RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 1 Октября 2013

Будь здорова, конкуренция!

Антимонопольный комитет теперь будет не штрафовать, а предупреждать, а также бороться за снижение бюрократии.

Это основные приоритеты принятой Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в стране на период до 2024 года. Она предполагает реализацию как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа.

Если говорить официально, то это создание благоприятной среды для развития конкуренции; обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий; создание условий для эффективной конкуренции при госзакупках и на торгах. Мероприятия стратегии коснутся не только пяти приоритетных рынков, в число которых входят связь, нефтепродукты, лекарства, медицинская техника и транспортные услуги. Стратегия затронет все сферы экономики, где применяется антимонопольное законодательство.

Одно из главных новшеств, к примеру, — уведомительный порядок действий. То есть УФАС сначала предлагает провинившемуся предприятию добровольно устранить нарушение конкурентной борьбы, не доводя до административного наказания. Выгода обоюдная: компании не платят штрафы, УФАС ограждает себя от длительных судебных разбирательств.

- Сегодня у нашей службы большое количество дел, — рассказывает Наталья Кухарская, руководитель Кемеровского УФАС России, — связанных с нарушением органами власти различного уровня в издании актов или обязательных для исполнения норм, которые ограничивают конкуренцию. Нам приходится рассматривать ситуации, анализировать рынок и только потом возбуждать дело. В случае, когда институт предупреждения будет распространяться на действие статьи 15 «Закона о защите конкуренции», можно будет более быстрыми темпами восстановить нарушенные права, в том числе предпринимателей, в отношении которых издаются акты, ограничивающие конкуренцию.

Кроме того, будут приниматься меры, чтобы устранить административное давление на бизнес. Для снижения этой нагрузки ФАС предполагает исключить уведомительный контроль за экономической концентрацией. Сейчас компании уведомляют о сделках и покупках акций, долей и имущества. Эта норма уже претерпела серьезные изменения: за последние пять лет более чем в три раза сократились ходатайства и уведомления, поступающие в антимонопольную службу. Ведомство планирует полностью отказаться от данной нагрузки на бизнес. В частности, отпадет необходимость уведомлять УФАС о сделках по слиянию активов и продаже компаний, если совокупные активы предприятий, участвующих в такой сделке, меньше 3 млрд руб.

Ещё одним из существенных пунктов стратегии предполагается модернизация кодекса РФ об административных правонарушениях. В числе прочих изменений — установление административной ответственности должностных лиц, уполномоченных органов власти (местного самоуправления), за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений.

- ФАС предполагает, — поясняет Наталья Евгеньевна, — в случае серьезных нарушений в качестве наказания для должностных лиц использовать безальтернативную дисквалификацию. Кроме того, будут внесены изменения, позволяющие обеспечить освобождение от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). Избыточное участие государства в экономике, мы считаем, должно быть снижено.

По сведениям Кемеровского УФАС, с начала 2013 года и по 1 сентября за нарушение антимонопольного законодательства в федеральный бюджет было уплачено штрафов более чем на 30 млн рублей. А наложено штрафов порядка 50 млн.
Основные «плательщики штрафов», по словам Натальи Кухарской, — предприятия электроэнергетики; а основные нарушения, фиксируемые в нашей области, — нарушение процедуры подключения к электрическим сетям. Так, «Горэлектросеть» (Новокузнецк) в этом году дважды была привлечена к административной ответственности. Один раз предприятие выплатило более 7 млн рублей, второй – 8 млн. Причем это те штрафы, которые прошли судебную проверку, и в некоторых случаях суд снижал суммы штрафов, предлагаемых УФАС.

На РЖД в данный момент «висят» три административных дела за нарушения антимонопольного законодательства, они обжалуются в суде.

Кстати, если говорить об изменениях в антимонопольном законодательстве, то…

- На сегодняшний день, — говорит Наталья Евгеньевна, — в нашем регионе мне не совсем понятна ситуация, связанная с пригородным транспортом. Пишут о том, что по многим направлениям поезда нерентабельны, в связи с чем их сокращают. И одна из задач реформирования данной отрасли в нашей сфере: — дать возможность прийти тем компаниям, которые захотят оказывать услуги именно в секторе экономики ближних перевозок. Если РЖД этим не хочет заниматься, почему бы не дать другим компаниям импульс для развития?
 

Евгения РАЙНЕШ.
газета "Кузбасс"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter