RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 20 Мая 2015

Новокузнецк отвернулся от своих рек

Отношения между городами и реками бывают разные.

Есть стоящий на сотне островов Петербург с его реками и каналами, есть миллионный Львов - крупнейший город Европы без реки (ибо стоит ровно на водоразделе между Балтийским и Чёрным морями). Есть города, единственная река которых столь изгажена, что от неё воротят нос - Киселёвск с Прокопьевском, а есть - и их подавляющее большинство, - которые любят свои реки и охотно с ними дружат.

Наш Новокузнецк умудрился отличиться от всех городов. Обладая двумя полноводными реками - Томью и Кондомой, - он их не то что бы ненавидит, а, скорее, просто игнорирует, воспринимая обе не как Божий дар и своё украшение, а как досадные помехи и географические недоразумения.

Взглянем на всё с точки зрения человека, впервые приехавшего в наш город-сад. Едем по городу, по его новому центру. Широкая улица Кирова, соединившись с проспектом Дружбы и вместе сделав вираж налево, выводит нас к столь же широкой и полноводной Томи, красивой и своенравной реке. Глаза пытаются охватить её простор, окаймленный гранитной набережной, и отражение в водах Томи парадных фасадов и мириад огней. Но вместо этого взгляд упирается в серую даль и дальнюю серь: унылые тополиные заросли, плоские берега, где-то совсем вдали от берега примитивные многоэтажки и завеса смога от заводов на всём горизонте вкруговую. Это обескураживает, ибо это - воплощённый абсурд.

Итак, Томь-река. Это крупнейшая из 21366 рек Кузбасса длиной 827 км (из общей протяжённости рек в 76478 км) и площадью бассейна 62 тыc. кв. км. Её сток в Новокузнецке - 600 кубометров в секунду (в Кемерове - 1100 кубометров, а в устье ниже Томска - в два раза больше нашего, - 1234 кубометра). 38 кубокилометров воды вносит Томь в Обь ежегодно, в саму же впадает 115 рек. И всю себя она отдаёт промышленному Кузбассу - скажем, только за 2000 год из бассейна Томи люди забрали 1957,7 млн. кубометров воды и сбросили 2004,3 млн. кубометров сточных вод и в придачу 343,6 тысячи тонн загрязняющих веществ. Оттого она и самая мутная в Кузбассе крупная река: взвешенные наносы на её выходе из Новокузнецка составляют 165 кг в секунду, а максимальная мутность в паводок достигает 1,265 кг на кубометр. Томь не только обеспечивает город в избытке водой, но и заставляет немало поволноваться в паводок.

Самые сильные отмечены 10 мая 1937 года, когда уровень воды составил 764 см выше ординара, в мае 1956 года, в 1958 году (781 см), в начале мая 1977 года (846 см) и в апреле 2004 года (817 см). Для сравнения: в 1988 году уровень Томи в Новокузнецке составил 620 см, в 1994-м - 466, 1995-м - 527, 1996-м - 545 см.

Такая мощная река способна стать настоящим украшением города, и должна была ею стать, успей Сталинск реализовать заложенную ещё в 1947 году Георгием Градовым идею выхода города своими широкими проспектами к реке с гранитной набережной.

Однако огромный город до сих пор не использовал её как важнейший градостроительный аргумент. В отличие от отражавшегося в Иванцовской протоке Кузнецка Новокузнецк в буквальном смысле повернулся к реке не фасадом, а задом - унылыми задними дворами.

Единственное здание на берегу - кирпичная водоспасательная станция МЧС с башней и причалом для спасательных катеров.
Общество спасения на водах в Сталинске появилось в ноябре 1936 года, а 15 апреля 1937‑го ОСВОД установил здесь, у моста, круглосуточный пост. В своём распоряжении имел одну шлюпку, а при ней - тройку по борьбе с наводнением под водительством товарища Миронюка. Здесь же 24 мая 1939 года состоялся выпуск первых в Кузбассе лёгких водолазов.

Как же произошло отчуждение города-сада от реки-кормилицы?

Ну, во-первых, сохраняя в “крупнопанельные” 1960 - 1980‑е годы огромную площадку в новом центре до благоприятных времён, Новокузнецк умышленно не выходил к большой воде. Во-вторых, оба берега Томи отделены от застройки высокими дамбами и широким лесом (Топольниками), который на правом берегу рос всегда, а на левом высажен в 1950-е годы искусственно. В-третьих, те небольшие участки, которые соприкоснулись с Томью в конце 1970-х - начале 1980‑х, были бездумно застроены девятиэтажными домами‑линиями с их абсолютно плоским силуэтом, а в начале 1990-х впридачу сплошными линиями безобразных гаражей.

И, наконец, в четвёртых, протянувшиеся вдоль реки Транспортная и Запорожская улицы являются не улицами вовсе, а городской объездной дорогой. То есть по местности, которая повсеместно представляет собой лучший и самый престижный бульвар, место смыкания центра города и водной глади, у нас трассирована загруженная и вечно пыльная автодорога с безостановочным грузовым движением. Столь тяжёлый набор причин буквально не даёт полумиллионному городу прорваться к реке, породившей наш город. Абсурдность ситуации, в которой у огромного города на полноводной реке нет даже мало-мальской набережной и сколько-нибудь удобного прохода к реке для горожан, теперь, кажется, понятна всем.

В последние годы власти города и архитекторы “попытались”-таки выйти к Томи.

Первыми ласточками стали в 2001 - 2003 годах монолитно-бетонный “Изумрудный город” фирмы “Сибирь” на стыке улицы Кирова и транспортной развязки, в 2005 - 2006-м - “Три богатыря”: три одинаковые 17‑этажки в металло-каркасном, облицованном кирпичом, исполнении, построенные “Кварталом-68” в одноимённом квартале на Запорожской улице. Они обогатили силуэт центра города с Томи. Правда, соседствовать элитному жилью приходится всё с теми же “китайскими стенами” гаражей. Следом вдоль пресловутой объездной выросли бетонно-гипсокартонные небоскрёбы “Нового города”.

Администрация города договорилась с “Лентой” о создании квазинабережной между Кузнецким и железнодорожным мостами. Но и это, скорее всего, ничего не изменит. Наличие дамбы и тополиной рощи с одной стороны усложняет эту задачу, с другой - способно сделать проект по-настоящему оригинальным, а облик города со стороны реки - запоминающимся.

Кузнецкий рабочий

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter