Новокузнецк

Новостьот 20 февраля 2022

Учителя вымирают: почему в школах Новокузнецка критически не хватает педагогов

Многие школы Новокузнецка испытывают острый кадровый дефицит. Учителя советской закалки, будучи на пенсии, дорабатывают последние годы и уходят на заслуженный отдых. Но учебные заведения не пополняются новыми кадрами: молодые специалисты не спешат идти работать в школы. Почему так происходит и что можно с этим сделать? Журналист ВашГород решил попробовать разобраться в проблеме.

Молодёжный парламент (комитет по социальным вопросам и молодежной политике) при новокузнецком Совете народных депутатов выдвинул законотворческую инициативу: увеличить количество целевых мест в педагогическом институте Новокузнецка. Цель — сделать так, чтобы выпускники пединститута хоть ненадолго задерживались в школах города. Об этом журналисту ВашГород рассказал член молодёжного парламента Сергей Бондарь. Парламентарии запустили опрос по новокузнецким школам среди старшеклассников, чтобы попробовать продвинуть свою идею.

Инициативная молодёжь убеждена, что увеличить количество целевых мест необходимо. Так, в Кузбассе очевиден дефицит врачей и медперсонала, и на региональном уровне увеличивают количество целевых мест: в КемГМУ целевой приём на специалитет с 2019 года увеличился с 715 до 939 мест, а в ординатуру — с 239 до 465, сообщил Минздрав Кузбасса у себя в соцсетях. Дефицит учителей также очевиден, поэтому инициатива была выдвинута и находится в работе. ВашГород будет следить, увенчается ли она успехом.

Но в чём истинная причина того, почему молодые педагоги не идут работать в школы? Ведь студенты активно учатся в пединститутах и колледжах. С целью выяснить это ВашГород запустил опрос среди студентов Кузбасского гуманитарно-педагогического института КемГУ.

Все прошедшие опрос обучаются на бюджете, то есть за счёт государства. Опрошенные обучаются либо на втором, либо на пятом, выпускном, курсе. Из них только 46,2% намеренно хотели стать учителем. Оставшиеся поступили в пединститут фактически случайно.

Опрошенным также было предложено предположить, почему молодые специалисты не хотят работать в школах.

Журналист ВашГород также лично поговорил со студентом-педагогом.

Анна, 22 года, студентка 5 курса новокузнецкого пединститута

Анна активно практикует преподавательскую деятельность, но от работы в обычной школе открестилась. Она занимается репетиторством со второго курса. А сейчас работает в частном учреждении и готовит выпускников к ЕГЭ и ОГЭ.

Девушка отмечает, что ей нравится вести занятия, общаться с детьми и давать им новые знания. Но когда она пришла проходить производственную практику в общеобразовательную школу, была в лёгком шоке. В первый же день старшеклассники массово опоздали на урок, и учитель потратила львиную долю урока, чтобы отчитать их. Но детям, отмечает Анна, совершенно всё равно: большинство из них безынициативны, заставить отвечать или хотя бы слушать — задача практически невыполнимая. Хоть как-то заинтересованы в предмете были ребята, сдающие ЕГЭ. И то, все они занимаются с репетиторами и на школьную программу плевать хотели.

Анна вспоминает, что проблемы с дисциплиной преследовали её постоянно. Если старшее звено просто тухнет на уроках, сидя в телефонах, успокоить более младших детей практически невозможно. А если всё же удалось, то на это уходит пол-урока, а давать знания попросту некогда. Даже самые простые, по мнению Анны, контрольные, которые она предлагала выполнить, заваливала большая часть класса.

Студентка была шокирована и стилем общения педагогов с детьми: постоянные крики и оры. Но понимала, что по-другому никак. Рычагов влияния на детей немного: родители зачастую встают на сторону детей, а на дисциплинарные меры учителя многим детям откровенно всё равно: хотите написать замечание в дневник — пишите, ставить двойку — ставьте.

Понимая, что это был всего лишь «пробник» работы, девушка чётко решила для себя, что в школу — ни ногой:

«Я не пошла бы работать в школу, и если бы пошла, наверное, не знаю, что должно было произойти».

Она планирует продолжить заниматься репетиторством после окончания института. Как вариант рассматривает работу в гимназии или лицее, где дети замотивированы получать знания.

Среди её сокурсников также мало кто хочет идти работать в школу. А те выпускники, кто всё же решился, часто меняют учебные заведения и в конце концов вовсе уходят из сферы образования, рассказала Анна.

Как же работается молодому педагогу простой общеобразовательной школы? Журналист ВашГород попросил выпускницу пединститута, которая работает только первый год, ответить на несколько вопросов.

Елена, 22 года, учитель в общеобразовательной школе Новокузнецка

Елена отучилась на психолога-педагога дошкольного образования. Пришла работать в родную школу, которую закончила сама. Ей сказали, что класса для неё не хватило. Зато учебное заведение остро нуждалось в учителе русского языка и литературы. Девушка проходила профессиональную переподготовку и параллельно работала.

На плечи молодого учителя сразу взвалили большую нагрузку: 35 часов в неделю (около 7-8 уроков в день) и классное руководство 5 класса. Особенно сложно было и в силу специфики предмета: «русский язык» предполагает практически ежедневную проверку тетрадей и работ.

«С такой нагрузкой „живёшь на работе“, помимо этого есть же и свои дела. Вот и бегаешь вечно, как белка в колесе. Не жалуюсь, сама выбрала такой путь, но нагрузка максимум должна быть 25 часов в неделю, я считаю», — поделилась Елена.

Она, так же, как и предыдущая героиня материала Анна, пожаловалась на то, что дети не хотят учиться и стремиться к чему-либо:

«Дети сейчас слабые в плане знаний, ленивые. Ожидала лучшего, хотелось бы обратной связи ото всех учеников. Работают на уроках 2-3 человека. С дисциплиной вечная проблема, нет стремления к знаниям. У них сейчас главное — это телефон».

Несмотря на это, Елена очень старается найти к ребятам подход, быть с ними на одной волне, иногда и пошутить на уроке. Но дети этого не ценят и принимают за слабость, начиная расшатывать дисциплину.

Также Елена пожаловалась, что её буквально душат постоянные обучения и семинары для молодых специалистов. Она понимает, что это тоже важно, но не в таких количествах:

«Предполагала, что будет много семинаров для молодых специалистов, но лучше бы дали детей научить, знания им дать…».

Проявить себя как педагога, отработать методику преподавания и выдать максимум своих возможностей условия в школе попросту не дают:

«Очень не нравится спешка, надо все по программе, в сроки уложиться, выдать, а дети-то все разные и усваивают информацию по разному. Как такового образования нет, лишь спешка. Извне много каких-то ненужных проверок. Много ненужных бумаг, мероприятий для учителей. Очень напрягает», — делится молодой учитель.

Не устраивает и уровень заработной платы. Хотя Елена предполагала, какая она будет, всё равно считает, что этого недостаточно:

«Работать в школе реально сложнее, чем казалось. Просто потому, что со стороны смотришь, вроде ничего такого, просто журналы заполнить и ученикам знания дать. Но когда ты на месте учителя, тебе надо обратить на себя внимание, организовать учебный процесс, возлагается ответственность».

Также постоянного внимания требуют родители, отметила девушка. Могут писать и звонить и рано утром, и поздно вечером, как будто у учителя нет никакой жизни, кроме школьной:

«Зарплата не устраивает, потому что учитель отдаёт всего себя детям, родители думают, что учитель должен жить их ребёнком 24/7 и у него своих дел нет, поэтому звонят и пишут в любое время дня и ночи. Учитель и правда, как вторая мама. Огромный труд».

На вопрос, хочет ли она и дальше работать в школе или же сменить сферу деятельности, Елена ответила так:

«С одной стороны хочется остаться в школе, так как нравится работать с детьми. А с другой стороны очень много нервов трачу, много энергии отдаю, тяжело больше морально».

Всегда ли начинать карьеру учителя было так тяжело? Своим опытом с журналистом ВашГород поделилась также заместитель директора одной из общеобразовательных школ Новокузнецка, педагог с 26-летним стажем.

Ирина, 46 лет, заместитель директора, педагог со стажем 26 лет

Ирина уверена, что учителей и правда критически не хватает. В школе, где работает она, за последние 3 года нагрузка на учителей русского языка и литературы и математики выросла на 70%, с 28 до 38 часов в неделю, то есть учителя работают на две и более ставки.

Завуч рассказала, что она в своё время также пришла работать за минимальный оклад. Но сейчас государство поддерживает молодых специалистов: первые 3 года работы им доплачивают 8 тысяч рублей в месяц, и это уже неплохая помощь — считает Ирина Владимировна.

Однако отношение к учителям в обществе, а также со стороны родителей за годы её работы изменилось в худшую сторону: педагог считает, что уважать труд учителя стали меньше, а родители полюбили «качать права»:

«Они как будто бы лучше знают, как надо научить».

По мнению Ирины, также стала хуже и подготовка молодых специалистов. Она предположила, что это связано с тем, что у студентов становится всё меньше и меньше практики, часто хромает методика. Она предположила, что это может быть связано со слиянием новокузнецкого «педа» и КемГУ.

Педагог ответила и на вопрос, почему, как ей кажется, молодые специалисты не идут работать или же сбегают из школ в первые годы:

«Ответственность большая, подготовка, бумажная работа постоянно увеличивается. Не все хотят этим заниматься».

По своему опыту Ирина может сказать, что для работы школьным учителем нужна огромная стрессоустойчивость, которая есть, конечно, далеко не у всех.

Также завуч поделилась горькими размышлениями о том, что образование теперь — это услуга со всеми вытекающими последствиями:

«Мы как назвали это услугой, так и превратились в обслуживающий персонал».

Журналист обсудил с ней и наболевший у молодых учителей вопрос дисциплины и детской лени. В чём же все-таки дело?

По словам педагога, школьники прекрасно знают о том, что школа обязана дотянуть их до выпускного 9 класса. А если в году выходит двойка, ребёнка, возможно, придётся оставить на второй год (только с согласия родителей) — это неаттестация. Впоследствии, если ученик не подтянет свои знания (с наибольшей долей вероятности, так и будет) и не сдаст аттестацию осенью, большие проблемы ожидают уже учителя: «Почему не научили?». А педагоги разводят руками: впихнуть знания в голову ребёнку насильно ещё никому не удавалось. Поэтому и тянут детей, переваливающихся из класса в класс, на тройки.

Что до родителей, они сами зачастую теряют контроль над своими детьми. Их вызывают в школу, а они и сами не знают, что делать: «Ну повлияйте на него как-нибудь, меня он не слушает». Встречаются и родители, которым, к сожалению, безразличны их дети, есть неблагополучные семьи. В результате родителям всё равно на детей, а детям — на весь мир.

Звучит всё это далеко не радужно. Касательно проблемы нехватки педагогов Ирина Владимировна считает, что инициатива молодёжного парламента об увеличении целевых мест может помочь поправить ситуацию, если это реально будет работать.

А как вам кажется, в чём истинная причина нехватки учителей в школах? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Автор: Ольга Степанцова
Источник фото: istockphoto.com, ВашГород.ру
10311 просмотров33 комментария
Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.