RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 24 Января 2013

Кемерову Новокузнецк не догнать

Новокузнецк, как обычно, бурлит, но не кипит. Пузырьки в котле с конца прошлого года на этот раз в основном по поводу нового строительства.

Все началось с транспортных проблем, возникших почти в центре города из-за возведения новых объектов. Сейчас же все больше говорят о том, что из-за новых торговых центров окончательно потеряется лицо исторически и культурно важных площадей. И по-обывательски рассуждают о том, что уж слишком много всего настроено. Куда еще? Лучше бы жилье или детсады строили, или те же дороги. Не пройти, не проехать. Брюзжат, одним словом.

Повод для разговоров – ударная стройка компании «Южкузбасстрой». В центре города она возводит торговый центр «Сити-Молл». Заявленные площади – 87 тыс. кв. метров. А на сегодня в самом крупном в области РК – кемеровской «Лапландии» — 80 тыс. кв. м. Из «фишек» новокузнецкого центра – каток (причем сразу, а не во вторую-треть очередь, как обычно нам обещают кемеровские застройщики), несколько современных кинозалов, рестораны, а не просто кафе.

Новокузнецкий проект – с бородой. Строить его начали до кризиса 2008 года. Когда по всем рынкам начался обвал, его первый и «заморозили». «Распаковали» сейчас уже измененным. Нет, этажность (до 4 этажей) и площадь остались прежними. Просто кризис изменил подходы застройщиков и инвесторов к торговой недвижимости. Изменения эти, судя по объяснениям представителей «Южкузбасстроя», как раз и есть ответ тем, кто не видит необходимости в новом торговом объекте в Новокузнецке.

Как и в целом по стране, в Кузбассе бОльшим спросом на рынке торговой недвижимости сейчас пользуются небольшие помещения. Гигантизм в тысячах-сотнях квадратных метров под магазин (в зависимости от специфики) ушел в прошлое. Ужались все. И сетевые, в том числе федеральные, гипермаркеты, и торговцы средней руки, и мелкие «лавочники». Сейчас у арендаторов особо популярны магазинчики площадью 15-20 кв. метров. В «Сити-Молле» именно из-за этого сделали новую «нарезку» – помельче. Площадь снижена даже для продуктового супермаркета значительно – в полтора раза. Все другие перемены – это в основном более совершенные технологии, материалы, лифты, эскалаторы.

Теперь о главном. Зачем? Не слишком ли? Понятно, что застройщик, а к тому же еще и будущая управляющая компания («Южкузбассстрой» уже много лет строит, а затем управляет торговыми центрами через свою специальную структуру), уверен, что все оправдано. Уверенность эта базируется на профессиональном анализе рынка, который показывает, что по такому показателю, как обеспеченность современными торговыми площадями на 1 тысячу жителей, Новокузнецк (так принято измерять на этом рынке) едва ли не на последнем месте среди сравнимых с ним городов. Причем в компании призывают смотреть здесь не просто на сам город, а на Новокузнецк как центр южной кузбасской агломерации, где живут порядка 1,2 млн человек: Киселевск, Прокопьевск, Осинники, Мыски с соответствующими районами, откуда стекаются рабочая сила и покупатели. Потому нужно сравнивать новокузнецкие проекты с тем, что происходит на рынке Челябинска, города, где проживает свыше 1,1 млн человек.

Почему с Челябинском? Город хоть и столичный, в отличие от Новокузнецка, но тоже металлургический, хотя даже на челябинском гербе изображен навьюченный верблюд как символ торговли. Этот герб полностью отражает не только вчерашний, но и сегодняшний день. Общая площадь торговых центров там под миллион. Считайте, сколько приходится на каждую тысячу жителей. К слову, по этому показателю Челябинск даже обогнал Санкт-Петербург, почти дотянувшись до Москвы. И ничего, переизбытка площадей там нет. Мало того, новые ТРК там строят. Вот и в Новокузнецке решили, что «много не бывает». И не только в нашей, кузбасской, компании.

На днях появилась информация о том, что федеральная компания «РосЕвроДевелопмент» намерена построить в южной столице Кузбасса торговый центр еще больше, чем «Сити-Молл» – 150 тыс. кв. метров. Имя ему выбрали подходящее — «Планета». Замечу, кстати: названия тут говорящие. Действуют тут «Континент», «Глобус». Вот теперь обещана «Планета». Строительство федералы планируют начать уже в этом году.

…Помнится, в конце 2007 года в Новокузнецке проводили исследования рынка коммерческой недвижимости. Уже тогда было зафиксировано, что в городе заметное превышение норматива обеспеченностью торговыми площадями. Если же, говорилось в отчете аналитиков, планы по строительству новых центров будут реализованы, то Новокузнецк ждет т.н. казанский синдром: (в Казани настроили столько, что в ТРК пустовали площади, предназначенные для торговли). Потом случился кризис. И площади в Новокузнецке начали пустеть потому, что появились проблемы у торговцев. Сейчас по показателям товарооборота все уже превысило уровень 2008 года, уверяют застройщики. При этом люди хотят тратить деньги не только на продукты и вещи, но и на удовольствия. И желательно в одном месте. Особенно зимой. Потому, видимо, именно зимой – в декабре — и планируется открыть «Сити-Молл».

Хотела воздержаться на этот раз от привычного сравнения двух кузбасских столиц, да не выходит. Новокузнецк в плане строительства объектов торговой недвижимости Кемерову пока не догнать. Почти достроенный несколько лет назад ТРК «Гранд-Сити» так и стоит невостребованный. О планах застройки площадки напротив «Лапландии» не слышно. Разве что компании продуктового ритейла, нацелившиеся на регион, начали строить свои центры. Но без развлечений. Обещанных катков в ТРК тоже нет. Не надо? А вы попробуйте покататься на единственном закрытом катке в городе на стадионе «Химик»! Опять же почему-то считается, что кинозалами и ресторанами исчерпываются развлекательные предложения от ТРК…

Татьяна ДУМЕНКО

газета  "Кузбасс"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter