Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 04 февраля 2022

Двойное везение: повышение оплаты за проезд и транспортная оптимизация в Кемерове

Южная столица Кузбасса — Новокузнецк — первой в регионе приняла на себя в прошлом году транспортную реформу, метко окрещенную в народе «транспортным коллапсом». Но, как оказалось позже, кемеровчанам «повезло вдвойне»: на их голову практически в один момент свалились и оптимизация, и повышение платы за проезд в общественном транспорте.

Скажем так — неразбериха наблюдается в обоих случаях, и как следствие, волнение людей, пользующихся услугами этого самого транспорта.

По решению Региональной энергетической комиссии (РЭК) с 15 января 2022 года проезд в общественном транспорте Кузбасса подорожал. Теперь оплатить проезд можно за 25 рублей по безналичному расчету и за 30 рублей по наличному.

Стоимость проезда повышается в регионе периодически. Каждый раз в качестве причины называется высокая изношенность транспорта и инфляция, в том числе ведущая к подорожанию топлива.

Попробуем разобраться чем это повышение отличается от предыдущих.

Итак, последнее увеличение стоимости проезда было в 2018 году. В начале декабря 2018-го года власти региона заявили, что износ пассажирского автотранспорта общего пользования достиг 85%, топливо подорожало (причины, повторюсь всегда называются одни), и РЭК приняла решение повысить стоимость проезда. С 20 декабря 2018 билеты в автобусах, трамваях, троллейбусах стали стоить 20 рублей, в маршрутных такси — 22 рубля.

Еще ранее повышение произошло в ноябре 2015 года: на 1 рубль в автобусах (с 15 до 16 рублей), и на 2 рубля в маршрутках (с 16 до 18 рублей).

Можно заметить, что между очередными повышениями примерно проходит три года.    

Из общего: льготы на проезд в маршрутках по-прежнему не распространяются. Но скоро — с 1 апреля 2022 — эта история может стать не актуальной. Так как в городе Кемерово началась транспортная модернизация, задача которой, по заверению городских властей, заменить старые изношенные «пазики» на новые комфортные автобусы. Собственно убрать маршрутки с городских линий. Так что система оплаты будет одинаковой.

Любопытное новшество этого года, сбивающее с толка пассажиров, зависимость цены (не от качества, как хочется сказать) от платежной системы нал/безнал. Если платишь по карте — 25 рублей, наличными — 30. Невольно вспоминается юмореска Романа Карцева про раков: «По 5 рублей -ну очень большие, по 3 рубля — ну очень маленькие».

Причем, стоимость в этот раз одинаковая во всех видах транспорта, а недифференцированная как в прошлые годы. Почему так в Центре по обслуживанию пассажиров объяснили тем, что безналичная оплата финансово более прозрачная и позволяет отследить реальный пассажиропоток. Где логика непонятно. Ведь раньше эта же информация фиксировалась у кондуктора, который при любом виде оплаты вручал пассажиру билет.

Из личных наблюдений: почему-то в последнее время в маршрутных такси всё реже есть действующие терминалы, чаще на бумажке написан телефон, по которому можно сбросить на Сбер карту деньги.  Но…здесь есть прямо несколько «но»: не все пользуются картой именно этого банка, оплата с другого означает снятие комиссии; в час пик в тесной толпе салона очень неудобно совершать манипуляции с переводом на телефон, проще отдать деньги.

В новых автобусах, которые постепенно уже запускались на маршруты в прошлом году в салоне работали валидаторы, расположенные очень удачно рядом со входными дверьми. Сейчас почему-то они в большинстве автобусов отключены, и чтобы оплатить проезд надо протискиваться через весь салон к кабине водителя. Кондукторов, которые протискивались бы сами к пассажиру, там пока не наблюдала. Так что и в этом случае проще передать наличные.  

Как сообщили нам по горячей линии Центра по работе с пассажирами (88007009584), если в транспорте нет валидатора не только в салоне, но и у кондуктора/водителя, пассажир вправе не платить за проезд вообще.

Об этом же заявили и на брифинге в администрации города: «Если у меня есть транспортная карта, но у водителя не работает терминал, это же не моя недоработка, это его недоработка. Либо я оплачиваю картой, либо я еду бесплатно, — рассказали в мэрии, как поступать в случае отсутствия терминала».

Однако в соцсетях люди делятся конкретными историями, когда водители маршруток высаживают пассажиров при отказе от оплаты наличными.    

И второе новшество — «новое хорошо забытое старое» — возвращение проездных билетов или по-современному транспортных карт. На сегодняшний день для льготников раскладка такая: пенсионеры по безналичному расчету платят 15 рублей, по карте — 12; студенты и школьники — 18 и 14 рублей соответственно. На маршрутные такси оплата картами не распространяется.

Стоимость месячного проездного билета пенсионеру составит 600 рублей, учащемуся — 700 рублей, а остальным пассажирам проездной обойдется в 1250 рублей. Я добираюсь до работы на общественном транспорте. Простая арифметика: рабочих дней в месяце 20-22 дня, по 25 рублей в день туда обратно — 50 рублей. Умножаем их на количество дней, получается в месяц 1000 -1100 рублей. Проездной за 1250 явно невыгоден.

Пенсионеры также неоднозначно относятся к необходимости приобретения карты. К примеру, одна моя знакомая, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает работать. До работы добирается на автобусе, и говорит, что экономия даже в три рубля для нее важна, поэтому карту покупать будет. Вторая сидит дома, транспортом пользуется не так часто, и считает, что проще переплатить два рубля, чем заморачиваться с картой.

А заморачиваться, к слову, есть с чем. Для приобретения проездного необходимо зарегистрировать свою транспортную карту в приложениях «Мой транспорт» или «Т-карта» (зависит от перевозчика) и приобрести нужный вариант билета. После этого карта переходит из режима «кошелька» в режим «проездного безлимитного билета». Думаю, понятно, что не у всех нынешних пожилых людей есть современные гаджеты, в которых эти приложения можно установить. 

Ажиотаж на тему «где купить проездной» начался еще до 15 января. По этому поводу валом посыпались обращения людей, вопросы, жалобы. Властям региона в срочном порядке пришлось заказывать необходимое количество пластика и доставлять из Москвы. В последние дни информация о поступлении очередной партии практически ежедневно транслируется в СМИ, напоминая историю прошлого года: регулярные сводки о завозе в Кузбасс вакцины от Covid.

Мы уже договорились с поставщиками, заказали более 100 000 единиц транспортных карт. Первая партия будет доступна для покупки на «Летнем вокзале». В будущем будет организовано более 400 мест продаж карт, — сообщил на брифинге в администрации начальник управления транспорта и связи Кемерова Алексей Ермолаев. 

Информацию, где можно приобрести проездной, можно узнавать в Центре по обслуживанию пассажиров, а также по телефонам горячей линии 34-66-77, 88007009584.

Мы позвонили на последний из них. Как сообщил оператор горячей линии, на сегодняшний день в городе Кемерово транспортную карту можно купить по следующим адресам:

  • в Центре по работе с пассажирами (пр. Ленина, 90/4а);
  • в павильонах системы «Подорожник»;
  • в кофейне «Альфа-менеджмент» на пр. Советский, 53/3;
  • в магазине «НОРД» на ул. Стахановская, 8А.

Сообщил только эти адреса. Однако в различных СМИ указывается гораздо больше адресов продаж. Администрация Кемерова 24 января сообщила, что открыто уже 145 точек продажи.

Насколько они актуальные будет понятно в ближайшее время. Оно ещё есть, так как в городской администрации заявили, что первый месячный проездной будет доступен только с февраля этого года.  

Если у жителей есть вопросы по работе общественного транспорта рекомендовано обращаться в УЕЗТУ по телефону: 57-46-57, уезту.рф.

Что хочется в завершении сказать: кроме того, что очередное повышение оплаты пока кажется запутанным и не очень логичным по тарифообразованию с точки зрения системы оплаты нал/безнал и в любом случае ударило по кошельку, не хотелось бы повторения транспортной истории Новокузнецка. Но, похоже, в какой-то степени этого всё равно не избежать. Уже сейчас развернулись настоящие баталии жителей и администрации по поводу отмены тех или иных маршрутов. Причем, маршрутов протяженных и важных, так как для многих они прямые. Власти же предлагают альтернативу только с пересадками.

10-й маршрут, вроде, отстоять удалось. Теперь идет битва за 40-й и другие. Останутся ли вообще маршрутки, которые были удобны горожанам: пусть немного дороже, но их много и они гораздо мобильнее автобусов и троллейбусов, вопрос.

На него в кемеровской мэрии официально заявили следующее: «В конце декабря был объявлен электронный аукцион на определение транспортных предприятий, которые будут обслуживать 25 переименованных маршрутов, включенных в реестр регулярных перевозок. Для перевозчиков разработаны технические требования к автобусам, которые выйдут на городские и межмуниципальные маршруты. При формировании этих требований были учтены замечания и пожелания кемеровчан, которые регулярно поступают в УЕЗТУ и администрацию города.

Так, автобусы должны быть современными, вместительными, иметь низкопольную или полунизкопольную компоновку салона, бортовой номер, работать на экологичном топливе, быть оборудованными системами навигации, видеофиксации и автоматизированной оплаты проезда, электронными указателями маршрута на лобовом, боковом и заднем стеклах. Безусловное требование — исправность всего оборудования, чистый салон и кузов без коррозии». 

Ну это точно не про «пазики», которые сегодня пока еще работают в качестве маршрутных такси в Кемерове.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.