RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 4 Апреля 2014

Праздник у Ивановых: Средний класс не заметил ни стагнации, ни девальвации

Первый квартал 2014 года выдался для семьи Ивановых удачным – глава семьи стал больше зарабатывать и решил отложить на "черный день" 788 долларов. Он меньше экономит на продуктах и присматривается к дорогостоящей бытовой технике. Ивановы – типичные представители российского среднего класса. Несмотря на проблемы в экономике и снижение курса рубля, "потребительский индекс Иванова", рассчитываемый по заказу Sberbank CIB, вырос впервые с начала прошлого года.

Условных Ивановых эксперты агентства Cint опрашивают для Sberbank CIB уже в седьмой раз. Итоговый обзор готовится на основании ответов 2300 человек трудоспособного возраста, живущих в городах с населением не менее 100 тыс. человек. С момента начала опросов и вплоть до конца 2013 года потребительские настроения респондентов стабильно падали (с -4% в январе до -13% в ноябре 2013 года). Сравнимую динамику показывал и индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Росстатом.

Росстат еще не опубликовал сводный индекс за первый квартал 2014 года. Согласно же исследованию Sberbank CIB, в этом году россияне стали чувствовать себя увереннее. Сводный потребительский индекс Иванова впервые подрос до -11%. В пользу этого сыграло сразу несколько факторов: в марте средние доходы Иванова увеличились до 28,6 тыс. руб. с 26,4 тыс. руб. в сентябре прошлого года, а в его компании ждут роста выручки. Уровень безработицы среди его знакомых снизился с 9,9% до 9,1%.

Эту динамику подтверждает руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова. По ее данным, зарплатные предложения за последние полгода выросли в среднем на 3% в рублях.

Заработав больше денег, Иванов готов больше откладывать на будущее. 18% ответивших против 16% кварталом ранее считают, что сейчас благоприятное время для сбережений. Но сберегать они теперь предпочитают в валюте. Опасаясь обесценения рубля, каждый респондент в среднем купил с начала года валюту на 788 долл. и может купить еще 692 долл. Эксперты делают из этого вывод, что покупки твердой валюты наполовину завершены, и если ситуация не изменится, спрос на нее со стороны населения иссякнет к середине года.

Директор департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Алексей Бахаев подтверждает рост интереса к валюте: если в ноябре 2013 года соотношение открываемых рублевых вкладов к валютным было 85% к 15%, то сейчас 70% к 30%. Но президент Института современного развития Игорь Юргенс сомневается, что эйфория продлится сколько-либо долгое время. У среднего класса, состоящего на 70% из бюджетников, будут сокращаться доходы. "Из-за рецессии у Иванова будут проблемы", - отмечает экономист.

Но пока средний класс умудряется не только откладывать деньги на будущее, но и тратить больше, чем он мог себе позволить раньше. В основном это касается крупных покупок (индекс условий для совершения крупных покупок вырос с -23% до -17%). Составители обзора предполагают, что таким образом покупатели пытаются защитить свои сбережения от девальвации. Впрочем, сами торговцы объясняют всплеск продаж традиционными сезонными факторами. В праздники количество покупателей увеличивается на 50-70% по сравнению с другими месяцами, но средний чек увеличивается не очень сильно, отмечает руководитель управления по связям с общественностью «М.видео» Антон Пантелеев.

"В праздники растет количество подарков, но они недорогие: аксессуары, небольшая техника, недорогие телефоны», - рассказал представитель «М.видео». После такого всплеска последует снижение активности потребителей.

В продуктовых сетях также не заметили каких-то глобальных перемен в поведении покупателей. В "Дикси" и "Ашане" РБК рассказали, что самым ощутимым потребительским трендом стало увеличение спроса на продукцию под собственными марками сетей, которые чуть дешевле брендированной продукции. "Клиенты стали прагматичнее подходить к покупкам и стараются сэкономить, - объясняет эту тенденцию представитель "Ашан" Мария Курносова - Однако при этом мы заметили увеличение спроса на охлажденную продукцию — рыбу, мясо, хотя они стоят заметно дороже "заморозки".

РБК

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter