RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 3 Сентября 2015

От чего отказываются россияне из-за девальвации

Больше половины российских граждан экономят еще с прошлой зимы, свидетельствуют данные социологов.

В августе Россия пережила вторую волну девальвации рубля. Официальный курс доллара вырос сразу на 10%, до 66,47 руб. На торгах на Московской бирже курс американской валюты и вовсе достигал отметки 71,62 руб. Все это происходило на фоне продолжающегося роста цен (инфляция в июле в годовом выражении составила 15,6%) и падения (с начала года — на 2,9%) реальных доходов населения.

Судя по данным социологов, экономия стала новой реальностью для большой части населения еще в начале года. Урезают расходы 60% респондентов, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, опубликованного 18 августа.

Самым распространенным способом экономии, по данным ВЦИОМ, стал отказ от путешествий: от поездок отказались 12% опрошенных. На втором месте — траты на продукты питания (8%). Не поменяли поведение из-за экономических проблем 16% респондентов.

Экономия на продуктах питания находится на первом месте в опросах ФОМ, опубликованных в июле. По данным его социологического исследования, так или иначе экономят на еде 65% опрошенных. На втором месте — сокращение затрат на покупку одежды и обуви (27% опрошенных). На третьем — экономия на развлечениях (на походах в театры, музеи, кино) (17% опрошенных).


Чаще всего респонденты отказываются от заграничных путешествий или стараются снизить расходы на них. Таких 26% аудитории во «ВКонтакте» и 28% — в Google+. Большая по сравнению с ВЦИОМ доля отказавшихся от путешествий объясняется тем, что около 50% респондентов ВЦИОМ «затруднились с ответом».

Второй по популярности статьей экономии для пользователей «ВКонтакте» стала покупка новой одежды — на этом экономят 14,2% опрошенных. Среди респондентов Google+ на втором месте по экономии (23%) — отказ от крупных покупок (автомобилей, мебели).

Данные ФОМ показывают, что разные группы населения экономят по-разному. Более дешевые продукты стали покупать в основном россияне с доходами ниже среднего (то есть те, кому хватает денег только на еду). Экономить на еде различными способами приходится 84% — почти всем в этой группе. Из тех же, кто может позволить себе покупку автомобиля (высокий уровень благосостояния, по градации ФОМ), экономят на еде куда меньше — 49% опрошенных.

То же самое касается снижения затрат на другие виды товаров и услуг. На одежде и обуви экономят 33% относительно бедных граждан и 13% относительно богатых. Расходы на путешествия обеим категориям, напротив, пришлось урезать почти одинаково: первым — на 18%, вторым — на 13%.

«Экономят на самом деле все, но статьи бюджета урезаются разные», — комментирует результаты опроса директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Конечно, все кризисы бьют в первую очередь по бедным. Но особенность нынешнего в том, что, набирая обороты, он сильнее всего ущемляет средний класс, жителей крупнейших городов с хорошим достатком. Другими словами, тех, у кого на первый взгляд проблем должно быть меньше».

Жители деревень вынуждены переходить на более дешевые продукты и увеличивать масштабы натурального хозяйства. Жители небольших промышленных городов экономят за счет поиска более дешевых аналогов привычных продуктов. Но и те и другие лишь незначительно меняют объемы и качество потребления. Жители мегаполисов же, напротив, поступаются не продуктами, а услугами: платной медициной, поездками за границу. 

РБК

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter