Эксперты Независимой газеты уверены, что российское правительство закладывает искажённые показатели инфляции. Цифры Росстата сильно отличаются от реального положения дел, при этом на основе официальных данных многое зависит: индексация пособий и пенсий, зарплат бюджетников
Годовая инфляция в январе составила 2,2% - на столько выросли цены по отношению к январю 2017-го. Однако это не совсем точный показатель. Как сообщил вчера Центробанк (ЦБ) в докладе о динамике потребительских цен, «среднегодовая скользящая инфляция» составила в январе 3,5%.
Речь идет об изменении среднего уровня цен за последние 12 месяцев по отношению к среднему уровню цен за предыдущие 12 месяцев.
То же самое касается итогов 2017-го. В прошлом году инфляция была рекордно низкой, но не настолько, как принято говорить. Чиновники упоминают показатель «декабрь к декабрю», который составил в 2017-м 2,5%. Однако в целом в 2017 году по сравнению с 2016-м инфляция достигала 3,7%. Разница между двумя показателями примерно в полтора раза.
На первый взгляд, такие арифметические упражнения могут показаться бессмысленными. Однако от того, каким методом рассчитывается инфляция, зависит многое, в том числе бюджетные проектировки правительства. Именно к официальному показателю инфляции привязывается индексация зарплат бюджетников, пенсий, пособий
В пресс-службе Минтруда вчера сообщили, что «Росстатом ежегодно в первых числах января до пользователей статистической информации доводится информация о фактической инфляции за прошедший год, которая и является основанием для подготовки решения об индексации страховых пенсий».
Если взять статистику за последние 13 лет, то можно обнаружить, что лишь несколько раз (в 2007-м, 2010-м, 2012-м, 2014-м) показатель инфляции, исчисляемый по схеме «декабрь к декабрю», опережал среднегодовое значение. Все остальное время декабрьский показатель был ниже, и власти ориентировались именно на заниженные данные.
Эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев вчера уточнил «НГ», что «на периоде в несколько лет и тем более десятков лет между показателями почти нет разницы: в целом за 2014-2017 годы цены выросли на 36% по показателю „декабрь к декабрю“ и на 38% по среднегодовым показателям». С этим соглашается доцент Академии при президенте (РАНХиГС) Сергей Хестанов:
«На сколько отклонятся результаты в один период, ровно на столько же они изменятся в обратную сторону в другом периоде. За несколько лет этот эффект взаимоуничтожится».