-й Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) и Федеральными авиационными правилами, утверждёнными приказом Минтранса России. Граждане, оказавшиеся в подобных ситуациях, должны знать о том, что перевозчик без взимания дополнительной платы должен организовать предоставление комнат матери и ребёнка пассажиру с малышом в возрасте до семи лет. Если рейс задержан на срок более двух часов, ожидающие отправления люди обеспечиваются прохладительными напитками. При ожидании вылета рейса более четырёх часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время авиапассажирам предоставляется горячее питание. Рассчитывать на размещение в гостинице в ожидании вылета пассажиры могут при задержке рейса более восьми часов в дневное время и более шести – в ночное. Авиаперевозчик также обязан организовать хранение багажа ожидающих отправления граждан.


– Предусмотрены какие-либо штрафы за задержку рейса?

– В соответствии со статьёй 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час задержки рейса, правда, не более чем 50 процентов провозной платы. Но обязан это сделать авиаперевозчик только в том случае, если не докажет, что задержка рейса имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В связи с этим следует иметь в виду, что согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например – на оплату топлива). А перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полётов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Говоря о правах пассажиров, задержавшихся в связи с извержением вулкана Эйяфьядлаёкюдль в Исландии, стоит уточнить, что рассчитывать на дополнительную финансовую компенсацию, которая полагалась бы им в случае задержки или отмены рейсов в обычной ситуации, они не имеют права. Облака вулканического пепла представляют очень серьёзную угрозу для безопасности воздушного движения. Это исключительная ситуация, однако пассажиры имеют право на получение информации от авиакомпаний (например, о ситуации, которая развивается, отменах рейсов и продолжительности их задержек), на помощь (прохладительные напитки, питание, размещение в зависимости от обстоятельств).

– Каков алгоритм действий пассажира по взысканию компенсации с авиаперевозчика?


– Для взыскания штрафа, предусмотренного статьёй 120 ВК РФ, пассажиром перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или пункта назначения (статья 124 ВК РФ). Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Иски предъявляются в суд по месту нахождения ответчика. Отмена или задержка рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им возложенных на него обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание – статья 15 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

***
«Небом» – дороже?

Предполагается, что авиаперевозчики собираются компенсировать ущерб от извержения вулкана, подняв цены на билеты. Но пока российские компании о повышении цен не сообщают. Как рассказали нам в S7 Airlines, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и авиакомпании «Уральские авиалинии», которые совершают регулярные рейсы из Новокузнецка, извержение вулкана в Исландии никаким образом не повлияло на их работу. Сезонное же повышение цен возможно, но пока более точной информации нет.

Дина ПРУДЬКО, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter