Новостьот 16 марта 2022
На промплощадке ПАО "Кокс" хотят законсервировать уникальный памятник промышленной архитектуры
На государственной охране в Кузбассе находится почти 1 300 памятников истории и культуры, в том числе, более 270-ти памятников архитектуры и градостроительства, 167 памятников истории, 35 памятников монументального искусства, 817 памятников археологии.
В их числе «Томская писаница» и «Кузнецкая крепость», здания культовой архитектуры в Салаире и ансамблевые застройки в Мариинске, музей «Красная Горка» и «Шорский государственный природный национальный парк» и сотни других, менее масштабных, но оттого не менее значимых.
В начале 90-х годов прошлого века часть исторических зданий в процессе приватизации оказались частных руках. Согласно российскому законодательству, собственник несет охранные обязательства в отношении таких объектов. Это не значит, что владелец обязан за собственный счет полностью восстановить здание, но вот провести консервацию — точно его долг.
Несколько лет тянулась судебная тяжба между государством и ПАО «Кокс» (Промышленно-металлургический холдинг). Государство в лице прокуратуры, Комитета по охране объектов культурного наследия КО и еще почти десятка госведомств принуждало крупный промышленный холдинг признать объект культурного наследия регионального значения «Здание углеподготовки коксохимического завода» своей собственностью и выполнить на нем охранные обязательства собственника объекта. Строение, имеющее большое историко-архитектурное значение, расположено в Кемерове по адресу 1-я Стахановская, строение 29, на промплощадке "Кокса".
Здание углеподготовки построено в 1915-17 годах. Это уникальное для Сибири инженерное сооружение, яркий образец самой современной для того времени промышленной архитектуры. Объект не эксплуатируется и нуждается в обслуживании, иначе в недалеком будущем он разрушится от старости.
Углепогрузка стоит на землях, которые в 1993 году в результате приватизации стали частной собственностью. В настоящее время правом на земельный участок владеет ПАО «Кокс», поэтому предприятие обязано нести бремя ответственности за него. Но «Кокс» долгое время не желал признавать собственностью исторический объект и отказывался нести обязанности по его содержанию.
В апреле 2021 года на сайте областной прокуратуры было опубликовано сообщение о том, что очередное решение суда вступило в законную силу и у ПАО «Кокс» возникла охранная обязанность в отношении здания углепогрузки.
С тех пор прошел год. За это время «Кокс» зарегистрировал право собственности на объект и приступил к подготовке проекта консервации здания. Это долгий процесс, сообщили ВашГород в Комитете по охране объектов культурного наследия Кемеровской области. Специалисты БТИ должны составить план земельного участка и самого сооружения. Затем собственник начнет поиск подрядчика на разработку проекта сохранения объекта культурного наследия. Его готовят организации, имеющие лицензию, получить на этот проект положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (от трех экспертов), после этого найти подрядчика, готового реализовать уникальный проект, и у которого есть на это лицензия Минкультуры РФ.
«Это не значит, что ПАО „Кокс“ полностью восстановит историческое здание, но, по крайней мере, законсервирует его от дальнейшего разрушения и приведет в порядок внешний вид для экскурсионного показа, — подчеркнули в Комитете. — Первостепенная задача — консервация для будущих реставраторов».
Редакция поинтересовалась у специалистов, что значит консервация подобного объекта — сооружение забором огородить или провести серьезные работы? «Зданию необходимо покрытие кровли, причем, желательно повторить исторический вид конструкции, — уточнили в Комитете по охране объектов культурного наследия КО. — Сейчас дожди и снег попадают внутрь здания и разрушают железобетонные перекрытия. На объекте повсеместно наблюдается оголение арматуры и первостепенная задача — сохранить каркас в целости. Кроме того, сооружение необходимо обработать консервирующими составами. А вот как грамотно это сделать — должны придумать проектировщики».
На сегодняшний день в Кемерове работает небольшое проектное бюро с лицензией, но, по словам специалистов, у него совсем нет опыта подобной деятельности. Есть компания в Новокузнецке с небольшим опытом. Но в Комитете считают, что идеальный вариант — заказать проект в Томском архитектурно-строительном университете. Впрочем, заказчик, в данном случае ПАО «Кокс», самостоятельно определяет исполнителя.
По словам специалистов Комитета, в настоящее время собственник очистил здание от растений, но почему-то ветки и порубленные деревья не вывез, а свалил внутрь исторического здания. Тем не менее, даже к порушенному объекту удается привозить туристические группы. «Проблема в том, что здание углепогрузки находится в глубине территории опасного производства, поэтому организовать посещение проблематично, но возможно, — говорят в Комитете. — „Кокс“ сотрудничает с администрацией Кемерова и в дни музеев или экскурсовода на осмотр уникального памятника промышленной архитектуры набирают группы, которые организованно, на служебном транспорте, подъезжают к историческому зданию».
Согласно выданному охранному обязательству, ПАО «Кокс» должен завершить все консервационные работы здания углеподготовки коксохимического завода к 1 июня 2025 года. Будем надеется, что уникальный объект промышленной архитектуры удастся сохранить для потомков, больше не привлекая к процессу ни прокуратуру, ни суды.