RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 11 Февраля 2013

СДС вложит в развитие спортивной радиосети 1 млрд рублей

Главным ньюсмейкером на рынке радио в уходящем году стал кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) Владимира Гридина и Михаила Федяева. Сначала он приобрел «Европейскую Медиа Группу» (ЕМГ; управляет «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7», «Кекс FM» и «Радио Спорт»), затем начал переговоры о покупке ее главного конкурента — вещательной корпорации «ПрофМедиа» («Авторадио», «Радио Energy», «Юмор FM» и Romantika). А в минувшую пятницу ЕМГ оказалась единственным участником объявленного Роскомнадзором конкурса на создание федеральной спортивной радиосети. В интервью “Ъ” возй назвала сумму, которую новые владельцы группы выделят на развитие спортивного радио, рассказала, почему СДС всерьез заинтересовался радиовещательным бизнесом и какие новые задачи поставлены перед командой.

 

— Конкурс Роскомнадзора из-за того, что подана одна заявка, продлен еще на две недели, но велика вероятность, что ЕМГ будет признана победителем. В связи с этим вас поздравлять или, наоборот, выражать соболезнования?
 
— Естественно, мы очень хотим выиграть этот конкурс и, если будем признаны победителем, будем очень этому рады.
 
— Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров в интервью “Ъ” говорил, что он пожелал бы удачи победителю этого конкурса, а не поздравил его, поскольку это чересчур затратный проект и его экономическая выгода сомнительна.
 
— Мы сознательно пошли на конкурс, поскольку понимаем, что создание спортивного радио в России без формирования общенациональной сети невозможно. И когда акционеры покупали «Радио Спорт», они с самого начала предполагали, что это будет не московский, а общероссийский проект.
 
— А что подразумевается под сетью: просто вещание по всей стране или наличие в каждом регионе своих окон под собственные локальные программы?
 
— Конечно, второй вариант. Особенность России в том, что она очень протяженная, разные климатические зоны, в разных регионах популярны разные виды спорта. Поэтому если мы говорим о сети, то нужно учитывать местные особенности и максимально локализовать эфир. Как минимум должны быть местные новости, в которых освещаются местные спортивные события. Хорошо бы, чтобы были обсуждения в эфире местных событий. Поэтому там, где у нас нет филиалов, мы будем искать партнеров, которым отдадим в управление радиостанцию как раз для того, чтобы максимально локализовать эфир.
 
— Транслировать по радио спортивные состязания в эпоху, когда уже есть не только обычное ТВ, но интернет-вещание, достаточно рискованная затея. Я еще могу представить радиокомментатора на футбольном или хоккейном матче, но трансляция соревнований по настольному теннису или спортивной гимнастике выглядит уж чересчур экзотичной. Вы считаете, это будет востребовано?
 
— Важна не сама трансляция, а информация и интерактивное обсуждение. Специфика «Радио Спорт» в том, что оно дает возможность высказаться болельщикам. Даже в том формате, в котором «Спорт» существовал до сих пор, его основой был интерактив. Если анализировать рейтинги, то они резко взлетали как раз в преддверии спортивного события или уже после него, когда была возможность позвонить в студию и с любимым ведущим подискутировать.
 
При этом мы, как известно, уже приняли решение в следующем году переформатировать «Спорт». Мы к этому долго готовились, первым делом обратились к зарубежному опыту, привлекли консультантов. Приехал американский специалист, который помог нам провести различные исследования, у нас было несколько гипотез по реформированию станции, победила концепция «sport news talk». В чем отличие от нынешнего «Спорта»? Безусловно, спортивная информация как была, так и остается, но должно улучшиться качество контента, появится большая оперативность. При этом мы расширим круг тем, которые также интересуют лояльную спорту аудиторию: отдых, увлечения, лайфстайл и т. п. Тем самым мы рассчитываем увеличить рейтинг «Спорта» не только за счет создания сети, но и усовершенствованного контента.
 
— Это будет адаптация уже существующего конкретного формата на Западе?
 
— Просто калька невозможна уже потому, что, как я сказала, у России своя специфика из-за большой географической территории и разных спортивных пристрастий в регионах. Мы смотрели опыт Америки и Франции. Там есть несколько очень популярных национальных видов спорта, поэтому спорт там актуален круглый год. В России такого, к сожалению, нет, интерес есть только к крупным каким-то событиям.
 
— А футбол? Чемпионат России?
 
— Когда он идет, у «Спорта» тут же растут рейтинги, когда чемпионат закончился — тут же падают. Для радиостанции это плохо. Нам нужно, чтобы формат был востребован вне зависимости от событий. В этом и сложность задачи.
 
— Будут ли все-таки на «Спорте» собственно трансляции и придется ли вам тогда покупать вещательные права на них?
 
— Мы их не планируем. Но никогда не говори «никогда». Если будет такой проект, где мы посчитаем это необходимым, мы это сделаем.
 
— Но ведь сейчас ведущие, когда по ТВ показывается очередной футбольный матч, в прямом эфире комментируют игру. Да, они находятся в студии, а не на стадионе, но разве это не трансляция? Вы не должны оформить права на нее?
 
— В чем специфика спортивной трансляции и когда ты должен купить права на нее? Должен быть оригинальный звук с места события и оригинальная картинка. Само событие в эфире обсуждать можно и не покупая прав.

В чем сложность радио? Нужно передать эмоции, дать почувствовать аудитории то, что в этот момент чувствует болельщик на стадионе, без помощи картинки. Но в этом, как показывают исследования, и сильная сторона радио. Нам слушатели «Спорта» на фокус-группах рассказывали, что они зачастую, смотря телевизор, выключают звук, чтобы слушать наших ведущих.
 
— Государству спортивная радиосеть нужна в преддверии универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи. Как на «Спорте» будут освещаться эти топ-события?
 
— К универсиаде сеть запустить не получится при всем нашем желании. В среднем на то, чтобы начать вещание в одном городе, уходит два года: так называемая расчистка частоты (устранение различных помех, которые могут возникнуть с началом вещания.— “Ъ”), все необходимые согласования, тестовое вещание и т. д. Перед нами стоит задача запустить всю сеть за один год до Олимпиады. Это титанический труд.
 
Непосредственно про само освещение: у нас в Сочи есть филиал, что упрощает нам работу. Наши корреспонденты будут аккредитованы и будут вести свои репортажи с места событий, делиться своими эмоциями. На затратах мы экономить не будем. Но очень важно отметить, это проект не только под Олимпиаду. Вся спортивная сеть — это наша долгосрочная стратегия. Спорт рано или поздно станет востребованным в нашей стране.
 
Если переходить к экономике проекта, то мы оцениваем затраты примерно в 1 млрд руб. Это и расходы на техническое построение сети, приобретение необходимого оборудования и, конечно, инвестиции в контент. Специалисты знают, что круглосуточное информационное вещание требует больших затрат. Нам только штат сотрудников предстоит увеличить как минимум в два раза.
 
— Это будут средства собственно ЕМГ или заемные от владельцев или внешних инвесторов?
 
—- Это деньги Сибирского делового союза. Инвестировать в проект будет он. Наверняка прибыль самой ЕМГ как одного из активов СДС также будет инвестироваться в «Спорт». Но в самой ЕМГ мы «Спорт» считаем пока отдельно, чтобы не размывать экономическую базу.
 
И хотя проект будет дотационным, мы будем развивать рекламные продажи «Спорта». В отличие от многих других радиостанций, у «Спорта» 100% лояльной аудитории. Она понятна рекламодателям. Мы уже обсуждали с ними и рекламными агентствами будущую сеть, и они соглашаются, что коммерчески это интересный проект. Правда, тут есть один момент: полноценно зарабатывать мы сможем только тогда, когда «Спорт» как федеральная сеть начнет измеряться. А это произойдет не сразу. Эти данные появятся только в 2015 году, и мы сможем полноценно продавать рекламу на «Спорте». Поэтому 2013–2015 годы сеть будет жить в основном на дотации СДС.
 
— А в принципе спортивное радио в России может быть коммерчески успешным? Вы рассказываете о перспективах своей сети, а Василий Кичеджи так и не смог сделать «Радио Спорт» прибыльным. Была безуспешная попытка и у «Газпром-медиа», который был вынужден закрыть существовавшую в конце 1990-х станцию «Спорт FM».
 
— Не берусь судить других. Я могу лишь только повторить, что для нас это долгосрочный проект. Возврат инвестиций в пятилетней перспективе мы не ставим. Для нас цель — вывести через пять лет спортивную сеть на самоокупаемость.
 
Владельцы СДС изначально, когда покупали «Радио Спорт», отдавали себе отчет в том, на что они идут. Развитие спортивной сети полностью укладывается в их стратегию развития СДС как социально ответственного бизнеса. Сам СДС очень много вкладывает денег в спорт: это и строительство спортивных объектов в Кузбассе, и своя волейбольная команда. Михаил Юрьевич (Федяев.— “Ъ”) является президентом Европейского фонда развития дзюдо. Это их сознательный выбор.
 
— Покупка «Радио Спорт» осенью 2011 года не вызвала переполоха — просто нашелся новый хозяин проблемного актива. Вопросы к СДС возникли после того, как он купил уже ЕМГ. И до сих пор нет ответа: зачем СДС занялся радиовещательным бизнесом на федеральном уровне?
 
— Акционеры считают этот бизнес коммерчески привлекательным. У него достаточно высокая рентабельность, более 20%. В принципе они могли выбрать любой другой бизнес. СДС никогда не концентрировался на одной угольной отрасли, это большой многопрофильный холдинг.
 
— Когда было куплено «Радио Спорт», для вас уже было понятно, что одной этой станцией дело не ограничится?
 
— Конечно. Необходимы были партнеры, ресурсы, чтобы развивать этот актив. Нужны профессионалы, их опыт, база, уникальные знания. Конечно, акционеры понимали, что не создадут федеральную спортивную сеть только своими силами.
 
— Год назад было объявлено о продаже французской Lagardere всей ЕМГ. Справедливо ли утверждать, что СДС увел этот актив прямо из-под носа основателя группы и ее бывшего президента Жоржа Полински?
 
— Мы не чувствовали такой конкуренции. Просто сделали предложение, и оно устроило Lagardere. Возможно, для Жоржа наше появление и стало неожиданностью, просто он уже свыкся с мыслью, что ЕМГ купит он.
 
— Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала согласие структуре СДС — ООО «СДС Медиахолдинг» — разрешение на покупку ЕМГ только весной. Но еще 30 декабря 2011 года собственниками ЕМГ стали четыре компании из Кемерово, две из которых были учреждены никому не известными лицами. Зачем они понадобились?
 
— Ничего странного в этом нет. Скорее всего, это было связано с тем, что необходимо было быстро профинансировать сделку. Когда она осуществилась, надо было навести порядок в структуре собственности. Это и произошло.
 
— А купил группу все-таки СДС или его акционеры? Просто с весны учредителями ООО «СДС Медиахолдинг», сейчас головной структуры всей ЕМГ, являются Михаил Федяев (50%), депутат Госдумы Владимир Гридин (25%) и его сыновья Андрей и Сергей (по 12,5%).
 
— Да это так, но доля Владимира Гридина находится в доверительном управлении. Эти же люди являются владельцами СДС, поэтому можно говорить, что ЕМГ — актив СДС.

КоммерсантЪ

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter