Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 11 января 2022

Национальность как хребет нации, или Нужно ли русским каяться перед коренными народами

Нобелевский лауреат по литературе, романист, драматург, остроумнейший из людей  и ирландец по национальности Бернард Шоу в свое время выдал: «Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек — позвоночника». Как никто, он понимал, о чем говорит.

На рубеже XIX–XX веков в чопорном Лондоне сложно было достичь успехов ирландцу из Дублина. Но он поднялся на литературный Олимп, его пьесы с удовольствием ставили все английские национальные театры, а за публикацию его журналистских трудов буквально дрались все ведущие английские газеты.

Бернард не был поверхностным человеком, поэтому продолжение его высказывания звучит так: «Но если вы подорвете ее национальное достоинство, нация не будет думать ни о чем другом, кроме того, чтобы восстановить его. Она не станет слушать никаких реформаторов, никаких философов, никаких проповедников, пока не будут удовлетворены требования националистов. Она не будет заниматься никакими делами, сколь бы неотложными они ни были, кроме дела воссоединения и освобождения».

В последние годы многие страны мира страдают «болезнью позвоночника». Первыми остро заболели Штаты. В 2010 году американские власти официально извинились перед коренными жителями Северной Америки. Соответствующая резолюция Конгресса была зачитана перед представителями пяти основных индейских народностей. Следующий рецидив случился в 2013 году, после убийства в феврале 2012 года белыми полицейскими чернокожего подростка Трейвона Мартина. Тогда активисты организовали движение «Жизни черных важны». Всплеск активности движения BLM (Black Lives Matter) произошел в конце мая 2020 года, когда опять же белый полицейский убил афроамериканца Джорджа Флойда. После этой трагедии на улицы американских городов вышли не менее 20 миллионов протестующих.

При этом движение Black Lives Matter концентрируется не на расовом примирении американцев, а на борьбе с «белым превосходством» и покаянии потомков рабовладельцев перед праправнуками рабов. Чтобы шибче каяться, придуманы процедуры покаянного коленопреклонения и целования обуви белым большинством чернокожим согражданам.

Безусловно, американский майдан был тщательно срежиссирован и кому-то очень выгоден — не будем указывать пальцами. Нам важно другое: сторонники подобных движений подняли головы по всему миру, в том числе, в России.  Пока тихо и не всегда заметно, они продвигают свои идеи в среде общественников и журналистов, пытаются давить на власти.

В Кузбассе две официально зарегистрированные коренные народности —  шорцы и телеуты. Это действительно немногочисленные народы: шорцев насчитывается около 13 тысяч человек по всей России, но большинство живет в Кузбассе, телеутов — чуть более 2600 человек.

Для защиты своих интересов шорцы организовали Ассоциацию шорских народов. На сайте АШН сказано, что «в традициях нашего народа всегда присутствовали мудрость, умение жить в гармонии с людьми и природой, и мы надеемся, что эти качества помогут нам достойно представлять наш народ в многонациональной России». 

Телеуты создали Кемеровскую областную общественную организацию ассоциация телеутского народа «Эне-Байат». Выдержки из текстов на официальном сайте организации: «Признание нашей исконной территории проживания. Это очень важный шаг для нашего народа, который позволит нам решить целый спектр проблем, актуальных как нынешнему, так и будущим поколениям». И далее: «Признание истинных исторических фактов. Как показывают последние события, даже в научных кругах есть люди, которые ради своей выгоды готовы пойти на искажение или даже отрицание событий, имевших место в прошлом и касающихся непосредственно телеутов». Поняли намеки?

Возможно, журналист ВашГород просто никогда не беседовал с лидерами АШН, так, как это происходило с руководством и идеологами телеутской «Эне-Байат», поэтому не знает истинных намерений шорской ассоциации. Но достоянием общественности часто становятся, к примеру, открытые обращения лидеров шорского народа к властям по поводу загрязнения кузбасских рек, вырубки кузбасских лесов, вероломного наступления угольщиков на кузбасские поселки. Подчеркиваю, кузбасских, не шорских и это очень радует таких интернационалистов, как я.

А вот с лидерами «Эне-Байат» беседы приводили в шок и трепет. Стоит отметить, что первые контакты с телеутскими вожаками начались летом этого года. Во время рабочей поездки в Гурьевский район журналисты ВашГород, проезжая мимо села Шанда, углядели у дороги этнические сооружения и скульптуры. Выяснилось, что это телеутский музей «Шан туу Jерим» у священной для нацменьшинства горы Шаанту.

Стыдно, наверно, но журналисты тогда впервые погрузились в тему кузбасских коренных народностей. Поговорили с милой женщиной, которая прибирала на территории музея и она поведала историю своего рода, рассказала о потрясающем памятнике матери-телеутке, которая ждала домой с войны сыновей. Он установлен на Шаанту горе.  

После ее рассказа журналисты заехали в село Беково с преимущественно телеутским населением. В поселке — асфальтовые дороги (все), богатые усадьбы — видно, что народ тут не бедствует. Будем честными, многие села с преимущественно русским населением живут гораздо-гораздо скромнее.

Отметим сразу: коренные народности России пользуются разными преференциями. По закону они имеют право безвозмездно (т.е. бесплатно) пользоваться землями предков для традиционных промыслов. Еще — льготное поступление в вузы, для старшего поколения — выход на пенсию по льготному стажу. До недавнего времени представителей малых народностей даже от службы в армии освобождали, сейчас им дают возможность выбрать альтернативную службу (причем, реально выбрать, а не как другим российским парням). Да что далеко ходить — в 2020 году в 38 отдаленных шорских поселках бесплатно установили 228 солнечных электростанций (констатация фактов, не больше).

После поездки мы связались с руководством телеутской ассоциации «Эне-Байат». Подробности тех разговоров можно узнать тут. Но на этом контакты, к примеру, с главой совета старейшин ассоциации Владимиром Накаевым не закончились. Старейшина продолжал изредка слать по вацапу ссылки, на наш взгляд, на спорные публикации  коллег на тему национальной идентичности. Последняя ссылка была на текст о том, что Швеция начинает процесс публичного покаяния перед коренным народом саамов.

Как интернационалисты, воспитанные в СССР, журналисты восприняли в штыки эту публикацию. «Как страшна и тупа любая кампания типа BLM, поддерживаемая государством», — написал Накаеву корреспондент. И в голосовом сообщении развил мысль: «Неужели в наше тяжелое время нужно заострять внимание на расизме? Нужно сегрегировать население на белых русских, саамов, телеутов, кавказцев — кого угодно? Неужели это правильно сейчас, в век толерантности (как бы противно это не звучало) и вынужденного единения народов перед лицом внешних угроз? И неужели вы вините русских в том, что мы пришли на ваши земли, согнали вас в пустоши, в каменные урочища, где ничего не растет и никакой зверь не живет и тем самым совершили геноцид телеутского народа?»

В ответ Накаев прислал сообщение: «Это не я придумал, это общемировая парадигма. А вот оценку можно давать индивидуально, по своему уровню». «Общемировая парадигма сейчас — называть маму и папу „родитель № 1“ и „родитель № 2“. Из той же оперы, как по мне», — написал в ответ журналист и в голосовом сообщении поинтересовался у Накаева: откуда в нем это?

«Вы, несомненно, советский человек, — отметил журналист. — Было бы понятно, если так рассуждали ваши молодые соратники, которые в свое время за государственный счет ездили на международные форумы малых народностей мира в Канаду и прочие „многонациональные“ страны. Им там мозги промыли, вот они и воспалились территориальными претензиями к России. Но вы-то? Вы получили в Советском Союзе высшее образование и потом работали на хороших должностях (сам рассказывал) и живете сейчас  лучше многих русских или чувашей (констатация факта, не больше). Ваши дети получили высшее образование и также „тепло“ пристроены. Ваша дочь получила блестящее образование, затем уехала в Китай и продолжила совершенствовать образование там. Теперь живет и работает в Поднебесной (имеет право, это ее выбор). Но помните, как вы с сожалением рассказывали, что некому беречь и сохранять телеутский язык? А между прочим ваша дочь — прекрасный лингвист, выучила китайский и работает переводчиком. Значит, есть способности. Почему бы ее не привлечь к такой важной миссии, как сохранение родного телеутского, а?»

Нет ответа на эти вопросы. Как безответным остался вопрос, который еще летом в разговоре с журналистом ВашГород поднимали лидеры «Эне-Байат» о признании исконной территории проживания. А знаете, зачем это? Там, где раньше были телеутские чадыры и пастбища скота, сейчас роют уголь. И, по их рассуждениям, за это им угольщики должны платить ренту.

Идею покаяния перед коренными народами России поддержал Андрей Тодышев, нынешний глава телеутской Ассоциации «Эне-Байат». «Это нормальная практика, что в этом такого?» — даже удивился он. И это показало, насколько по-разному мы смотрим на ситуацию.

Почему мне, как представителю титульной нации, не приходит в голову требовать контрибуций с монголов и татар? Они нас, между прочим, 300 лет угнетали. Или вот нашествие французов стало причиной, что Москву спалили дотла. Требовать у потомков Наполеона компенсации и, главное, сколько? Если по нынешнему курсу рассчитать, да еще инфляцию прибавить, — Франция просто станет российским анклавом.  Опять же, шведы, поляки? А печенеги? Да и Германия перед нами в неоплатном долгу, вот это мы никогда не забудем.

Но сейчас так важно уйти от национальных распрей, ибо хватает других проблем. Нужно разумно и вдумчиво решать вопросы национальности и исконных территорий в такой многонациональной стране, как Россия. Помните, что сказал один мудрейший ирландец? «Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек — позвоночника». История и сама жизнь таковы, что наши родины нездоровы. У кого-то остеохондроз, у кого-то протрузия или грыжа, а кому-то хребтину несколько раз  переломали. Так что давайте выздоравливать.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.