RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 13 Февраля 2012

Четверо несмелых

До выборов 4 марта осталось несколько недель, и опрошенные газетой ВЗГЛЯД аналитики полагают, что такие разные кампании оппозиционных лидеров объединяет больше чем просто противостояние Владимиру Путину. Стратегия главы правительства, в свою очередь, сильно отличается от всего, что мы видели ранее.

Президентские выборы, в которых участвуют пять кандидатов, пока не демонстрируют чудес политических технологий, однако интерес к ним возрастает с каждым днем.

Отчасти это связано с уличной активностью (как оппозиционной, так и «антиоранжевой»), отчасти – с участием в выборах остающегося самым популярным российским политиком Владимира Путина, отчасти – с тем, что следующая столь же масштабная кампания ожидает россиян не через четыре года, как это было раньше, а через шесть лет.

Общий тренд нынешней кампании – безоговорочное лидерство Путина – с одной стороны, демотивирует остальных участников (это особенно заметно по телевизионным дебатам, в которых глава правительства участвует через доверенных лиц), с другой – позволяет выстраивать кампанию в логике «все – за второй тур», которая, в отличие от призывов «победить Путина», выглядит довольно убедительно.

На прямую и жесткую критику премьера, впрочем, мало кто решается всерьез: скорее прорывается – словно бы помимо воли.

Владимир Жириновский

Бессменный лидер ЛДПР и ветеран политической сцены демонстрирует в ходе этой кампании чудеса «второго дыхания»: либерал-демократы выглядели слабо в ходе парламентских выборов, но в президентской гонке Владимир Жириновский – без сомнения самый яркий оппозиционный кандидат.

Козырь Владимира Вольфовича – дебаты, на которых он неизменно ярок и жесток, слабая сторона его агитации, как рассказали газете ВЗГЛЯД в одном из региональных отделений ЛДПР, – работа на местах. У Жириновского не хватает ресурсов на всеохватную кампанию, поэтому ему приходится рассчитывать только на телевидение и скандалы. Такие, например, как неудачная попытка блокирования парламентской трибуны.

По словам эксперта Центра политической конъюнктуры Павла Салина, «Жириновский в этом смысле стал заложником созданной им системы, из которой все яркие люди были вынуждены уйти, и личностей, кроме самого Владимира Вольфовича, здесь теперь просто нет. Он все тянет сам».

Салин полагает, что лидер ЛДПР «рад был бы уйти, но здесь же «синдром велосипеда»: если ты прекращаешь крутить педали, то падаешь, а падать Жириновскому никак нельзя – он многое теряет».

Главный скандал этой кампании – предвыборный ролик, в котором лидер ЛДПР что есть мочи хлещет осла, рассуждая о том, что только он сможет превратить это животное в «птицу-тройку». Отрицательная реакция на этот сюжет заставила Жириновского долго оправдываться, рассказывая о том, что ослик хорошо питается, ленив и вообще чувствует себя прекрасно.

«История с ослом означает, что лидер ЛДПР все-таки сильно сдает, он совсем простые вещи перестал понимать, допускает очень простые ошибки, которые крайне негативно сказываются на всей кампании», – пояснил Салин.

Вместе с тем, по мнению эксперта, «Жириновский остается «референтным» политиком, он улавливает общую суть момента, поэтому его кампания – острая и максимально необидная для власти одновременно».

Главная потеря этой кампании для вождя ЛДПР – националисты, часть которых влилась в уличную протестную активность, а остальная – рассчитывает на ставшего вице-премьером Дмитрия Рогозина. «В отличие от Путина и Зюганова, у Жириновского теперь вообще нет как такового «ядерного» электората. В основном он апеллирует просто к тем, кто хочет весело показать власти «фигу», – уверен Салин.

Геннадий Зюганов

«Ядерный электорат» главы КПРФ остается все тем же, и довольно спокойная кампания, которую ведет Зюганов, рассчитана на твердое второе место с возможностью выхода во второй тур.

Не слишком яркая агитация компенсируется хорошей работой в регионах: не случайно немногочисленные оппозиционные акции, прошедшие параллельно столичному шествию к Болотной площади, возглавили именно коммунисты.

Как объяснил газете ВЗГЛЯД социолог Борис Караглицкий, «нынешняя кампания Зюганова содержательно мало чем отличается от всех прочих: лидер коммунистов стал активно использовать Интернет, его клипы технически сделаны более качественно, однако, скажем, программа – просто немного видоизмененная копия прошлых партийных документов».

Коммунисты всегда вытягивали выборы сильной региональной сетью, однако и она начинает давать сбои. «Была такая история в Ярославле. Прислали туда газету «Правда», распространили ее, а через какое-то время из Москвы местным звонят в панике: извините, мы вам отправили номер за позапрошлый год». В Ярославле этого не заметили: ни читатели, ни распространители, ни региональные коммунисты», – рассказал Кагарлицкий.

Адресат Зюганова, по мнению социолога, «бывший работник ВПК, интеллигент, аполитичный пожилой человек, который голосует за коммунистов потому, что не интересуется деятельностью партии»: «Он помнит, что случилось в 1991-м, а все остальное не так важно. У него прошито на жестком диске, что КПРФ – наследница КПСС и «настоящая оппозиция».

Причем, полагает Кагарлицкий, «настоящая оппозиция – не политический лозунг, а попытка сделать бренд: мол, голосуйте за нас, только у нас «настоящая оппозиция».

Вторая часть потенциальных избирателей Зюганова – «это электорат Навального, чей лозунг «за любую другую партию» в регионах фактически означает «за КПРФ», заявил социолог.

Несмотря на то что поклонники Навального позволили КПРФ и «Справедливой России» хорошо выступить на парламентских выборах, «играет Зюганов явно вяло и грустно, потому что результаты ведь известны», – полагает Кагарлицкий.

Кроме того, многие эксперты отмечают, что доставшийся партиям Зюганова и Сергея Миронова протестный электорат на президентских выборах может уйти к Михаилу Прохорову.

Сергей Миронов

Самой невзрачной остается предвыборная кампания лидера «Справедливой России»: Миронов не блещет ни в телевизионных роликах, ни в Сети, ни в регионах, в придуманное им альтернативное правительство мало кто готов записаться даже виртуально. По мнению большинства экспертов, ключевой ошибкой Миронова так и осталось само выдвижение: оставив не у дел популярную в некоторых регионах и среди определенной части «болотных» протестующих Оксану Дмитриеву, политик остался один на один сам с собой. Об агитации главного справедливоросса нечего сказать, кроме того, что он – «за все хорошее, против всего плохого».

«Нынешняя кампания Сергея Миронова на удивление бессодержательна, – замечает руководитель общественной организации «Новоконы» Антон Юртаев. – Нет ни одной яркой идеи, инициативы, ни одного предложения по делу – только голая критика. Выступая в амплуа ярого обличителя власти, Миронов забывает, что в течение 10 лет он занимал третий пост в стране, однако избиратели-то это хорошо помнят. Об этом говорят и результаты социологических опросов. Люди устали от постоянного негатива и ждут от кандидата в президенты четкой, понятной программы решения проблем. В этом случае Сергей Михайлович, безусловно, не «кандидат мечты и надежды».

Не меньшую роль, по мнению Юртаева, играют и постоянные скандалы внутри самой «Справедливой России»: все та же Оксана Дмитриева спокойно ходит на прием к новому послу США в России Майклу Макфолу, а Геннадий Гудков является одним из членов оргкомитета протестных митингов и прямо критикует Миронова за отказ от сотрудничества с протестующими. «Сложно идти в атаку, ожидая в любой момент выстрела в спину. Однако политик, приведший к расколу собственную партию, не способен управлять государством», – полагает эксперт.

«Собственного избирателя у Миронова почти нет, – продолжает Юртаев. – Ценности свободы и справедливости наверняка разделяет большинство населения страны. И лидер «СР» мог бы рассчитывать на высокий уровень поддержки на президентских выборах. Но в той или иной форме этот месседж транслируется как Мироновым, так и другими кандидатами. Выигрывает тот, кто предлагает не лозунги, а конкретные шаги, может донести их до своего избирателя. Миронов – очевидно не может».

Михаил Прохоров

Дебютант президентской гонки миллиардер Михаил Прохоров ведет кампанию все в той же стилистике, в которой начинало парламентские выборы «Правое дело». Прохоров, как и Жириновский, критикует не столько лично Владимира Путина, сколько изъяны системы в целом, власть как таковую, но, в отличие от лидера ЛДПР, остается единственным кандидатом в президенты, который прямо обращается к «болотным» протестующим, полагая их «своими избирателями». Вторая часть электората Прохорова – бизнес: возможно, самое понятное, четкое и ясное выступление миллиардера состоялось в стенах Российского союза промышленников и предпринимателей, где было очевидно, что обе стороны отлично понимают друг друга.

Кроме того, стоит отметить активную агитацию за Прохорова в регионах: в этом смысле его штаб работает на пределе возможностей. Однако, по мнению главного редактора сайта «Мнения.ру» Кирилла Мартынова, это бизнесмену вряд ли поможет.

«Прохоров сейчас стремительно теряет очки, поскольку ему постоянно приходится появляться на публике. Он очень плохой оратор, говорит заученными штампами, запинается при малейшем сбое в сценарии и при любом неожиданном вопросе. Если на старте кампании его имя, поставленное в список кандидатов рядом с ветеранами российской политики Жириновским и Зюгановым, выглядело привлекательно, то сейчас, после ряда очных столкновений с обоими в телеэфире, это уже не так», – полагает эксперт.

Прохоров, по мнению Мартынова, проигрывает именно публичную часть противостояния: «Ему больше подходит роль непубличного политика, этакого двухметрового серого кардинала. Но если осенью он мог ее играть, то формат президентской кампании требует постоянной прямой игры на публику».

Что же касается уличных протестов, то и здесь шансы миллиардера не так велики, как могут показаться. «Оседлать» Болотную нетрудно, достаточно заявить, что ты будешь бескомпромиссно, до последней капли политической крови бороться с Путиным. Но Прохоров на это не пойдет. Поэтому в его арсенале остаются лишь некоторые тактические подачки, описанные в его программе. На них и на новизне своего политического бренда он проведет остаток кампании без особых сюрпризов. Определенная часть протестующих готова будет довольствоваться малым и голосовать за Прохорова, что и является конечной целью его демонстративных «президентских амбиций», – полагает Мартынов.

Владимир Путин

Остающийся лидером президентской гонки премьер Владимир Путин ведет пока наиболее насыщенную кампанию, главными отличительными чертами которой являются, во-первых, публикации программы в виде статей в СМИ – тексты премьера обсуждаются очень широко, на что уже посетовал в ходе дебатов с Натальей Нарочницкой, доверенным лицом Путина, Владимир Жириновский, а во-вторых, масштабные митинги «антиоранжевых» сил.

Последняя из таких акций, прошедшая 4 марта на Поклонной горе, собрала – при заявке в 15 тысяч человек – более 140 тысяч участников, и премьер пообещал помочь организаторам с оплатой положенного по закону штрафа. В четверг стало известно, что 23 февраля планируется еще одно масштабное патриотическое мероприятие: «Мы готовим митинг в Москве под главным лозунгом: «Защитим Отечество!» с участием не только москвичей, но и представителей российских регионов. Заявку будем подавать на 200 тысяч человек», – заявил глава путинского штаба Станислав Говорухин.

«Отличие от прошлой президентской кампании, в которой Путин победил, состоит в том, что тогда, в 2004-м, он был еще довольно молодым президентом, он должен был доказывать, что курс, по которому движется страна, правильный, – рассуждает политолог Павел Данилин. – Тогда перед Россией стояло множество нерешенных угроз, олигархический реванш, внешнеполитическое давление, запускаемые в странах бывшего СССР «оранжевые революции», террор на Северном Кавказе. Сейчас некоторые из этих угроз полностью нивелированы, остальные – сведены к минимуму. Но появились новые, теперь уже экономического характера. И кандидат в президенты Владимир Путин, четыре года проработавший главой правительства, доказывает, что знает, как решать проблемы в экономике».

Кампания Путина выстроена по нескольким линиям апелляции: это и ОНФ, и «Единая Россия», и патриотические митинги, и личные встречи (такие, например, как с политологами и футбольными болельщиками).

«Для Путина его избиратель – любой человек, который неравнодушно относится к своей Родине, премьер обращается к гражданам страны, готовым работать на благо России, вне зависимости от их политических взглядов. Он готов разговаривать со всеми слоями общества, партиями, политиками. Он не будет разговаривать только с теми, кто сознательно готов нанести России ущерб. То есть избиратель Путина – это прежде всего патриотические силы самого широкого политического спектра», – полагает Данилин.

Vz.ru

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter