RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 27 Июля 2015

Кузнецкие мосты между прошлым и будущим (фото)

Новокузнецк расположился на берегах сразу трёх рек – Томи, Абы и Кондомы. Но все мосты были построены ещё в прошлом столетии и при постоянно возрастающей дорожной нагрузке наземные переправы уже не справляются, это особенно ярко видно на фоне Кузнецкого моста.

На данный момент через Томь есть четыре моста: Ильинский, Запсибовский, Кузнецкий, Байдаевский и один железнодорожный. Через реку Аба можно перейти по пяти мостам, а через Кондому их перекинуто три.

Совсем недавно в СМИ появилась информация о планах строительства ещё одного понтонного моста, который соединит Центральный район Новокузнецка и посёлок Абагур-Лесной. Новокузнечане долгое время просили сделать капитальную переправу в районе Вертолетной площадки через р. Кондому, но пока администрация Кемеровской области лишь заявила о намерении построить, не назвав конкретных дат установки моста.

Новокузнецкие капитальные мосты были построены в период активной индустриализации города еще в прошлом столетии и сейчас принимаемые меры не помогают в корне решить проблему с переправами.

Редакция городской электронной газеты Novokuznetsk.su совместно с заместителем директора Краеведческого музея по науке Петром Лизогубом решили побродить по страницам истории нашего города и вспомнить те времена, когда ещё не было капитальных мостов, а проблему переправы с одного берега на другой только начинали решать.

Историк Вячеслав Паничкин в своей статье «Соединяя берега», опубликованной в Кузнецком рабочем от 1998 года, рассказывает о самом первом мосте в нашем крае. «В 1677 году появилась неказистая переправа у Фроло-Лаврских ворот Кузнецка» рядом с улицей Достоевского.

В других же местах жителям Кузнецка приходилось переправляться на противоположный берег Томи с помощью лодки или на пароме и такая ситуация была до конца XIX века.

Попасть на другой берег Абы было намного проще. Эта река никогда не была глубокой, поэтому через нее переходили вброд или делали небольшие мостики.

Первый мост через реку Томь был возведён лишь в 1896 году. Полукилометровая железная переправа появилась рядом с Юргой.

Грандиозное строительство мостов в Новокузнецке началось лишь в период индустриализации. Был построен первый деревянный мост в 1931 году через Абу по Магистральному проезду (ныне проспект Курако). Потом на его месте в 1932 году возвели первый в СССР цельносварной металлический мост, он же стал первым трамвайным мостом в Сибири.

На проспекте Металлургов через год был возведён мост кессонным способом: на месте будущих опор ставились герметичные цилиндры, в них нагнетался воздух, вытеснявший воду. Занимательный факт: изначально мост поставили не по оси проспекта, а под углом к нему, лишь в 50-х годах ошибку строителей исправили.

Первым же капитальным мостом через Томь стал Коммунальный, его строительство началось в 1934 году и длилось два года.

Примерно в это же время, полукилометром выше Коммунального моста, возвели самый длинный на юге области железнодорожный мост между станциями Топольники и Водная. Хотя в то время ни Западно-Сибирский, ни алюминиевый, ни ферросплавный заводы даже не замышлялись – чугунка вела лишь к «шахтам». Но уже в 1941 году на правом берегу Томи закипели стройки металлургических гигантов.

Байдаевский мост в Орджоникидзевском районе был начат в 1953 году, а самый длинный автомост на юге области – Дозовский (Запсибовский) – был построен к 8 января 1963 года. Он же самый широкий из мостов Кузбасса – 22 метра и самый дорогой из всех мостов юга области – на его строительство было потрачено больше 5 млн. рублей. Он соединил Центральный и Заводской районы.

Ильинский мост, связывающий Новоильинский район с Западно-Сибирским металлургическим заводом и Заводским районом, появился немного позже. Строительство было начато в 1964 году. Мост был сделан по современным тогда технологиям - мостопоездом № 450 по так называемой клеевой прогрессивной технологии с постепенным наращиванием железобетонных блоков-пролётов от каждой опоры в обе стороны. По такой технологии было построено всего три моста в России. Через четыре года состоялось его торжественное открытие. Благодаря его появлению начал активно застраиваться Новоильинский микрорайон, проект которого был разработан еще в 1944 году.

Первый в СССР мост из напряженно армированного железобетона – Кузнецкий был построен в 1972 году, его возвели прямо над Коммунальным мостом (выше на 5 м).

Стоит отметить, что в планах у строителей было перебросить мост у Абагуровской площадки в месте слияния Кондомы с Томью. По замыслу архитекторов именно там должен был расположиться новый центр Новокузнецка. Согласно проекту, мостов должно быть два - первый, через Томь, свяжет Абагур с Кузнецком и Новобайдаевкой. Второй, через Кондому - Кондомское шоссе в районе 6-го километра, через тоннель в горе - с Редаково и Точилино).

Был даже запланирован и третий мост, связывающий саму стрелку Абагуровской площадки с «вертолеткой». Но все это осталось лишь в грандиозных планах

Что же касается мостов через Кондому, то самые широкие железнодорожные мосты были построены на разъезде Абагуровском (400 метров) и на станции Абагур-Лесной (315 метров).

"А на том месте, где сейчас планируют сделать понтонный мост, издавна делали либо ледовую переправу, либо всё тот же плавающий мост, несмотря на то, что во все времена была необходимость капитального сооружения, связывающего берега", - рассказал заместитель директора Краеведческого музея по науке Пётр Лизогуб.

Мост через Абу по улице Орджоникидзе длиной 40 метров, шириной в 21 и грузоподъемностью 36 тонн, был сдан в 1971 году. В конце 80-х был пущен мост на улице Куйбышева. Ходит легенда, что когда строился мост, рабочие нашли давно забытое кладбище села Араличева.

«И истлевшие гробы зловеще поплыли по реке, - рассказывает о легенде в своей статье Паничкин. – Поэтому было принято решение забетонировать берега, но в Горкомсервисе это опровергли».

Почти все построенные мосты Новокузнецка верно служат горожанам. Но необходимость ремонта старых мостов и возведения новых с каждым годом проявляется все отчётливее.

фотографии из фондов новокузнецкого Краеведческого музея

novokuznetsk.su

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter