RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 13 Февраля 2015

Как снизить уровень агрессии в школах Новокузнецка

В последнее время в городской прессе всё чаще поднимается проблема конфликтного поведения в новокузнецких школах. На протяжении всего прошлого 2013–2014 учебного года на сайт администрации с регулярной периодичностью поступали жалобы родителей на грубость, а иногда даже рукоприкладство педагогов. Но, как правило, всегда представлена одна сторона конфликта – мнение мам и пап, которые очень эмоционально доносят свою позицию.

Novokuznetsk.su попытался разобраться, в связи с чем в школах Новокузнецка повышен уровень агрессии и как с этим бороться. Нашим экспертом в этом вопросе выступила Алёна Сергеевна Щеголенкова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием, психологии и педагогики, начальник центра психологического консультирования «АКМЕ» Института повышения квалификации.

– Если мы посмотрим на современную ситуацию, то увидим, что уровень социальной агрессии в целом достаточно высок. Это беда всего общества, просто образование – как лакмусовая бумажка, на которой эти проблемы проявляются ярче. Кроме того, мне кажется, что увеличение числа жалоб родителей связано не столько с тем, что возросло количество конфликтов между детьми и педагогами, а с тем, что родители получили право открыто предъявлять претензии образовательному учреждению. У них появились новые возможности обращения в вышестоящие инстанции, и они стали ими активно пользоваться, а у учителей таких возможностей нет. Вот и создаётся такое ощущение, что проявляется только агрессия со стороны учителей, что несколько преувеличено и односторонне; в нашей с вам традиции – искать виноватого.

– И всё-таки учителя не всегда могут самостоятельно бороться со стрессом и иногда прибегают к непедагогичным способам общения…

– Современные психолого-акмеологические исследования действительно показывают, что эмоциональный фон профессиональной деятельности учителя в настоящее время во многом определяется негативными реакциями, значительными профессиональными затруднениями. Современные факторы, осложняющие деятельность педагога, достаточно серьёзные. Образование переживает модернизацию (переход на новые образовательные стандарты), а в условиях введения инноваций профессиональная деятельность всегда трудна. Со всех сторон к учителю предъявляются требования: со стороны государства и школы – к уровню профессионализма и  результативности деятельности, со стороны родителей – к комфортным условиям обучения. Требования родителей бывают достаточно противоречивы, с одной стороны – высокая успеваемость ребенка, с другой стороны – уменьшение количества уроков и заданий. Кроме того, с каждым годом возрастает количество детей с эмоциональными нарушениями, такими как гиперактивность, агрессивность, тревожность и замкнутость. Дети становятся более активными в отстаивании своих прав, не понимая, что право идет рядом с ответственностью и т.д. В школе много проблем, и педагог, как никогда, нуждается в психологической поддержке, обучению эффективным способам общения с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.

– Вы работаете в институте повышения квалификации и у вас есть возможность услышать вторую сторону конфликта. С какими ещё проблемами сталкиваются педагоги Новокузнецка?

– Они отмечают, что на них возрастает общественное давление, педагогу вручаются не свойственные им функции деятельности. Например, в СМИ часто звучит информация, что заниматься профилактикой суицидального поведения подростков, прежде всего, должны педагоги и психологи. И в связи с этим педагогу вручается персональная ответственность за жизнь ребенка. Но специалисты понимают, что первичную роль в этом вопросе играет семья, – объясняет Алёна Сергеевна. Важнее – объединять усилия педагогов и родителей в воспитании детей, а не заниматься поиском виновных, перекладыванием решения проблем с родителей на педагогов, и наоборот, – это не изменит ситуацию, подчёркивает эксперт. Нужно искать способы и методы психолого-педагогической помощи – учителям, родителям, ученикам, чтобы снизить социальную напряженность, развивать позитивно-конструктивные способы социального взаимодействия в образовательном пространстве.

– В нашем городе как-то решается эта проблема? Есть ли пути снизить уровень агрессии в школах? Как наладить взаимоотношения участников образовательного процесса?

– В настоящее время в Новокузнецке в каждом образовательном учреждении создается новая структура – Школьная служба примирения, где на принципах профессионализма и нейтральности могут решаться различного рода конфликты между участниками образовательного процесса. Такие службы не будут искать правых и виновных, а станут разрабатывать способы дальнейшего общения и поведения, чтобы конфликтующим сторонам было комфортно сосуществовать в одном пространстве.

– А школьный психолог как-то может повлиять на ситуацию?

– Социальная напряженность в образовательном пространстве связана и с тем, что не во всех образовательных учреждениях есть психологи, несколько лет назад таких специалистов вывели из штата учебных заведений на аутсорсинг – в районные психологические центры. С 1 января 2015 года школа получила право брать психолога в штат, однако, возникает другая проблема  – специалистов психологов высокого уровня в городе недостаточно, чтобы обеспечить потребности образовательной практики. Заработная плата психолога в образовании не очень высокая и заинтересовать профессионалов вернуться в школы достаточно трудно.

– Что делать, если родители столкнулись с реально угрозой? Если в конфликте с ребёнком учитель перешел грань и поднял руку?

– Что касается тех случаев, когда ребёнку нанесли реальный психологический или физический вред, нужно обращаться в соответствующие органы. В таком конкретном случае речь идёт об отдельном специалисте, а не об учительстве как таковом. Я думаю, любой учитель понимает, что кричать на ребёнка плохо, обзывать – плохо, бить – вообще запрещено. Так же, как это понимает любой родитель. Поэтому важно в целом повышать психологическую культуру населения посредством цивилизованных форм разрешения конфликтов, обучения эффективным навыкам социального поведения, методам снятия эмоционального напряжения, – резюмирует Алёна Щеголенкова.

novokuznetsk.su

Татьяна Китаева

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter