RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 4 Сентября 2013

Самая новая пенсионная формула: бедным придется работать лишние пять лет

Непосредственно перед внесением в правительство новая пенсионная формула стала еще жестче. Низкооплачиваемых работников лишат права выхода на пенсию в установленном для остальных возрасте, заставив их работать дополнительные пять лет.

Дискуссии вокруг новой пенсионной формулы входят в завершающую стадию. Предполагается, что она начнет применяться с 2015 года, а для этого нужно, чтобы новая формула была готова уже в этом году. "Финмаркету" стали известны подробности содержащего ее законопроекта "О страховых пенсиях", который в среду будут обсуждать на заседании правительства. Оказалось, в самый последний момент в него внесена совсем не редакторская правка.

Изменение всего одной цифры в сложносоставной пенсионной формуле может лишить права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте (55 лет для женщин и 60 для мужчин) низкооплачиваемых работников, а также самозанятое население, в том числе индивидуальных предпринимателей. И именно такое изменение Минтруд внес в проект закона за несколько дней до заседания правительства.

Раньше предполагалось, что для получения права на страховую пенсию по старости достаточно набрать за весь период трудовой деятельности 23 балла индивидуального пенсионного коэффициента. Теперь Минтруд хочет увеличить этот порог до 33 баллов. Фактически, это означает, что низкооплачиваемым работникам, чтобы получить пенсию, придется потрудиться дополнительные пять лет.

Изменение еще одной цифры лишило части пенсионных прав многодетных матерей. Первоначальная редакция законопроекта предполагала, что в страховой стаж им засчитают "период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 7,5 лет в общей сложности". Суммарный срок теперь решено сократить до 4,5 лет. Пенсионные права родивших трех детей и больше будут одинаковыми.

Зато проиндексирован индивидуальный пенсионный коэффициент за эти страховые периоды: в отношении периодов ухода одного из родителей за первым ребенком он составит 1,1 (ранее предлагалось его учитывать, исходя из 1 МРОТ); за второго ребенка - 2,2, третьего - 3,3 (соответственно, вместо 2 и 3 МРОТ). За срочную службу в армии тоже будет коэффициент 1,1, а не исходя из 1 МРОТ. Заодно Минтруд решил внести непосредственно в закон формулу, по которой рассчитывается стоимость одного пенсионного коэффициента. Это будет делаться каждый год. Ранее предполагалось, что эту стоимость будет рассчитывать правительство и включать его в закон о бюджете Пенсионного фонда (ПФР). Теперь право улучшить или ухудшить положение пенсионеров получит Госдума.

«Увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии, с предполагавшихся первоначально 23 до 33 баллов означает, что меньше людей смогут войти в систему. Больше людей с низкими заработками, близкими к минимальному, к прожиточному минимуму, не заработают право на трудовую пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте. Им придется работать на пять лет больше. И даже в этом случае они смогут рассчитывать только на пенсию, близкую к прожиточному минимуму пенсионера. То же самое относится к самозанятому населению», - считает эксперт Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук.

Делается это , чтобы сэкономить средства пенсионной системы, поднять роль взносов, стимулировать их более полную уплату, в частности, заинтересовать уплачивать вносы в пенсионную систему самозанятое население. Это попытка заставить их платить взносы хотя бы с двух МРОТ, а не одного, как они добились недавно. Не менее такого же уровня зарплата должна быть у тех, кто выработает трудовой стаж, близкий к новому минимальному. Его тоже предполагается постепенно поднять с 5 до 15 лет.

Это предложение Минтруда, его правильность или неправильность, экспертами не обсуждалось. Нет расчетов, сколько людей войдет, а сколько не сможет войти в пенсионную систему при новом пороге коэффициентов, какие будут доплаты до прожиточного минимума в связи с изменением порядка индексации базовой части. По нашим расчетам, после 2021 года система рухнет.

Новая конструкция, предложенная Минтрудом, создает риски увеличения трансфертов федерального бюджета. Их объем зависит от предельного размера заработной платы, с которого уплачиваются взносы. При повышении к 2021 году размера потолка отчислений в пенсионную систему, как предполагается, с нынешних 1,6 до 2,3 средних годовых заработных плат растет потенциальный размер трансферта на покрытие разницы между доходами ПФР при тарифе 26% и доходами при тарифе 22% и 10% с заработной платы, превышающей взносооблагаемый потолок. Плюс доплаты до регионального прожиточного минимума пенсионера и расходы на валоризацию пенсионного капитала при превышении роста стоимости пенсионного коэффициента по сравнению с индексацией страховой части трудовой пенсии, предусмотренной существующим пенсионным законодательством.

В результате сокращения трансфертов из федерального бюджета на финансирование пенсионной системы не произойдет. Для сокращения трансфертов возможно только значительное снижение численности получателей досрочных пенсий, снижение численности участников накопительной составляющей, что будет сопровождаться экономическими и политическими рисками. Все будущие средние и индивидуальные размеры пенсий будут зависеть от суммы трансфертов федерального бюджета, которые в свою очередь будут определяться не прозрачно, а путем межведомственных согласований. Риск возврата тарифа отчислений в пенсионную систему в размере 26% усиливается.

В последнем варианте пенсионной формулы предполагается поощрить тех, кто откажется от накопительной части пенсии. Сделано это будет за счет средств федерального бюджета, сэкономленных при снижении размеров индексации фиксированной базовой части пенсии. Наоборот, сумма коэффициентов по страховой части для тех, кто выберет отчисления в накопительную часть, снизилась. Для выбравших накопительный тариф в 6% соотношение доли со страховой частью в первоначальном варианте пенсионной формулы определялось как 16/22, а в последнем варианте пенсионной формулы как 10/16. Последнее соотношение не является корректным при условии индексации базовой части пенсии (фиксированной выплаты к страховой пенсии) по инфляции и, соответственно, снижения доли фиксированной базовой части пенсии и возможного перехода к адресным выплатам базовой части или ограничения контингента получателей базовой части пенсии.

Таким образом, предлагаемая новая пенсионная формула содержит ряд рисков и проблем. Необходимо проведение оценок индивидуальных размеров пенсий для различных групп заработной платы и стажа для новых назначений пенсий после 2030 года, когда по-настоящему заработает новая пенсионная формула. Следует оценить масштабы дифференциации размеров пенсий по различным группам заработной платы, по регионам, по отраслям. Необходимы долгосрочные оценки численности трудовых пенсионеров, пенсия которых будет равна размеру социальной пенсии, оценки расходов федерального бюджета на доплаты до прожиточного минимума пенсионера.

Финмаркет

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter