RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 18 Апреля 2014

Грамотность населения стремительно падает - эксперт

В минувшие выходные около тысячи кузбассовцев написали «тотальный диктант». Пришли те «добровольцы», кого волнует собственная грамотность. А через месяц грядёт обязательная проверка: школьники будут подтверждать знания по русскому языку на ЕГЭ. О том, как изменилась грамотность кузбассовцев за последние годы и какое место в нашей жизни занимает правильная речь, «АиФ в Кузбассе» рассказала Александра Перфильева, преподаватель русского языка и культуры речи НФИ КемГУ.

– Средний балл на ЕГЭ по русскому языку в Кузбассе растёт с каждым годом: в 2008 г. – 52,6 балла, в 2013 г. – 66,8 балла. Однако хорошие результаты ЕГЭ на практике зачастую оборачиваются поголовной безграмотностью. Александра Михайловна, перепроверяете ли вы первокурсников и какими в действительности оказываются их знания?

– Реальные знания студентов первого курса мы выявляем в начале первого семестра на входном тестировании. Потом, зная пробелы, преподаватели корректируют образовательные программы, повышая уровень знаний студентов до того, с которым можно осваивать вузовские дисциплины. Как правило, результаты вузовского тестирования оказываются ниже результатов ЕГЭ. Например, в 2013 г. осенью студенты первого курса в среднем набрали 59 баллов по русскому языку, хотя ещё весной их средний балл, полученный по результатам ЕГЭ, был 65,25. Однако те школьники, которые набирают на ЕГЭ 85-100 баллов, и вузовский тест выполняют так же успешно.

Зачастую приходится сталкиваться и с тем, что вчерашние школьники, сдав ЕГЭ, делают ошибки в словах, не знают, как правильно расставить знаки препинания в предложении, как верно употребить ту или иную форму слова. Во многом это связано и с тем, что современные школьники не знают истинного значения слов. При проверке письменных работ я столкнулась с тем, что ученики допускают орфографические ошибки даже в тех словах, где, казалось бы, невозможно сделать ошибку, ведь для проверки достаточно подобрать однокоренное слово. Например, слово «косарь» легко проверяется словом «косит». Но большинство учеников написали «косарь» с буквой «а». Из беседы с ними мне стало ясно, что они просто не понимают значения этого слова и путают его с жаргонизмом, обозначающим тысячу рублей.

– Многие родители стараются устроить ребёнка в школу попрестижнее. Например, в начале марта в Новокузнецке родители первоклашек с ночи занимали очереди, чтобы записать детей, стояли на улицах. Наблюдаете ли вы реальные отличия в уровне знаний у выпускников школ разного статуса, из небольших городов, деревень?

– На многих официальных сайтах нашего города есть рейтинг школ Новокузнецка. Ведущие позиции занимают, конечно, лицеи и гимназии. Однако поступить на бюджетное место в вуз есть шанс у каждого выпускника, независимо от того, школу какого типа он окончил. Главное – чтобы баллы ЕГЭ были лучше, чем у других абитуриентов.

– Есть ли в Кемеровской области «клинические» случаи массового употребления слов с неправильным ударением, которые режут слух грамотного человека, или сугубо кузбасские выражения, которые за пределами области имеют другие значения?

– Повсеместно распространено «звОнит» вместо «звонИт», «вклЮчим» вместо «включИм» (телевизор, компьютер и т.п.), «ходатАйство» вместо «ходАтайство». Именно в нашем регионе жители говорят «ложить» вместо «класть», «поднималося» вместо «поднималось», «плацкарт» (м.р.) вместо «плацкарта» (ж.р.), «договора» вместо «договоры». В последнем примере и ударение постоянно путают: договОры – договОров – договОрам (по правилам, оно неподвижное во всех формах), у нас же как только не коверкают: договорА, дОговоры. Есть коронный кузбасский вопрос: «Чё стоит?» (вместо «Сколько стоит?»)

Из практики работы со студентами вспоминается недавний забавный случай: будущие юристы написали «труб» вместо «труп». Также приходилось сталкиваться с тем, что студенты говорят «кувшин» вместо «ковш». Мне даже на доске пришлось нарисовать кувшин и ковш, чтобы было понятно, чем они отличаются. Видимо, студенты ни тем ни другим уже не пользуются, не видели никогда, поэтому не знают.

Если анализировать уровень грамотности в целом, то можно отметить, что в последние десять лет грамотность населения России стремительно падает. Так, по результатам социологического исследования, лишь 50% людей используют в речи слова, зная их значение. А оставшиеся 50% путают слова «исполнительский» и «исполнительный», «чувственный» и «чувствительный» и т. п.

- Недавно Владимир Путин выступил с инициативой вернуть сочинения в школы. С одной стороны, все отмечают, что нынешнее молодое поколение практически не читает. С другой стороны, подростки намного чаще пользуются письменной речью в соцсетях, в отличие от их сверстников 15-20 лет назад. Насколько современные дети готовы писать сочинения?

– По поводу возвращения сочинения в качестве выпускного экзамена в школе очень часто отзываются противоречиво. Сейчас в ЕГЭ по русскому языку есть задания, которые предполагают написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. Ученик должен создать текст на основе первоисточника по определённому шаблону классической хрии (образец речи-рассуждения. – Прим. ред.), т. е. суметь сформулировать проблему текста, выразить свою и чужую позиции, привести аргументы и контраргументы, используя примеры из художественных, научных и публицистических произведений, из жизненного опыта. В качестве промежуточного итога такое сочинение-рассуждение, безусловно, очень хороший способ проверить способности ученика. И в этом огромный плюс ЕГЭ.

Современные студенты отличаются клочковостью мышления, не могут соединить части высказывания в единый текст, не обладают навыками цитирования, присваивают себе чужие мысли. Поэтому возвращение сочинения на литературную тему вернёт в школу читающего ученика, способного рассуждать, выражать своё мнение, обладающего тонким чувством прекрасного, наделённого высокими моральными качествами. Но введение сочинения требует длительной подготовки к нему, соединения знаний по нескольким школьным предметам – литературе, русскому языку, истории, мировой художественной культуре. На это понадобится как минимум два года. В лучшем случае нужно учить школьников писать сочинения с 5 класса, как это было ещё 10-15 лет назад.

– Уже сейчас родители выпускников-технарей возмущаются, что возвращение сочинений отберёт у школьников время, которое они могли бы потратить на профильные предметы. Всем ли детям, заканчивающим школу, нужно умение писать сочинение?

– Современный подросток очень широко пользуется письменной речью – пишет sms-сообщения, общается в соцсетях, оставляет комментарии на сайтах. Но это не показатель умения создавать письменный текст, поскольку ребята пользуются, как правило, разговорной речью, они опускают слова, знаки препинания, используют символы, изображения для выражения эмоций и чувств. Всем богатством родного языка, его удивительными способностями молодое поколение, конечно, не владеет. Поэтому возвращение сочинения в школу – это шанс воспитать иное поколение. И пусть родители, чьи дети учатся в физико-математических классах или химико-биологических, не переживают, что подготовка к сочинению заберёт драгоценное время, которое можно было бы потратить на математику или биологию. Работая в вузе, я вижу, что, например, студенты факультета информационных технологий очень хорошо знают русский язык. В будущем грамотность может оказаться решающим аргументом при приёме на работу. Или, например, мне часто приходится читать официальные документы – договоры, акты, написанные с ошибками. Такие мелочи (как кому-то может показаться) могут негативно отразиться на авторитете организации, уменьшить доверие к ней. В конце концов, если мы будем говорить и писать, как нам заблагорассудится, то язык будет стремительно меняться. Это значит, что нарушится связь поколений, и бабушки с трудом будут понимать, что им говорят внуки.

«АиФ в Кузбассе»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter