RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 24 Сентября 2014

Кузнецкая котловина: достопримечательность или источник экологической опасности?

Новокузнецк уникален не только своей историей, архитектурой и средоточием промышленности, но даже своим географическим положением и рельефом.

Именно сюда подходит клином южная оконечность огромной Кузнецкой котловины. И центр города - её малая копия: лежащий в многокилометровой низине район со всех четырёх сторон окружён высокими холмами. Поэтому среди 20 городов Кузбасса именно у Новокузнецка самый большой перепад высот в пределах одного города - 239 метров от нижней точки - берега Томи у Ильинского моста (197 метров над уровнем моря) до высшей - вершины Соколиной горы над Абагурской аглофабрикой (406 метров над уровнем моря), а гора у Лесной республики ещё выше - 436 метров.

А учитывая, что центр города со всех сторон окружён металлургическими заводами, эта особенность рельефа из разряда географических достопримечательностей прочно перешла в плоскость экологических опасностей.

Другая, не менее примечательная черта центра Новокузнецка, - его почти идеально ровный и полностью искусственный ландшафт между рекой и склонами холмов: перепад высот в пределах многокилометрового района не превышает семи метров, глазу не заметен - только нивелиру.

Вообще в XX веке в Новокузнецке предпочитали либо не замечать естественный ландшафт, либо исправляли его, как поступили с причудливо изгибавшейся прежде Абой, полностью спрямив её русло, а то и вовсе создавали ландшафт искусственный, целиком устраняя тот, что достался от природы.

Новокузнецк равнодушен к своему водному богатству. Догадываются ли новокузнечане, что в городской черте 48 рек и ручьёв? 24 из них - правые притоки Томи, 22 - левые плюс канал от Томи к ЗапсибТЭЦ. А 313 озёр, включая, конечно, и самые маленькие непересыхающие озёра, курьи и пруды? 179 по правому берегу Томи, 79 по левому, 53 карьера и Спасская курья в Притомском и озерцо на острове Кешев... Вряд ли: все мелкие речки на границе Центрального района - это уж как закон - взяты в трубы. А догадываются ли горожане, что в Новокузнецке 137 островов? 115 на Томи и 22 на Кондоме, учитывая, разумеется, острова в момент самой низкой воды, то есть в сентябре.

Парадоксально, но стоящий на берегах полноводной Томи город-гигант лишь накануне своего четырёхвекового юбилея впервые всерьёз задумался над сооружением пусть небольшой, но настоящей набережной, причём в отрыве от центра города.

Ровный как морская гладь рельеф, можно сказать, такая же достопримечательность, как гиганты индустрии. И он имеет свою любопытную историю. Началась она в далёких 1946 - 1947 годах, когда архитекторы московского Гипрогора Б.Е. Светличный и Г.М. Слепых, а также примкнувший к ним Г.А. Градов создали генплан и новый детальный проект планировки и застройки центральной части Сталинска - самого динамично развивавшегося в то время города Советской империи. Воистину большое видится на расстоянии - только столичным жителям, никогда не бывавшим в нашем городе, а знавшим его лишь по топографической карте, могла прийти в голову, на первый взгляд, сумасбродная, но оказавшаяся единственно верной идея продвигать город не по окрестным логам да холмам, как в начале века предлагал томский гений А.Н. Крячков, а радикально расширить его... вовнутрь - к реке. “Планировочная схема образуется из четырех магистралей, - писали они в 1954 году в книге “Сталинск”, - проспекты Молотова, Курако и проектируемый Центральный проспект (Бардина) лучами расходятся от Вокзальной площади, а улица Кирова пересекает все три проспекта с запада на восток и соединяет районы уже существующей застройки с будущим центром города”. 7 ноября 1947 года в кинотеатре “Коммунар” состоялась выставка этого революционного проекта.

Дело в том, что вся огромная территория от Томи и вплоть до проспекта Металлургов - по сути, две трети Центрального района - во времена уездного Кузнецка звалась не иначе как Моховым болотом. И всё строительство ограничилось прокладкой по этим толком не просыхавшим лугам и топям деревянных гатей к посёлку Сад-город в 1914 году. Собственно, и чугунку-то к Кузнецку ближе даже не планировали подводить из-за топкого болота. В конце 30-х освоение ограничилось Мишиным Логом да “нахаловкой” на проплешине по имени Болотная площадка в составе Крымской, Ишимской и Тигровой улиц, что сейчас закатана асфальтом и названа площадью Торжеств. К слову, последние хибары снесли сравнительно недавно - в конце 80-х. И если 15 июля 1937-го Болотную хотя бы электрифицировали, то про Мишин Лог в статье “Куда не заглядывает саннадзор” городская газета 5 апреля 1937 года писала, что не заглядывает он в этот “земляночный сектор”, где “началась весна, тает снег, кругом зловоние, кучи мусора, выгребных ям нет”.

Так вот, смелый план предусматривал радикальное расширение территории застройки на левом берегу Томи с выходом к реке, куда следовало после ликвидации временной застройки в “зонах промвредности” переселить тысячи людей. “Строительство на заболоченных землях с высоким уровнем грунтовых вод - дело дорогое и сложное, - писали в 1954 году авторы книги “Сталинск”, - однако отсутствие лучших площадок и целесообразность побудили строителей не останавливаться перед трудностями”.

Светличный и Слепых вполне в духе сталинского гигантизма задумали изменить сам ландшафт города - не вычерчивать улицы по прихоти стариц, ложбин да логов и не просто осушить огромное Моховое болото, а поднять на пять метров уровень земли. Создать огромную - на несколько километров в каждую сторону - и идеально ровную местность под парадную застройку - и ни одной кривой улицы, ни единого закоулка-тупика. Ничего подобного в Кузбассе, а может, и не только, ни до того, ни поныне не делалось.

Но где брать миллионы кубометров земли? Карта подсказала зодчим: на правом берегу - высокие холмы, которые можно срыть. Как доставлять такие объёмы? На полуторках по узкому мосту? Баржами? Во сколько это обойдётся и сколько лет займёт? Но и здесь зодчие дали ответ фантастический - гидравлическим способом смыть эти холмы и переместить землю в виде пульпы по трубопроводам. Сначала на один участок болота, затем - на другой, и так всё ближе к Томи.

А ведь ещё год назад сталинскому руководству и мысли такой не приходило - более того, болото вообще “легализовали”, соорудив в 1946 году через староречье Кондомы в районе нынешнего ресторана “Терсь” капитальный однопролётный мост с металлическими фермами и бетонными береговыми устоями длиной пролёта 56 метров и шириной моста 16 метров. Обошёлся он городу Великого Сталина в 415 тысяч рублей - ровно во столько же, как построенный одновременно с ним двухэтажный особняк директора КМК за нынешним драмтеатром. Никто и предположить не мог, что уже через несколько лет этот мост останется... без реки.

И в 1951 году работа пошла: смывать стали холм за КМК, а с середины 1950-х - Крепостную гору - по болоту протянулись толстые трубы. По ним в город пришла большая грязь. В самом прямом смысле - смесь земли с водой. Та субстанция, на которой только и мог вырасти город-сад.

Полностью искусственная среда позволила (и позволяет сейчас) застраивать центр Новокузнецка безо всякой оглядки на природные преграды или прежнюю деятельность человека - пятиметровый “культурный слой” накрыл собой всё. В том числе и пресловутые “земляночные секторы”, которые в большинстве городов Кузбасса и по сей день формируют городское пространство.

Именно благодаря этому сверхсмелому проекту центр Новокузнецка пересекли такие прямые и широкие магистрали, как улица Кирова протяжённостью 2250 метров, улица Тольятти длиной 1700 метров и шириной до 360 метров, проспект Металлургов протяжённостью 2500 метров и шириной от 52 до 67 метров, проспект Курако длиной в 2275 метров. А всё это пространство огибает полукругом Транспортная улица длиной 2350 метров.

Другая особенность котловины, в которой расположился центр нашего города, - микроклимат. Именно здесь - самое тёплое место Кузбасса со среднегодовой температурой + 0,8 градуса (в самых холодных - Центральном руднике и Усть-Кабырзе - минус 1,5 градуса и минус 1,4 градуса соответственно). А в 1904 году среднегодовая температура составила даже + 3,3 градуса, и лишь однажды в XX веке - в том самом 1937-м - упала ниже нуля - до минус 0,8 градуса.

Именно здесь больше всего в Кузбассе дней с плюсовой температурой - 195 в году - с 10 апреля по 23 октября и с температурой выше + 10° - 120 - с 18 мая по 16 сентября.

Правда, котловина иногда играет с центром Новокузнецка и злую шутку - зависший между холмами промышленный смог отражает солнечные лучи, и в городе продолжает стоять мороз, тогда как окрестности радуются оттепели.

Кузнецкий рабочий

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter