Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 04 июля 2022

Как помочь ребёнку с двигательными нарушениями и ДЦП: разбираемся в методах реабилитации

Летом хочется забыть обо всех обязанностях и наслаждаться отдыхом с семьёй. Но такой вариант не совсем подходит для семей, где есть дети с особенностями развития.

Если отказаться от реабилитации,  возможен регресс результатов, достигнутых за предыдущий год. Кроме того, летом можно изучить новые методики реабилитации и совместно со специалистами выбрать те, на которые стоит сделать акцент в новом учебном году.

«Опыт показывает, что при отсутствии терапии в летнее время после отпуска ребёнок возвращается с речевыми и моторными проблемами», — делится наблюдениями заведующая отделением неврологии и рефлексотерапии «Реацентра-Кузбасс» Наталья Оликова.

Мы поговорили со специалистами Детского отделения неврологии и рефлексотерапии «Реацентр» в Кемерове.  Здесь уже шестой год помогают детям с различными неврологическими заболеваниями, в том числе с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. Большинство таких пациентов страдают детским церебральным параличом. И не удивительно, ведь он  является самой распространенной причиной детской инвалидности и требует регулярной реабилитации. Однако есть  немало пациентов с другими нарушениями, некоторые из которых можно реабилитировать всего за один-два курса.

Врачи предупреждают, что у каждого ребёнка есть свой потенциал, тот максимум, который ребёнок сможет достичь при занятиях. Например, кто-то сможет научиться говорить, сидеть, ходить, но бегать не сможет, сформируется правильная моторика рук, у кого-то улучшится сон, а у кого-то более оптимистичные прогнозы — это зависит от конкретной ситуации.

Причины ДЦП и других болезней, связанных с нарушением в работе опорно-двигательного аппарата, могут быть разнообразны: патологии беременности, преждевременные роды, травмы при родах, внутриутробные инфекции или болезни сразу после рождения. В результате нервная система ребёнка оказывается повреждена.

Иногда ребёнок долго не может заговорить, и родители подозревают интеллектуальные нарушения, но оказывается, что многие мышцы, включая и язык, слишком напряжены, поэтому ребёнку трудно произносить звуки. Когда снижается тонус с мышц речевого аппарата, речь развивается нормально.

Специалисты «Реацентра Кузбасс» научились реабилитировать детей, облегчая жизнь маленьких пациентов с помощью специальных методик. Поговорим о них подробнее.

Микротоковая рефлексотерапия

Суть этого метода в воздействии малым током на биологически активные точки, которые связаны с мозгом и нервной системой.

«Микротоковая рефлексотерапия улучшает эффективность любых педагогических и физических методов реабилитации. Специалист воздействует и на мышцы, тонизируя или расслабляя их», — комментирует заведующая отделением неврологии и рефлексотерапии «Реацентра Кузбасс», врач невролог-эпилептолог Наталья Оликова.

Так становится меньше патологических установок, улучшается координация движений, походка, моторика. Метод благотворно влияет на развитие речи благодаря стимуляции речевых зон: исправляется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, ребёнок охотнее вступает в контакт с другими людьми.

Бобат-терапия

Этот метод заключается в обучении движениям, которых не хватает ребёнку — ползание, ходьба, перенос веса тела с одной ноги на другую, перевороты и так далее.

«Упражнения подбираем индивидуально под каждого ребёнка, в зависимости от того, какой навык у него заторможен.  Выраженные двигательные нарушения, неправильная осанка, там добиться результата легче и быстрее. Какие-то упражнения дают эффект за два-три месяца, чему –то обучаем родителей, чтобы с ребёнком занимались и дома, особенно это касается иногородних» — рассказала медицинская сестра по массажу, специалист по ЛФК, Бобат-терапевт «Реацентра-Кузбасс» Зоя Пронина.

С любыми двигательными нарушениями нужно работать, но некоторые родители, особенно в тяжёлых случаях, опускают руки, ждут быстрого эффекта. Специалисты предупреждают, что нужно работать долго, выполнять домашние задания. Чем тяжелее нарушения, тем дольше нужны занятия, некоторые даже получают терапию пожизненно.

Войта-терапия

Этот метод помогает запускать нарушенные нервно-мышечные процессы. Он подходит не только для детей с ДЦП, но и при приобретённых расстройствах у детей и взрослых, например, при параличах, атрофии мышц, нарушении функций глотания и так далее.

«Войта-терапия заключается в воздействии на определённые зоны, чтобы реактивировать работу мозга, запускает программу, которая заложена природой, но этому помешало нарушение в развитии мозга. Воздействуем на необходимые зоны в позе лёжа на спине, на боку и других физиологичных положениях тела», — описала занятия врач-педиатр, рефлексотерапевт, Войта-терапевт, специалист по функциональной терапии в педиатрии «Реацентра-Кузбасс» Светлана Виниченко.

Повторения необходимы каждые 4-6 часов, поэтому родителей обучают упражнениям, чтобы они занимались с ребёнком дома.

Функциональная терапия

Это уникальный метод, который подходит для работы даже с самыми маленькими детьми. Перед началом реабилитации для каждого пациента проводят нейродиагностику, чтобы подобрать лечение. Например, родители жалуются, что ребёнок не сидит, но после диагностики видно, что проблема не в тазовом отделе, а в шейном, поэтому простимулировать надо эту зону. Результаты видны практически сразу — специалисты работают над коррекцией сколиоза, восстанавливают функции жевания и глотания, работают с травмами. При этом методе воздействуют не только на саму повреждённую зону, но и на взаимосвязанные участки тела.

«Здесь мы работаем с дисфункциями, мышечным дисбалансом, со связками, фасциями, нормализуем имеющийся мышечный тонус», — пояснила Светлана Виниченко.

Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом помогают восстановить или образовать связи в мозге, улучшить межполушарное взаимодействие, учат ребёнка ориентироваться в пространстве, чувствовать своё тело.

«В этом помогают печатные наглядные пособия и занятия в пространстве лечебного кабинета, в том числе на балансировочных тросиках, с мячами, скакалками, канатами. Ребёнок ходит, ползает, перемещает предметы по неровной поверхности», — рассказала дефектолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции «Реацентра-Кузбасс» Анна Чистякова.

В среднем коррекция в неосложнённых случаях занимает от полугода до 9 месяцев, но важно, чтобы занятия были регулярными и постоянными, тогда получится добиться наилучшего эффекта.

Занятия с логопедом

Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто необходимы занятия с логопедом, так как у таких пациентов наблюдаются затруднения с глотанием, жеванием и говорением. Все эти функции возможно восстановить.

«Для этого выполняем логомассаж, учим координировать движения языка, щёк, губ», — рассказала ведущий логопед «Реацентра-Кузбасс» Елена Зудилова о приёмах работы с пациентами.

Для детей, у которых есть нарушения моторики и речи, лучше начинать занятия с логопедом с трёх лет. Это позволит к школе догнать в развитии сверстников.

За пять лет работы «Реацентр-Кузбасс» собрал все лучшие методики для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые позволяют проводить комплексную реабилитацию юных пациентов.

Детское отделение неврологии и рефлексотерапии ООО «Реацентр-Кузбасс»

г. Кемерово, улица Дзержинского, 14

8 800 2222 602; 8 (3842) 33-01-03; 33-01-13

Сайт reacenter.ru

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.