Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 27 января 2022

Становление российской игровой журналистики: «Game.exe»

Пришло время рассказать вам об одном из самых интересных и передовых российских игровых изданий минувших лет — «Game.exe». В чём же его особенность и почему автор этого материала с особым трепетом произносит название этого издания разберём далее.

История создания

В одно время с закрытием «Великого Dракона» и выходом первых номеров журнала «Страна игр», в 1995 году начал свою деятельность журнал «Магазин игрушек». Выходил он под редакцией издательского дома «Компьютерра» совместно с компанией «Лампорт». Редакция чуть более, чем полностью состояла из студентов-первокурсников от 16 до 18 лет. А сам журнал изобиловал различной рекламой. Стоит ли говорить, что на фоне остальных печатных изданий «Магазин игрушек» не отличался.

В 1997 году журнал был переименован в «Game.exe». Сменилось не только название, но и стиль. Если «Магазин игрушек» был нацелен больше на детей, то целевой аудиторией журнала «Game.exe» стали подростки и молодые люди до 30 лет. «Game.exe» фактически считается родоначальником российской игровой журналистики. Журнал стал первым литературным компьютерным изданием и привнёс новые слова в социальный диалект многих геймеров. Такие как «дорредакция», «дорчитатели», «казуал» и многие другие менее известные.

О журнале 

Помимо этих нововведений тексты «Game.exe» были насыщены рефлексией — автор X.Мотолог в статье «Про журнал. Bootsaremadeforwhat?» писал о становлении журнала в 1999 году, о том, как «Game.exe» обрел свой стиль, и с какой страстью он и его коллеги должны писать о видеоиграх, о порой сложном пути игрового журналиста в своём весьма своеобразном стиле.

Также другой автор «Game.exe» Даниель Депп в своих интервью отмечал, что журнал выпускался с душой и работа игрового журналиста вовсе не была похожа на каторгу, напротив:

Это было весёлое время. Возможно, одно из самых весёлых в игровой индустрии России. Мы писали об играх, мы дружили с разработчиками, издателями, ездили на выставки, и делали это с душой. Мы всегда были немножко дерзкими, но при этом старались сохранять задор и писать с улыбкой.

Коллектив был очень дружный. Мы дурачились, играли целыми днями в Worms, вводили в журнал всяких «психоделических ёжиков», катались по офису и брызгались водой, а про игры писали поскольку-постольку, в свободное время.

Материалы «Game.exe» выгодно отличались живостью, глубиной и проникновенностью, с которой авторы писали свои статьи. В отличие от текстов других издательств, которые выглядели на их фоне сухими и скучными. Авторы «Game.exe», передавали через текст читателю все преимущества и недостатки игры, стараясь текстом описать все эмоции, которые у них вызывало прохождение.

Они не перебарщивали с хвалебными статьями, наоборот, взяв игру на обзор, относились к ней скептически и несколько придирчиво. Такой подход к изложению материала был обусловлен наличием на посту главного редактора Игоря Исупова, ранее работавшего литературным редактором, который и определял стиль издания. Вследствие этого в средний и поздний периоды журнала, четверть площади издания могла быть посвящена аналитическим материалам на тему разработки игр, а также авторским колонкам, написанным в жанре эссе, что вовсе не свойственно игровым изданиям тех лет (да и сейчас редко где встретишь подобное).  

«Изюм»

В целом,  как можно понять, тексты «Game.exe» в лучшую сторону отличались от текстов других изданий, сделанных по шаблону «новости-обзоры-прохождения-читы» — злободневностью, иронией и богатством языка. Также стоит отметить наполнение CD и DVD дисков с дополнительным контентом, прилагаемых к журналу: на них можно было найти не только демоверсии игр, но и проекты инди-разработчиков.

Помимо всего вышеперечисленного, «изюмом» журнала было культивирование и развитием своей собственной мифологии, а также особый локальный юмор, связанный с ней. В главной роли выступали не сами редакторы, а их лирические образы — Господин ПэЖэ он же «Кудесник с шотганом» (Павел Гродек) и Фраг Сибирский (Александр Башкиров).

Андрей Подшибякин один из самых известных в России экспертов в области компьютерных игр комментировал мифологизм журнала следующим образом:

«Игровые журналы [того времени] были не столько СМИ, сколько идентификационными маркерами „свой-чужой“; полузакрытыми клубами с ежемесячными членскими взносами. Это поощряло редакционное мифотворчество: авторам придумывались биографии, за ними закреплялись псевдонимы и даже характерные стилистические обороты».

Отдельно стоит сказать о визуальной составляющей издания, которому уделялось много внимания со стороны дизайнеров проекта, вплоть до смены всех плашек, виньеток и ориентации текста на странице от номера к номеру. В целом, «Game.exe» можно отнести к плеяде журналов-художественных проектов, которая пошла на спад с началом 2000-х.

«Game.exe» был первым, и, можно сказать, единственным журналом об играх, который пытался иметь самостоятельную литературную ценность. Журнал закрылся в 2006 году, причину закрытия объяснил главный редактор Игорь Иуспов в своём личном блоге:

«В психологическом фоне было ощущение, что сделано всё, обо всём написано, и лучше уже быть не может, остаётся только повторяться, а повторяться — неприятно, не та лига».         

Последним и единственным журналом о видеоиграх, выходящим в печать остаётся издание «Навигатор игрового мира», но о нём мы поговорим уже в следующий раз. 

Предыдущие части серии материалов о становлении российской игровой журналистики:

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.