RSS    Реклама на сайте

Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 21 октября 2019

"Мы не чёрная дыра": почти всё о перспективах электротранспорта в Новокузнецке

97 единиц подвижного состава, 6 маршрутов и 107 километров трамвайных путей, плюс 47 троллейбусов и 7 «рогатых» маршрутов — всё это Новокузнецкое трамвайно-троллейбусное предприятие, которое только за прошлый год перевезло 23 миллиона 300 тысяч пассажиров, при этом являясь банкротом.

И если с троллейбусами ситуация выправляется, (читайте первую часть интервью здесь) то к трамваям остаётся много вопросов, на которые ВашГород.ру постарались ответить директор новокузнецкого МТТП Дмитрий Кузнецов и заместитель директора Единого центра организации пассажирских перевозок Новокузнецка Денис Новохацкий.

ВГ: Начнём с процедуры банкротства. Что с ней происходит? Сколько должны, как платим?

ДК: По планам выйдем из процедуры банкротства к 1 июня 2020 года. На сегодняшний день с марта 2018 выплачено 27 миллионов рублей, осталось ещё 40. Как только перестанем расплачиваться с кредиторами за долги 2014 — 2018 года, полученные средства направим на внешний вид подвижного состава и антураж.

ВГ: Что значит «внешний вид»?

ДК: Попав в непростую ситуацию с банкротством, мы начали изыскивать, как из неё выходить. Для начала оптимизировали штат, сегодня в МТТП работает 1084 человека, раньше было 1480. Мы по-прежнему самое крупное транспортное предприятие Новокузнецка. Дальше встал вопрос подвижного состава. Было принято решение, основной упор сделать на техническое состояние. Положение — не до жиру. О красоте позаботимся, когда выберемся из долговой ямы.

В общем, мы закупили по максимуму запасные детали, восстановили ремонтные цеха и сегодня обслуживаем наш транспорт не хуже, чем на заводе. За техническое состояние мы спокойны.
А вот с внешним видом пока есть проблемы. Хотя и в этом направлении мы работаем. Открыли бокс для покраски нашей техники не валиком как раньше, а пульверизатором.

ДН: Необходимо понимать, что покраска одного трамвая стоит около 60 000 рублей. У нас их 97, то есть, чтобы их раскрасить, хорошо и красиво, нам нужно примерно 6 миллионов рублей! И это речь только о покраске! Не о замене стёкол, ни о салоне речи не идёт.

ДК: Имейте в виду, что 60 000, это косметика на минималке. Ведь для начала нужно проверить кузовное железо, заменить его, если есть необходимость. А это траты на сам метал, плюс сварку, электроэнергию, шпаклёвку, зачистку, грунтовку… И только сделав всё это, можно уже красить.

ВГ: То есть на эстетику махнули рукой?

ДК: Почему? Плановый ремонт никто не отменял. Во время него занимаются не только технической частью, но и, скажем так, визуальной.

В плане техники устанавливаются новые подшипники, валы, шестерни, карданные валы, тяговые двигатели постревизии. В эстетическом — меняем железо на кузове, половое покрытие, обшивку сидений, панели салона. Повторю, всё это делаем сами. Например, 40% трамваев сейчас оборудованы светодиодными лампочками в салоне, у троллейбусов процент выше — 60, а на некоторых и габариты светодиодные.

С одной стороны, это экономия на электроэнергии и расходниках, с другой — техническое улучшение, с третьей — визуал.

ДН: За 2018-2019 годы мы обновили три трамвая. Два полностью перекрасили к 400-летию Новокузнецка, ещё один вот недавно в рамках конкурса «Молодая семья» ребята решили облагородить. Мы согласились. Три трамвая — это более 3% от всего подвижного состава нашего города. Да, у нас нет своих денег на такую работу. Но путём партнёрских отношений мы постепенно облагораживаем вагоны.

ВГ: Вернёмся к деньгам. На что живёт МТТП?

ДК: У нас четыре статьи дохода. Первая: муниципальный заказ. То есть компенсация за машиночасы и перевезённых пассажиров. В год это примерно 368 миллионов 356 тысяч рублей в год. Это наш основной источник.

Вторая: сборы на линии. Именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы на наших трамваях ездили люди.

Третья: непрофильная деятельность. То есть сдача в аренду подвижного состава, разумеется, только с нашим персоналом, опор контактной сети, спецтранспорта, ну рекламных площадей на самих троллейбусах и трамваях.

Четвёртая статья самая сложная: социальные платежи за льготников. В чём проблема? Поданной статье мы получаем в два раза меньше, чем должны! Таким образом, теряя примерно 4-5 миллионов рублей в месяц.

ДН: Стоит понимать, что это не значит что кто-то плохой. Просто по закону единый социальный проездной билет — это 10 поездок в месяц. Кто-то использует пять из них, кто-то гораздо больше. С введением электронных проездных мы можем посчитать количество поездок у каждого человека. Кто-то лимит не превышает, кто-то в разы больше катается. В среднем получается, что каждый льготник в месяц ездит 20 раз, то есть в два раз больше, чем нам компенсируют. Как вы понимаете, мы не можем встать и начать высаживать бабушек и дедушек, потому что они уже израсходовали свои десять поездок. Вот и возим их.

ВГ: С троллейбусами ситуация выправляется, появляются новые машины. А с трамваями, судя по описанной ситуации, подвижек в обновлении состава ждать не стоит?

ДН: Очень сильно ошибаетесь. Как вы уже знаете, до конца ноября в Новокузнецк прибудут 10 московских трамваев.

ВГ: Это понятно, а новых трамваев ждать не стоит?

ДН: Активно работаем в этом направлении. На носу WorldSkills и новые вагоны нам нужны, чтобы не ударить в грязь лицом. Рассматриваем разные схемы приобретения как в лизинг, так и в рамках нацпроектов, например «Чистый воздух».
Вообще, сейчас много программ, включая федеральных, которые позволяют приобрести новые единицы транспорта. Мы планируем, что к середине следующего года приобретём пару новых вагонов.

Сейчас основная загвоздка в том, у кого покупать. Приобрести кота в мешке мы не можем, да и нам не простят. Речь идет о нескольких десятках миллионов рублей, и если покупка в итоге будет гнить под забором. Нас просто не поймут!

Сейчас ездим по производителям, смотрим, что предлагают. В каких условиях идёт производство. Вообще, хотим, чтобы на завод отправился наш представитель, и сборка целиком проходила под его контролем. Это, к слову, не фантастика. Некоторые автозаводы работают только так, аргументируя, что специалисты покупателя машины будут эксплуатировать, и он должен знать, как они устроены.

Неоднозначен и вопрос цены, пытаемся выяснить, почему у разных компаний он отличается, причём на солидные суммы. Стоит понимать, что просто взять и купить самый дешёвый мы не можем, нам нужно качество, а ещё есть федеральный закон №43 о закупках, нормы и акты которого мы должны исполнять.

ВГ: Так какова всё же цена нового вагона?

ДК: В среднем от 30 до 60 миллионов рублей. Зависит от количества секции, кстати, государство предоставляет федеральную субсидию городскому электротранспорту в размере примерно 8 миллионов рублей.

Указанная цена — это полный максимум в комплектации, то есть асинхронный двигатель, низкополность, доступность для людей с ограниченными возможностями, мониторы в салонах, качественный тяговый агрегат, автономность. Последнее на современных трамваях обязательное условие, а не опция. Вагон должен быть с автономным ходом. Пусть метров 150-200, но все современные трамваи умеют самостоятельно проехать место обрыва и продолжить путь. Кстати, ещё одно обязательное условие — это гидравлический тормоз, как на автотранспорте.

ВГ: Это солидный ценник. Оправдывают ли себя такие затраты?

ДК: Многие говорят: «Давайте на эти деньги купим лучше десяток автобусов!». Отвечаю, а давайте пару сотен телег? Их же еще больше получится, чего мелочиться?! ПАЗы, при всём уважении, это транспорт для сельской территории, а не крупного города.

ВГ: Как-то вы жёстко с автобусами!

ДК: Да просто городской электротранспорт — это отличительная черта современного, развивающегося крупного города! Хотите превратиться в село? Окей, пересаживаемся на автобусы или, как предлагаю, телеги.

Трамвай самый экологичный вид транспорта, что сейчас важно, и самый удобный при наличии выделенных линий, а у нас они есть! Я сам езжу на трамваях. Потому, что сел и уверен, что доеду до пункта назначения — не мятый, без оттоптанных ног и чистый! Но нет, набьёмся, как селедки в бочку, в ПАЗик и поедем, стеная о несправедливости мира!
Кстати, а что делать с трафиком? Сегодня в часы пик худо-бедно ездим, а лет через 10? Будем, как в Москве? 2 километра за 40 минут? Будущее за электротранспортом!

ВГ: Это всё хорошо, но как состояние путей, так и развитие системы, по мнению многих горожан, оставляет желать лучшего.

ДК: У нас 107 километров путей из них 30 процентов в ненормативном состоянии. То есть не критично, но отремонтировать нужно. В общем, проблема с катастрофическим состоянием рельсов надумана с подачи ваших же коллег.
Проблема с теми самыми выделенными линиями, они есть, но пересекаются автотранспортом каждый километр. В итоге, две машины столкнулись и всё. Вся линия стоит, пока господа автомобилисты не разъедутся. А наша специфика такая, что объехать аварию мы не можем.
Вот, например, 3 октября — за день в городе два простоя и не по вине технического состояния, как думают многие, а из-за ДТП. Один простой 18 минут, второй 15, общее время простоя всех вагонов более 10 часов. Потому что встал один, следом и остальные! Моё мнение, машин на рельсах быть вообще не должно! Более того, трамваю должен везде разрешающий сигнал светофора, то есть сели и поехали!

И изначально так и планировалось. Коммунисты ведь не дураки были, именно поэтому разрабатывая транспортную карту, закладывали трамваи во всех районах города! Хотели соединить Ильинку с Запсибом. Хотели сделать единую систему, соединив Заводской район с Центральным. Но там уже технические трудности возникли, и от проекта остались только рельсы на заводском мосту.

Главное, что сейчас в обеспечении трамвайным сообщением всего города мы работаем, хотим возобновить закрытые из-за развала Союза проекты.

ВГ: То есть трамваю в городе быть?

ДК: Это зависит от общественного мнения. Мы готовы работать, как я уже и говорил, сейчас в НТТП работают одни фанаты электротранспорта! Каждый из них выполняет работу за двух, и получает не самые большие деньги. Максимум на что может рассчитывать вагоновожатый — 27 000 рублей.

А настроение людей во многом зависит от публикации в СМИ! И если вы с коллегами перестанете нагнетать, то трамвай будет! Я уверен, что сегодня большинство горожан за трамвай. Как будет завтра, не знаю! Нас начали называть «чёрной дырой», а ситуация за последние годы изменилась в лучшую сторону кардинально!

Мы чётко соблюдаем график за исключением форс-мажоров в виде ДТП, у нас нормальное техническое состояние подвижного состава, благодаря чему на линии всегда то количество трамваев, которое должно быть. У нас всё нормально!

ДН: Тут вся проблема, с чем сравнивать. Вот мы получаем подержанные трамваи из Москвы. Почему? Да потому что кроме Москвы по всей стране электротранспорт находится в крайне плачевном состоянии. Даже Санкт-Петербург, где не будем отрицать, состояние рельсов в целом лучше, проблему подвижного состава только начали решать. А так там двигаются такие же дребезжащие вагоны, как и у нас.

Две столицы, по сути, два светлых пятна на карте России в плане электротранспорта как отрасли. Мы были в Челябинске, там ужас. В Саратове ещё хуже. В Твери на днях, вообще, закрыли трамвайное движение. У нас плохо? Да вы просто не знаете, что такое плохо!

ВГ: В будущее смотрим с оптимизмом?

ДК: Да! Выйдем из процедуры банкротства, капитально начнём заниматься лоском подвижного состава. Те самые средства, что платим сейчас кредиторам, на это и пустим. Московские трамваи позволят сэкономить, так как они потребляют меньше энергии, эти деньги тоже на лоск. Штат впервые за годы мы начали добирать. С рельсами вопрос решаемый! Да, всё упирается в деньги, но тут мы не властны. Все зависит от того, будут ли новокузнечане пользоваться нашими услугами.

ВашГород.ру
Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.

Читайте также: