RSS    Реклама на сайте

Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 29 января 2020

Чем знаменит автомобиль Курако и первое ДТП в Сталинске

29 января празднуется День изобретения автомобиля. В этот день немецкий инженер Карл Бенц запатентовал прадедушку современных машин. Это было в 1886 году.

Однако достаточно долго изобретение не пользовалось популярностью. А до сибирского городка Кузнецка автомобили и вовсе дошли почти через три десятилетия.

ВашГород.ру совместно с Новокузнецким краеведческим музеем и старшим научным сотрудником Алексеем Сорокиным подготовил материал об автомобилях в Кузнецке и Сталинске. Основой для публикации послужили научные изыскания замдиректора музея Петра Лизогуба.

Автомобиль, принадлежавший Кузнецкстрою, 1929 год

Первый легковой автомобиль

Первые упоминания о появлении в Кузнецке «безлошадного экипажа» датируются 1918 годом. Сохранилось всего несколько воспоминаний. Одно из самых любопытных — рассказ бывшего жителя деревни Бедарево Леонида Васильевича Лоншакова, дед которого держал паром через Томь во время Первой мировой войны.

«В годы войны через реку Томь на пароме как-то проезжал впервые на автомобиле инженер Курако. Это было сенсацией для всех жителей деревни. Увидев автомобиль, некоторые кричали: „Смотрите, телега едет без лошади!“. И как нарочно, ещё до подъезда к парому в самой деревне посреди лужи грязи машина застряла. Курако попросил мужиков принести верёвки, зацепили ими машину и вытянули её из грязи», — говорится в статье.

Михаил Константинович Курако в это время был руководителем Южной группы акционерного общества «Копикуз» и от организации ему был выделен автомобиль с личным шофёром. Это и был первый автомобиль будущего Новокузнецка.

Первый грузовой автомобиль

В 1926 году в Кузнецке открыла своё отделение контора «Тельбессбюро», которая занималась созданием металлургического завода на кузбасских углях. В октябре 1927 года в Кузнецк привезли американский легковой автомобиль «Додж» и импортный пятитонный грузовик. Причём доставить чудо техники было непросто. Так, под тяжестью грузовика обвалились мосты в двух деревнях.

Количество автомобилей стало более стремительно расти только с началом Кузнецкстроя. Сохранилась фотография 1929 года, на которой изображены пять грузовиков, которые заняты на погрузке песка при разработке песочно-галечного карьера. Он строился для нужд КМК. Это была уже не иностранная техника, а отечественная. АМО Ф-15 — первые советские грузовые автомобили.

Городской транспорт

Кстати, эти же грузовики выполняли и роль автобусов, перевозя людей на площадке Кузнецкстроя. Для перевозки пассажиров им нарастили борта, пристроили лестницу и в кузове сделали скамейки. В городе было сначала три таких «автобуса», а потом шесть.

Автобусная остановка, 1930 год

«По тарифу, утверждённому Сталинским горсоветом 27 июля 1933 года, проезд от заводоуправления КМК до вокзала стоил 35 коп., столько же стоило добраться от КМК до „Коммунара“ (он тогда ещё строился), а вот поездка до Редаково или до Кузнецка всё от того же заводоуправления стоила полтинник. Бывшим красногвардейцам и красным партизанам предоставлялась скидка в половину стоимости проезда», — рассказывает историк.

Сначала действовало шесть маршрутов, но рейсы периодически отменялись из-за поломок техники. В 1933 году был запущен первый в Сибири трамвай и появились первые крытые автобусы. Количество перевезённых пассажиров резко возросло, причём в первую очередь благодаря рельсовому транспорту. Автобус запустили на первый пригородный маршрут — «Соцгород — Таргай». Проезд до открытого там дома отдыха стоил уже 7 рублей.

Верхняя Колония, 1930-е годы

Автомобиль в награду

По данным, опубликованным в ноябре 1933 года, в Сталинске числилось 390 автомобилей. Подавляющее большинство было грузовыми. Легковые автомобили были служебными, купить их было невозможно. Однако машину можно было получить в награду. И среди жителей города были такие счастливцы.

В постановлении Сталинского горсовета «О премировании рабочих, ИТР и общественных работников в связи с пуском трамвая» от 29 ноября 1933 года сообщается, что председателю горсовета товарищу Алфееву решено выделить мотоцикл, а товарищу Кронику — автомобиль.

«Яков Кроник — ныне практически забытая фигура в истории комбината, а также города, был далеко не рядовым работником. К 1933 году он занимал место заместителя самого С.М. Франкфурта, подписывал приказы по КМК в его отсутствие, а до этого возглавлял строительство Соцгорода (ныне старого центра Новокузнецка, что ему, кстати, вменили в вину на следствии — ну вы знаете эту историю о том, что буржуазный архитектор Май напроектировал „безобразие“, а Кроник это безобразие, стало быть, осуществлял на практике), другие ответственные участки. После ареста в 1937 году его следы теряются. Но автомобиль Яков Абрамович успел получить, став одним из первых владельцев личного авто», — говорится в статье.

Первое ДТП

27 сентября 1935 года было зафиксировано первое ДТП со смертельным исходом. Как значится в документах, пассажир автобуса погиб «в результате ухарства и явного игнорирования правил уличного движения со стороны шофёра» этого же автобуса. В документе при разборе этого дела приводится свод ПДД, который действовал в то время. Так, скорость ограничивалась 20-30 километрами в час. А в постановлении горисполкома «О правилах уличного движения» от 27 апреля 1943 года отдельно значился пункт о том, что никто, в том числе руководители предприятий и учреждений, не могут заставлять водителей нарушать правила.

Автобус на Кирова, 5, 1937 год

Бензин

Бензин был изобретён в 1825 году, то есть за 61 год до изобретения автомобиля. Но продавался он изначально в аптеках. Чтобы доехать из Мангейма в Пфорцгейм вместе с детьми, супруга Карла Бенца по дороге скупила все аптеки, а также одолжила запасы одного из врачей. Однако это был совсем иной бензин, чем сейчас. Устройство автомобилей начала ХХ века и ограничения скорости до 30 километров в час позволяли ездить на бензине с очень низким октановым числом, кроме того, в топливо добавляли спирт. Конечно, как и развитие автотранспорта, система заправок в Сибири развивалась медленнее, чем на европейских территориях.

Интересно, что по данным Автостата, в Сибири до сих пор достаточно низкая обеспеченность автомобилями по сравнению с многими другими регионами страны.

«В России на тысячу жителей в среднем приходится 306 легковых автомобилей. В Сибири же этот показатель равен 293. Для сравнения, в соседнем Урале — 320, а на Дальнем Востоке — 308. Однако тенденция последних лет показывает, что ситуация будет выравниваться, Сибирь имеет большой потенциал. Покупательский спрос на автомобили благодаря Государственной поддержке и программам автокредитования с каждым годом растет. Сегодня два транспортных средства в семье — это уже не роскошь, а всего лишь средство передвижения», — рассказал Михаил Куницкий, Генеральный директор автосалона «Арена Моторс» — официального дилера ŠKODA в Новокузнецке.

Однако постепенно происходят как изменения с количеством автомобилей, так и с качеством бензина. Так, в конце ХХ века в автозаправках Новокузнецка ещё вполне можно заправиться 76-м или 80-м бензином. АИ-95 тогда считался уделом обладателей особо требовательных к топливу автомобилей, а 98-й и вовсе воспринимался элитарным.

«Сегодня ситуация изменилась — на АЗС Новокузнецка появились бензины и дизель с улучшенными характеристиками. В такое топливо добавляются специальные присадки и моющие компоненты, которые удаляют отложения, препятствуют образованию нагара, увеличивают мощность двигателя и разгонную динамику. Появляются и современные высокооктановые бензины, например — с октановым числом 100. Повышенный „октан“ не только полнее раскрывает потенциал современных моторов, но и предохраняет их от детонации при езде с повышенной нагрузкой. В перспективе традиционная автомобильная отрасль будет все больше ориентироваться именно на высокооктановое топливо, которое также будет все более технологичным», — отметила Надежда Токарева, руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Кемеровской области.

Таким образом, сложно поверить, что всего 102 года назад жители Новокузнецка увидели первый автомобиль. А 85 лет назад в городе практически не было личных автомобилей.

ВашГород.ру
Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.

Читайте также: