RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 28 Августа 2015

За год долги россиян за коммуналку выросли на 18%

В августе задолженность россиян за услуги ЖКХ составила около 220 млрд рублей. Год назад общий долг был на 18% меньше — 187 млрд рублей. Таковы результаты исследования коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн».

Долг вырос в том числе из-за экономического кризиса: сейчас 50–60% должников ссылаются на финансовые трудности и потерю работы. Также одна из причин — взносы на капремонт, которые недавно стали новой строчкой в платежках. Сегодня капремонт отказываются оплачивать 15–30% собственников жилья.

Как рассказала президент агентства Елена Докучаева, «хронические» должники по услугам ЖКХ — 12% россиян. Сейчас большинство должников говорят, что у них финансовые трудности, в том числе из-за того, что они потеряли работу.

В начале 2014 года, до того как рубль начал падать, так отвечали 30–35% должников. По словам Елены Докучаевой, «резкий рост цен на товары первой необходимости» заставил россиян больше тратить на «текущие покупки». Так что денег, которые планировалось потратить на оплату ЖКХ, у них стало меньше. 

Средняя зарплата в России, по данным Росстата, 34 тыс. рублей

«Безусловно, отдавать 15–18% своих доходов (а порой эта доля превышает 20–25%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей довольно обременительно, а порой просто нереально», — сказала Елена Докучаева. 

Еще одна «весомая» причина увеличения долга — новая строчка в платежках о взносах на капремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный кодекс. В большинстве регионов плату за капремонт начали взимать в 2014 году, в Москве — с июля 2015 года.

«Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать 15–30% собственников жилья, — сказала Елена Докучаева. — В ряде регионов, например в Воронежской и Смоленской областях, количество отказов достигает 50%, во Владимирской — 60%».

Те, у кого батареи зимой остаются еле теплыми, а из крана идет недостаточно горячая вода, также могут не платить за ЖКХ из протеста. 5% должников считают, что цена за услуги просто не соответствует качеству.

«В ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно есть, — сказала Елена Докучаева. — Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить».

Забывают оплачивать квитанции около 16% жителей.  

«В первую очередь это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которых никто не проживает (например, она была куплена в инвестиционных целях), — сказала Елена Докучаева. — Эта причина характерна для крупных городов с населением более 1 млн человек — таких как Москва, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Санкт-Петербург».

Около 10% жителей, по словам Елены Докучаевой, не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт. Поэтому их принцип — оплачивать квитанцию в последнюю очередь или не оплачивать вообще. 

«То есть наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены данные услуги потребителем или нет. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю», — сказала она.

Среднестатистический должник — это женатый мужчина 40–45 лет со средним или средним специальным образованием или разведенная женщина 45 лет, которая одна воспитывает ребенка. Средний размер долга — около 30 тыс. рублей.

При этом более половины должников способны довольно быстро погасить долг — стоит только захотеть. 51% неплательщиков имеют средний или высокий достаток.

«Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных — 15%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью, не превышает 8%», — сказала Елена Докучаева. 

По ее словам, еще 2–3 года назад «проблема постоянно увеличивающейся задолженности» не сильно волновала поставщиков ресурсов и управляющие компании. Но «сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать срочные меры». 

Структуры ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства, а также обращаются в суд.  

«Государство со своей стороны также принимает меры, — напомнила Елена Докучаева. — Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им заем: в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче». 

Кроме того, сейчас Госдума рассматривает законопроект о двукратном увеличении пени за просрочку оплаты ЖКХ. Инициатива принадлежит Министерству энергетики России. Предлагается увеличить пени с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки платежа до 1/130 ставки. Фактически это означает рост пени за просрочку с 10% годовых до 23% годовых.

«Безусловно, эта мера положительно отразится на уровне просроченной задолженности, но только среди той категории должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности», — сказала Елена Докучаева. 

По словам Артема Кирьянова, по отношению к должникам в России действует один из самых мягких режимов. В европейских странах гораздо чаще используются такие меры, как отключение электричества или водоснабжения, а штрафы за неуплату выше. 

В июле со ссылкой на «Единую Россию» сообщалось, что задолженность за услуги ЖКХ в России (как физических, так и юридических лиц) превысила 1 трлн рублей.

Известия

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter