RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 1 Августа 2011

Урок для жалобщика

Анализ жалоб от жителей показал, что письма, отправленные не в ту инстанцию, долго ходят по кругу, пока найдут своего исполнителя.

В июне по тематике жилищно-коммунального хозяйства на сайт главы города поступило 66 обращений в электронном виде, 30 письменных обращений, и 13 обращений пересланы от губернатора, с сайта администрации Кемеровской области и из департамента ЖКХ. Львиную долю жалоб можно отнести к категории «отсутствие взаимопонимания между жителями и обслуживающей организацией», и решаться они должны были на уровне своей жилищной организации. К примеру, разве глава города обязан предупреждать жителей о локальном отключении воды, связанном с выполнением ремонтных работ в доме? Причём, возможно, представители управляющей компании соответствующее объявление разместили на доске объявлений, но его снял кто-то из соседей. Соответственно, прежде чем составлять жалобу, надо было спросить у старшего дома, а существовало ли такое объявление.

В советское время всё было просто и понятно: достаточно было придти в партком, и любая проблема, от сбоя графика поставки комплектующих деталей до возврата в лоно семьи загулявшего супруга, разрешалась по партийной линии. Сейчас законодательство жёстко ограничило рамки полномочий различных органов власти и надзорных органов. Но граждане по старинке продолжают писать свои обращения сразу в несколько инстанций: «на всякий случай». В результате им приходит ответ, что «ваше обращение передано в…». У того, кто жалуется, накапливается кипа бумаг и растёт недовольство действующей системой власти. В свою очередь у тех, кто отвечает на жалобу, сокращается время на выполнение своей основной работы.

Тема урока

Прежде чем определить адресата, которому будет направлена жалоба, надо понять, кто и за что из вышестоящих структур отвечает.

1. Законы, которые регулируют отношения в рамках страны, региона, города принимает законодательная власть: Госдума, областной и городской Советы народных депутатов. Соответственно, и обращаться к депутатам стоит в том случае, если, на ваш взгляд, есть несоответствие закона и практики, которое необходимо исправить. Тем не менее народные избранники должны знать настроения и чаяния электората, поэтому они работают с обращениями от населения по различным направлениям. Однако в полномочия депутата не входит привлечение к ответственности нарушителей закона. Максимум, что он может сделать: направить депутатский запрос в ту или иную структуру. Сейчас наступает пора предвыборной кампании в городской Совет и в Госдуму. Можно свои предложения по изменению законодательства озвучить на встречах с кандидатами или включить их в перечень наказов. Можно предложить разработать и утвердить муниципальные программы для решения тех или иных проблем, но в рамках действующего законодательства.

2. Власть исполнительная обязана исполнять принятые законы, какими бы абсурдными или невыполнимыми они ни казались. Законодательство определяет полномочия исполнительной власти всех уровней и больше, чем позволяют рамки закона, чиновник сделать не вправе. И пусть каждый работник администрации, от технички до главы, понимает, что какие-то работы, например, замену отработавшего своё лифта в многоквартирном доме, необходимо выполнить, но если Бюджетный кодекс запрещает выделять деньги из муниципальной казны на капитальный ремонт домов, делать это нельзя. В противном случае будет выдвинуто обвинение в нецелевом расходовании бюджетных средств, что влечёт за собой ответственность вплоть до уголовной.

Лишь недавно муниципалитет получил полномочия инициировать смену управляющей компании или формы управления в многоквартирном доме. Раньше он мог вмешиваться в вопросы жилищного самоуправления только как собственник пропорционально доле неприватизированного жилья и вести работу по разъяснению действующего законодательства. Тем не менее, хоть Жилищный кодекс и ввёл жёсткие сроки рассмотрения жалоб на обслуживание домов, порядок действий по смене управляющей организации для чиновников не прописан. Поэтому не стоит особо рассчитывать на то, что сегодня отправленная жалоба на работу УК или ТСЖ в ближайшие дни будет разрешена.

3. Надзор. Прокуратура обязана следить за выполнением законов и принятием решений, не противоречащих действующему законодательству. Соответственно, и жаловаться в этот орган следует по фактам, связанным с нарушением прав и законов.

Ещё один надзорный орган: Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Её специалисты компетентны в оценке технического состояния инженерных систем и конструкций многоквартирного дома. Они могут выписать обслуживающей компании предписание на первоочередное выполнение тех или иных работ, однако выполняться эти ремонты будут не на средства управляющей компании, а на деньги, собираемые в качестве платы за содержание и ремонт мест общего пользования. ГЖИ принимает участие в приёмке объектов после капитального ремонта. Обращения жителей она рассматривают именно в этом аспекте.

За обслуживанием сложных технических механизмов в многоквартирном доме (лифтов) следит Ростехнадзор. Роспотребнадзор контролирует выполнение законодательства по защите прав потребителей. То есть существует повод обратиться в эту организацию в том случае, если потребитель заказал услугу, оплатил её, а она оказалась ненадлежащего качества.

4. Правоохранительные органы. Кроме того, можно жаловаться в органы внутренних дел на работу участкового уполномоченного, по фактам выявления действующих наркопритонов, попыткам хищения общедомового имущества и прочим правонарушениям. ОБЭП занимается экономическими преступлениями.

5. Прочие структуры. Органы ГО и ЧС должны среагировать на сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

СМИ проводят среди населения просветительскую работу. Журналист своей публикацией или сюжетом может привлечь внимание общественности и власти к проблеме, подсказать путь решения для тех, кто оказался в подобной ситуации. Но ни изменить законодательство, ни инициировать проведение собрания собственников жилья корреспондент не способен.

В ближайшее время начнётся предвыборная кампания. Уже сейчас ясно, что тема ЖКХ станет разменной монетой при борьбе за голоса избирателей. При этом главным механизмом окажется именно умение правильно переадресовывать жалобы, даже если проблема изначально не разрешима. Проявляя участие и имитируя активную деятельность, партии могут заработать себе дополнительные очки на выборах. При этом предвыборную кампанию можно использовать для решения ряда конкретных жилищно-коммунальных проблем (юридическая консультация, обустройство дворовой территории или ремонта в подъезде силами членов партии). Но, голосовать за эту партию или нет, каждый всё равно вправе решить самостоятельно.

Прежде чем обращаться с жалобой, надо посмотреть на себя: а всеми ли предоставленными мне правами я воспользовался или готов получить ответ: «Примите соответствующее решение на собрании собственников жилья». Схема взаимоотношений жителей с управляющей компанией проста: собственники жилья на своём общем собрании заказывают услугу, обслуживающая дом организация называет цену, затем утверждается тариф, а далее начинается работа. Если ГЖИ вынесла предписание выполнить работы, а собственники жилья на своём собрании их не включили в план и в тариф, ответственность за их невыполнение лежит на самих жителях.

Работа над ошибками

Разберём конкретный пример. Председатель товарищества собственников жилья в нарушение действующего законодательства отключил у жителей, имеющих долги по жилищным услугам, холодную воду 17 мая. Пенсионерка направила жалобу в администрацию президента: «Я с 17 мая 2011 года живу без воды, больной, престарелый человек, который не может ходить по инстанциям в поисках правды, да и очень сомнительно, что через суд проблема будет решена. Я не могу жить два или три месяца без воды, пока вынесется и исполнится решение суда. Помимо этого наш председатель обещал отключить канализацию». Зарегистрирована жалоба 26 мая. Правительственная комиссия по данному факту, разумеется, не была выслана, а жалобу перенаправили в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области. В Новокузнецк обращение вернулось 29 мая. К этому времени водоснабжение квартир в этом доме уже было восстановлено, причём без вмешательства президента. Но раз жалоба поступила, в ГЖИ на неё должны дать ответ, отправить его в Москву. Из Москвы ответ будет направлен пенсионерке, пострадавшей от незаконной деятельности председателя ТСЖ. Причем всё это делается на деньги налогоплательщиков. А если бы конфликт не был своевременно улажен на месте, представляете, сколько пенсионерке пришлось бы ждать реагирования на жалобу? И всё это время она жила бы без воды.

Вывод: сначала надо попробовать решить проблему на месте.

Практическая работа

Для того чтобы получить чёткий и внятный ответ, надо правильно задать вопрос, без лишних эмоций обрисовать проблему. Жаловаться на неуважение к сединам, на хамство управляющей компании и на низкий уровень доходов, закончив письмо риторическим вопросом «Доколе?» – это гарантированно получить в ответ на обращение отписку. Жалоба должна быть с описанием конкретных фактов, с указанием дат, времени и тому подобного. Причём чем выше орган, в который направляется письмо, тем больше должно быть пояснений, куда уже обращался заявитель и что ему ответили.

Поставьте себя на место того, кто занимается сортировкой писем от населения. Когда текст изложен на нескольких листах с описанием подробностей личной жизни и переживаниями автора, внимание читающего рассеивается, обращение может быть истолковано иначе. Не стоит давать в письме категоричных оценок действий тех, на кого вы жалуетесь. Признать кого-то вором или мошенником имеет право только суд. В противном случае вы сами можете получить обвинение в клевете со всеми вытекающими из этого последствиями. В практике новокузнецких управляющих компаний уже есть примеры привлечения кляузников к ответственности, когда суд не только обязал ответчика принести публичные извинения, но и назначил материальную компенсацию морального вреда.

Ещё одно важное правило: адресуйте письмо в тот орган, полномочия которого распространяются на решение возникшей проблемы. К примеру, если дворник спустя рукава относится к своим обязанностям, причём здесь Совет народных депутатов или президент? Разве для этого нужен специальный закон или вмешательство силовых структур? Этот вопрос надо решать непосредственно в управляющей компании. Другой пример: в подвале течёт труба. Житель обращается везде, вплоть до президента. Письмо возвращается в город, ГЖИ или администрация делают запрос в управляющую компанию, а там выясняется, что специалист, занимающийся вопросами обслуживания данного дома, о заявке даже не слышал, что житель звонил слесарям в дежурку. Но сантехники выполняют работу в соответствии с выписанным им нарядом. Если техник или инженер не в курсе возникшей проблемы, соответственно, и задание на её устранение никому не давалось. При этом труба всё это время хождения жалобы по инстанциям как текла, так и продолжает течь.

Бывает так, что человек, действительно, неоднократно и безрезультатно обращается в обслуживающую организацию, но та не предпринимает никаких конкретных действий. В этом случае, чтобы впоследствии можно было подтвердить факт обращения, делайте письменный запрос и проследите, чтобы он был внесён в журнал входящих документов. Тогда у вас на руках будет документ, доказывающий бездеятельность ответственных лиц.

Дом и Двор

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter