Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей

Новость от 05 ноября 2021

Образование vs дистанционное обучение: кто кого?

В конце марта 2020 года на фоне растущей заболеваемости коронавирусной инфекцией российские власти были вынуждены пойти на беспрецедентные меры: в стране был введен режим нерабочих дней. Карантин продлился до 11 мая 2020 года, во время которого студентов и школьников перевели на дистанционное обучение.

Никто не предполагал, что дистант продлится долго, но уже полтора года ученики и студенты время от времени уходят на онлайн-обучение. В Министерстве образования РФ заверяют, что процесс дистанционного обучения уже отлажен и разработаны методички, но студенты массово жалуются на низкое качество занятий и отсутствие практики.

Пока никто из экспертов не провел исследования, почему в последние годы в некоторых кузбасских вузах снизилось число желающих получить высшее образование.  То ли причины в общем оттоке населения, а уж тем более, юного, из региона, то ли непопулярность профессий, то ли качество самого образования в период пандемии настораживает молодежь.

Этому свидетельствует скандальная ситуация. В 2020 году КузГТУ впервые в своей истории не смог набрать нужное количество студентов на бюджетные места. В вузе остались вакантными 304 бюджетных места. В 2021 году ситуация не особо улучшилась. Ряд российских вузов, включая ведущие, не смогли заполнить аудитории первокурсниками. Они объявили дополнительный набор на фоне отмены второй волны зачисления.

ВашГород узнал мнения о сегодняшнем обучении у студентов кемеровских вузов.

Карина, студентка КемГМУ, педиатрический факультет (5 курс) 

"Лекции обычно проходили через Zoom, задания и методички скидывали на почту. Лекций, задач и тестов было очень много, иногда физически невозможно было выполнить задания в срок, ведь многие в этом время работали на скорой и в ковидариях. Ощущается огромная нехватка методических материалов, либо очень плохо расписана тема. Некоторые кафедры попросту не засчитывали по 60 задач всей группе, якобы мы все друг у друга списали. Самое главное, что не было ответной связи, где бы нам объяснили наши ошибки. Все практические занятия проходили дистанционно, поэтому некоторые темы я попросту не поняла".

В период пандемии многих студентов отправляли на практику по месту жительства в добровольно-принудительном порядке, даже если человек имел постоянную работу вне медицинской сферы. "Нас в принципе не любят на практике. Хорошо, если отправят в отделение бумажки перебирать или перевязочный материал готовить, а иногда просто полы мыть отправляют. Мы уже друг на друге учимся манипуляции проводить и уколы и капельницы ставить, - смеется девушка. - Сейчас наших опять отправляют в Новокузнецк на недельную практику, только теперь, говорят, им якобы надо платить 450 рублей в сутки за проживание, да и официально трудоустраивать не хотят. Мне повезло, остаюсь работать в поликлинике".

На вопрос о снижении качества дистант-образования  Карина ответила, что отсутствие обратной связи от преподавателя негативно сказалось на знаниях. "Информация воспринималась субъективно, а на экзамене выяснялось, что это в корне неверно и ты плохо изучил материал, - уточнила она. - Как изучать тему, если методичек нет, а преподаватель не хочет объяснять?" О практике студентка отзывается неоднозначно. Будущий врач выразила мнение, что дистанционно можно изучать непрофильные предметы: философия, история, физика. Хирургию, педиатрию и другие клинические предметы должны проводить в режиме реального времени на пациентах, так как это формирует, как минимум, опыт общения с пациентами, а как максимум – клиническое мышление и умение принимать быстрые и правильные решения.

Полина, студентка КемГУ, факультет психологии и педагогики (4 курс)

"Я учусь на очно-заочной форме, поэтому нас сразу отправили на дистанционное обучение. Изначально лекции проходили в Zoom, потом их начали скидывать в печатном варианте или в виде презентаций. По ним мы решали тесты, по результатам теста нам выставляли зачет. Теорию можно изучить самому, но практические методики работы с детьми мы не усвоили, так как из-за пандемии нас до сих пор не пускают в детские санатории и профилактории. Отчеты по практике нам передавались "по наследству" от студентов прошлых лет".

Полина поделилась, что работать по специальности не собирается как минимум потому, что практических знаний у нее нет, опыта работы с детьми – кот наплакал, хотя девушка часто участвовала во всевозможных олимпиадах и научных конференциях, даже в международной конференции по психологии. "Нам будет очень сложно освоиться на рабочем месте, придется учиться всему с нуля, ведь очень часто детские дефектологи работают с детьми со сложной структурой нарушений (выраженная умственная отсталость и ДЦП) или же с девиантным поведением (поведение, которое выходит за рамки общепринятых норм), а у нас ни разу практики с такими детьми не было. Чем мы им поможем?"

Виктор, студент КузГТУ, факультет физических процессов горного и нефтегазового производства (6 курс)

"Занятия проводились в Moodle, лекций не было. Преподаватели загружали задания, мы им скидывали решения и конспекты, учиться было не сложно. Зачеты и экзамены проходили так же, но с ограничением по времени, чаще всего автоматом ставили зачеты".  Виктор отмечает, что производственная практика переносилась по программе с 3 курса на 4, затем из-за ковида её отменили.  "Студентам горных специальностей было почти невозможно найти место для практики, так как большинство угольных предприятий не принимали нас из-за пандемии. Некоторые проходили практику на предприятиях, где уже были устроены, но их единицы. Отчёты мы составляли по старым, наработанным преподавателями, материалам".

На вопрос по поводу качества дистанционного образования, будущий специалист высказался неоднозначно: "Я считаю, что дистанционное образование никак не отразилось на становлении меня как специалиста, ибо общий уровень образования последние годы значительно снизился. Вообще дистанционка на постоянной основе возможна, если целью его введения будет деградация обучения".

Лет 10-15 лет назад КемГУ, не имея статуса опорного вуза, привлекал около 60% лучших кузбасских выпускников. Сегодня мы наблюдаем противоположную ситуацию: все больше бывших школьников уезжают за пределы региона и поступают в томские, новосибирские, питерские и московские вузы, которые влекут высоким уровнем обучения, именами крупных ученых-педагогов, активной научной деятельностью, перспективами практики на ведущих предприятиях отрасли и последующим трудоустройством.

Увы, кузбасским вузам остаются абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ. В КемГУ конкурсный бал в пределах 180-190. На какие-то специальности чуть больше (соц-гум), на другие меньше (физики, химики, "чистые" математики). В среднем, это 60 баллов за предмет, а это между четверкой и тройкой. В КузГТУ есть специальности, где средний балл абитуриентов варьируется от 121 до 134. Это чуть больше 40 баллов за экзамен - между тройкой и двойкой. Получается, берем всех подряд по остаточному принципу - и то не хватает.

С 30 октября в стране вновь дистанционное обучение, с 8 ноября его обещают продлить. Сколько  абитуриентов и с какими проходными баллами примут кемеровские вузы летом 2022 года и какие через 5-6 лет из них выйдут специалисты – покажет время, но мне лично боязно будет обращаться за помощью к молодым врачам.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.