RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 Сентября 2015

Новость от читателя: Размышления о трамвае

Прошло уже почти 4 месяца с момента закрытия трамвайного движения по проспекту Курако. Вместо трамвая запущен троллейбус, отремонтирована проезжая часть. Проспект преобразился. Теперь и не поверишь, что еще недавно тут бегали трамвайчики, теряющиеся в листве деревьев и неторопливо перемещались автомобили.

Много было дискуссий на тему трамвая, нужен он или нет. Но они не пригодились - чиновники сделали выбор за новокузнечан. Разбирали линию "стахановскими" темпами - за 15 рабочих дней было уничтожено 5,5 км пути. Именно уничтожено - безжалостно выдирались рельсы и шпалы, все сравнивалось с землей. Срывалась контактная сеть, на месте выдранных путей сразу же появлялся асфальт, дабы восстановить линию было невозможно.

Трамвайная ветка на Курако появилась в 1967 году, когда требовалась перевозка больших масс населения к заводу КМК. По маршруту № 5 КМК - Курако - Транспортная ходили даже трехвагонные поезда. Но времена изменились и после развала промышленности наступил закономерный развал общественного транспорта. Структура пассажиропотока изменилась, вместо притяжения к проходным заводов он рассеялся по центру города. Начавшийся упадок всего муниципального транспорта, в том числе и трамвая, появление маршрутных такси и большое количество личных автомобилей сделали свое дело. Вместо транспорта первой необходимости, обеспечивающего работу металлургических гигантов города, трамвай стал транспортом "для пенсионеров".

Старые, шумные вагоны, годами не ремонтированный путь, зимняя "свежесть", значительные интервалы и небольшие скорости движения пагубно сказались на оставшихся пассажирах - они стали уходить к частникам. Старый ПАЗ нельзя назвать верхом комфорта, но они дали людям то, чего они хотели: быстро и в тепле доехать из точки А в точку Б. Разнообразие маршрутов, небольшие интервалы движения, отсутствие тянутого расписание - все это привлекало пассажиров в "маршрутках".

Но "эйфория" от маршруток длилась не долго. Вскоре многие маршруты были закрыты, осталась лишь небольшая часть от разнообразия начала 00-х. Огромная заполняемость небольших автобусов ПАЗ-3205, основного и почти единственного типа автобусов частных перевозчиков, плохое качество обслуживания пассажиров, несоблюдение маршрута и графика движения пассажирам надоело терпеть. В то же время трамвай начал постепенно восстанавливаться. Если еще в 2004-2005 годах казалось, что еще год-два и трамваи навсегда исчезнут с улиц Новокузнецка, то с 2006 года ситуация начала улучшаться. Поступили новые трамваи, постепенно началась модернизация старых. Пассажир уже мог сделать выбор: ехать на маршрутке или на трамвае. Трамвай постепенно перестал быть транспортом "для льготников" и начал пользоваться спросом. Выигрыш во времени поездки на "маршрутке" не небольшие расстояния не существенный, а условия поездки в трамвае однозначно лучше.

Но создалась такая ситуация, в которой некоторые маршруты частных перевозчиков и трамвая стали "взаимозаменяемы". И трамвай может справиться без дублирующих маршруток, как и дублирующие маршрутки без трамвая. Маршрутки "ходят" чаще, немного быстрее, в них нет пенсионеров, они не встанут из-за аварии - такими доводами пассажиры руководствуются, садясь в очередной частный автобус. На трамвай сядут те, кому повезло попасть на него, не далеко ехать и он особо не торопится. И, конечно же, льготники.

Получилась ситуация, при которой произошло "вымывание" платежеспособного спроса у трамвая. Маршрутки забирают тех, кто может платить и получают выгоду. Трамвай везет льготников, не имея возможности покрыть убытки за счет тех, кто платит за проезд - ведь они едут на маршрутках. Маршрутки косвенно опустошают бюджет города, а руководство ссылается на убыточность и неэффективность трамвая.

Еще бы, если на один трамвай 6 или 8 маршрута приходится:
- 3 маршрутки № 52
- 1 маршрутка № 27
- 4 маршрутки № 29
- 2 маршрутки № 62
- 2 маршрутки № 62А.

Понятно, что пассажиры хотят уехать быстрее и доехать скорее. Получается, на трамвай попадет небольшая доля тех, кто платит за проезд. Конечно примерно, есть те, кто будут ждать трамвай "по убеждениям", не желая ехать в разваливающейся маршрутке, но тех, кто готов рискнуть гораздо больше.

Возвращаясь к теме трамвая на Курако. Куда же делись его пассажиры? Ответ прост: они вынуждены ехать на маршрутках. Если раньше у них был выбор, теперь его нет. Немногочисленные "идейные" льготники ждут троллейбус и едут с пересадками. Остальные скрепя сердце отдают 17 рублей и едут на частной "повозке". Что же троллейбус? Он повторил маршрут закрытого трамвая №1, но никак не №12. Останься бы "единица" до наших времен, она была бы не менее популярна. Но к сожалению троллейбус этот выстраданный: сняты машины с других маршрутов, интервалы движения - слишком большие.

Закрытие Кузнецкого моста на ремонт показало то же самое. Никакого коллапса не было и заслуга в этом не четырех автобусов №1В. Маршрутки настолько задублировали трамвай, что могут перевезти пассажиров и без него. Конечно, не с теми удобствами, но все-таки могут.

Несмотря на это, многие пассажиры все равно выбирают трамвай. Пусть он медленнее, пусть подождать его дольше, но зато едешь, как Человек - без толкотни, без падения на поворотах и не проезжаешь нужную остановку. В первый же день трамвайного движения через мост на самом первом трамвае утром проехало несколько десятков человек. Пассажиры были рады тому, что трамвай снова пошел.

В такой неоднозначной ситуации власть идет по пути упрощения. Зачем вкладывать в трамвай, когда маршрутки могут "разрулить" все сами. Трамвай "мешает" на перекрестках, подумать как решить эту проблему гораздо сложнее, чем просто убрать трамвай. В частности, "мешает" трамвай на Привокзальной площади. Откуда его в скором времени собираются убрать, сняв рельсы от Транспортной до Горсовета по проспекту Металлургов. Про линию в поселок дальнее Куйбышево, настоящий "живой труп" новокузнецкого трамвая говорилось не раз. Продлить ветку в поселок, построить простенький мостик через Абу и проложить 200 метров пути - трамвай станет востребованным. Но увы и ах - администрация не выделяет средств. Маршрутки справляются с перевозками, трамвай не нужен - таково видение чиновников. В каких условиях ездят люди, никого не волнует.

Наиболее логичным и правильным решением будет убрать мешающие, дублирующие маршруты частных "маршруток" от трамвайных линий. Излишняя конкуренция, в таком нездоровом виде не идет на пользу никому, кроме хозяев этих "маршруток". Есть маршруты, где транспорта не хватает, есть вовсе закрытые (но тем не менее нужные для горожан) маршруты, где эти автобусы могут пригодиться. В таком случае на трамвае будут ездить в основном не льготники, а обычные пассажиры. Трамвай получит пассажиров, а следовательно и средства на развитие и реконструкцию инфраструктуры. Тогда можно будет отремонтировать за год значительную протяженность путей, закупить новые, модернизировать старые трамваи. Частники не пострадают - они займут новые маршруты, где будут спокойно работать и возить пассажиров. Но к сожалению подобные предложения встречаются с "жесткой критикой" на тему "ущемления" частников, свободу конкуренции и т.п. Частники не могут придумать новый маршрут, им не интересно это. Гораздо проще взять уже разработанное годами направление и забрать пассажиров у трамвая(троллейбуса, автобуса). Конечно, правде в глаза смотреть не легко и ни один предприниматель с этим не согласиться. Есть конечно исключения - новые маршруты, открытые частниками, но таких единицы.

Резонно будет спросить: а что же получат пассажиры? Не останутся ли они "в дураках" от сокращения "маршруток". Ведь они станут дольше ждать транспорт, время в пути увеличится и ехать в переполненных трамваях мало кто захочет. На такие возражения есть простой ответ. Если сократить число маршруток-дублеров, на линию станет выходить больше трамваев. Ведь число пассажиров увеличится. Больше пассажиров - быстрее будет идти ремонт путей, значит и время в пути станет уменьшаться. Комфорт поездки в новых трамваях не сравнить ни с какой маршруткой. Это и кондиционер, и климат-контроль, и удобные мягкие сидения, низкий уровень пола, что очень удобно для пожилых людей или инвалидов. Маршрутки тоже изменятся. Они станут комфортней, ведь им нужно будет соревноваться с трамваем. Муниципальный транспорт всегда задавал частникам планку и его улучшение отразиться на маршрутках самым прямым образом. Проще говоря, пассажиры не пострадают.

Будем надеяться, что чиновники услышат новокузнечан. И вместо уничтожения современного транспорта - трамвая, займутся его развитием и обновлением. Ведь наши горожане имеют право ездить на удобном и надежном транспорте! 

Новость прислал: Новокузнецкий трамвай

Написать автору можно:  tramvai-novokuznetsk@yandex.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter