Новостьот 7 апреля 2022
Социально-экономическое партнерство: кто из угольщиков и как помогает Кузбассу
Социально-экономическое партнерство между региональными властями (читай — кузбассовцами), и угольщиками — важный кирпич в экономике региона. В рамках соглашений строятся и ремонтируются объекты соцкультбыта, жилье, дороги, малоимущие и пенсионеры обеспечиваются льготным углем.
Традиция зародилась в начале 2000-х во времена Тулеева. Подписание важных документов обставлялось торжественно, затем в СМИ широко освещались вначале параметры экономической помощи, которую окажет угольная компания региону, потом сдача всех до единого объектов социальной инфраструктуры, возведенные или отремонтированные на средства угольщиков.
В последние годы подписания соглашений проходят буднично, о параметрах финансирования сообщается скупо. А население интересуется: так ли помогают угольщики региону, как вредят экологии? Поэтому ВашГород решил выяснить у промышленников, как они планируют поддержать Кузбасс, из земли которого черпают свое благосостояние.
Редакция обратилась ко многим угледобывающим компаниям области с просьбой рассказать о параметрах заключенного в 2021 году соглашения и договора на текущий год. Ответы пресс-служб удивили. Кто-то с удовольствием и подробно сообщил о том, что удалось сделать в прошлом году и открыл размер финансирования на текущий год, а кто-то… Но обо всем по порядку.
ООО «МэлТЭК», в который входят три разреза — «Киселевский», «Прокопьевский», «Степановский», ОФ «Прокопьевскуголь», а также недавнее приобретение ООО «Сибэнергоуголь». На предприятиях работает более 3-х тысяч человек. Согласно открытым источникам, в 2021 году выручка компании выросла на 206% до 23,7 млрд. рублей, чистая прибыль — на 298%, до 2,2 млрд. рублей.
Согласно ответу пресс-службы, в 2021 году объем финансирования по соглашению составил 15 млн. рублей: 10 потратили на подготовку ко Дню шахтера, 3 — на «финансирование социально-значимых мероприятий Кузбасса» и 2 миллиона — на новогодние подарки детям-сиротам. Соглашение на текущий год находится на согласовании и подписании, поэтому объем помощи региону пока не известен.
ООО «Новая горная УК» (бывший Сибуглемет). Крупнейшие активы компании — шахты «Большевик» и «Антоновская», две обогатительные фабрики — «Междуреченская» и «Антоновская», АО «Угольная компания Южная», АО «Междуречье». В открытых источниках указаны финансовые показатели компании за кризисный 2020 год: выручка снизилась на 38% до 39,4 млрд. рублей, чистая прибыль, напротив, подросла на 167% до 1,5 млрд. рублей.
А вот как лаконично и без затей ответила редакции пресс-служба бывшего «Сибуглемета» о социально-экономическом партнерстве с Кузбассом.
Пресс-служба Сибирской углепромышленной компании (АО «СУПК») исчерпывающе ответила на вопросы редакции, за что им наш респект. СУПК владеет разрезом «Чернокалтанский». За 2020 год выручка компании выросла на 4% до 1,3 млрд. рублей, прибыль снизилась на 48%, убытки составили 312 млн. рублей.
Тем не менее, в компании сообщили, что выполняют пункты соглашения, заключенного с Новокузнецким муниципальным округом на 2021-22 годы. В рамках ранее подписанных соглашений на средства компании в прошлом году в поселке Тальжино построен новый водовод — это 7 км труб, насосная станция. Общая стоимость проекта составила 30 млн. рублей. Кроме того, на выделенные СУПК 11,5 млн. рублей капитально отремонтирован ДК в Тальжино, произведен ремонт дороги на Осинники и отсыпка дорог на Берензас и Верх-Подобас.
В АО «УК «Кузбассразрезуголь», которое владеет «Талдинским», «Бачатским», «Моховским», «Кедровским», «Краснобродским» и «Калтанским» угольными разрезами, несколькими шахтами и обогатительными фабриками, и которое в 2021 году получило чистую прибыль в 56 млрд. рублей, нам сообщили следующее: «Ответить на ваш запрос о предоставлении данных по выполнению Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве пока не представляется возможным по ряду объективных причин». И приписка «готова поговорить с вами по телефону, начальник управления по связям с общественностью АО «УК «Кузбассразрезуголь» Береснева Л.М».
Заинтригованный, журналист набрал номер телефона, указанный в ответном письме. «Почему нельзя узнать параметры социально-экономического партнерства КРУ и региона? В них есть какая-то коммерческая тайна?», — поинтересовался он у Ларисы Бересневой. «Соглашения не несут никакой особенной тайны, они всегда достаточно публичные и везде эти параметры выдаются, — сообщила руководитель пресс-службы КРУ. — Есть вопросы. которые на современном этапе не позволяют нам раскрывать любые цифры — финансовые, либо производственные. Ну, я думаю, вы понимаете, о чем речь идет…»
Дальше разговор вышел совсем уж непонятный. «А кто у вас сейчас редактор?» «Кристина Ковалева, как и была…» «А Рожков у вас был…» «Рожков?! Никогда в жизни. Игорь — редактор Vse.42». «А… передайте ей мой телефон, пусть позвонит». Звонок завершился, а журналист еще долго находился под впечатлением: руководитель пресс-службы огромного холдинга совсем не ориентируется в крупных местных СМИ, не знает главных редакторов… Ситуация становилась все таинственнее.
Не прояснилась она и после звонка Кристины в пресс-службу КРУ. Лариса пригласила редактора ВашГород «прийти буквально на 15 минут» к ней в компанию. Подтверждались догадки, что Береснева вообще не в курсе, в каких городах располагаются редакции. И так как встреча не смогла состоятся немедленно, руководитель пресс-службы КРУ уточнила, что по телефону не может всего рассказать, но из-за наложенных санкций и спецоперации на Украине компания не дает «никаких цифр». «Чтобы угольная отрасль работала, а люди получали зарплату и все более-менее было стабильно, мы сейчас не можем раскрывать финансовую информацию даже за предыдущие годы», — сказала Лариса Береснева.
Честно говоря, в редакции так и не поняли, почему «Кузбассразрезуголь» не может «давать цифры» — то ли от раскрытия финансовых показателей КРУ может обвалиться/укрепиться угольная отрасль, то ли санкции из-за этого могут расширить, то ли разом деньги появятся/исчезнут в карманах шахтеров. Пикантная деталь: на официальном сайте КРУ сообщается, что холдинг возглавил рейтинг информационной открытости среди угольных компаний.
Кстати, от других угледобывающих компаний мы так и не получили ответы на свои вопросы. Надеемся, что пресс-служба областной администрации предоставит нам соглашения с угледобывающими компаниями за 2021 и 2022 годы и мы сможем ознакомить с ними наших читателей.