RSS    Реклама на сайте

Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 02 сентября 2020

Письмо в редакцию: почему неспокойно в НФИ КемГУ

В редакцию ВашГород.ру пришло письмо от читателей, которые встревожены ситуацией, возникшей на одном из факультетов НФИ КемГУ. Публикуем письмо без изменений.

Курс на уничтожение: проблемы современной вузовской подготовки учителей-филологов в городе Новокузнецке

Ни для кого не секрет, что Новокузнецк всегда славился качественной подготовкой педагогических кадров. С тех пор прошло уже много времени, и некогда известная Кузбасская государственная педагогическая академия уже более пяти лет существует в структуре Новокузнецкого института (филиала) КемГУ. За эти годы структура бывшей КузГПА претерпела значительные изменения: объединялись и разъединялись факультеты, соединялись кафедры, сокращались преподавательские и административные ставки и т. д. Однако 2019-20-й уч. год стал невыносимым для коллектива нынешней кафедры русского языка и литературы, существующей на базе современного факультета филологии НФИ КемГУ.

В 2019 году с поста заведующей кафедрой сняли профессора, доктора пед. наук, известного в России и за рубежом ученого Г. Б. Вершинину. Для Кузбасса имя этого человека знакомо не понаслышке. На счету Галины Борисовны тысячи успешных выпускников, которые блестяще трудятся в школах и институтах области и страны; создание в 1996 году специализированной методической кафедры, когда Галина Борисовна вернулась в Новокузнецк самым молодым в пед. институте доктором наук. До 2019 года, несмотря на радикальные изменения, кафедра под разными названиями продолжала плодотворную работу под руководством именно этого человека и входила в десятку лучших, по разным показателям, кафедр вуза.

До объединения с НФИ КемГУ при кафедре была аспирантура. Галина Борисовна подготовила 25 кандидатов пед. наук. С объединением вузов данную аспирантуру закрыли, но кафедра продолжала плодотворно работать на благо высшего образования города, качественно реализуя направление вузовской подготовки современных учителей-филологов. Силами объединенного коллектива кафедра активно осуществляла учебную, научную, профориентационную, культурно-просветительскую и организационно-методическую работу. Ежегодно кафедрой проводились две-три научно-практические конференции, что позволяло усилить связи новокузнецкого пед. сообщества с крупными научными центрами России и зарубежья, Региональные и Всероссийские студенческие олимпиады, конкурсы художественного чтения, областные школьные олимпиады по русскому языку и литературе, журналистские форумы. Кафедра принимала активное участие в Грантовых конкурсах, издавала сборники научных трудов и учебно-методические пособия преподавателей, принимала участие в написании статей, рекомендованных к изданию Высшей аттестационной комиссией.

Ни одно профориентационное мероприятие вуза или факультета не обходилось без активного участия сотрудников кафедры, причем мастер-классы преподавателей, по мнению будущих абитуриентов, с известным постоянством были одними из самых интересных в вузе. Студенты факультета при поддержке кафедры и лично Галины Борисовны активно занимались внеучебной деятельностью: играли в студенческом театре-студии «Ваганты», публиковались в вузовской студенческой газете «Точка», принимали участие в организации Всероссийских и Международных конференций, олимпиад, профориентационных мероприятий. И все это делалось под чутким руководством зав. кафедрой, которая стала идейным вдохновителем почти всех форм активности, которые реализовывались на факультете русского языка и литературы, а далее — на историко-филологическом факультете и факультете филологии.

Но… настал 2019 год, и планы кафедры рухнули из-за неожиданного известия о новом заведующем, который только по формальным показателям подходил под обновленные требования к кандидатуре руководителя подразделения. На счету нового «руководителя» не было ни аспирантов, ни управленческого опыта, ни связей с известными педагогическими сообществами, ни участия в важных для заведующего кафедрой научных мероприятиях, ни концептуальных для развития научно-методического объединения идей, которые были бы признаны российской и мировой общественностью. Однако лишь один формальный признак (наличие диплома о научном звании) позволил нашему руководству рекомендовать этого человека, без учета неоспоримых заслуг и многолетнего стажа управленческой работы (более 23 лет) предыдущего руководителя, на должность заведующего. Процедура выборов названной кандидатуры заслуживает отдельного комментария, но сейчас не об этом.

1 сентября 2019 года новый заведующий возглавил кафедру русского языка и литературы, придя на полноставочную должность доцента без переданной на кафедру ставки часов под нового сотрудника. На кафедре на тот момент работали 13 человек, у которых была неполная загруженность по часам. Конкурса на замещение вакантной должности доцента объявлено не было, так как нагрузки для 14-го человека тоже не было. Новый заведующий забрал часть нагрузки у работающих на кафедре преподавателей, лишив их части часов, а следовательно, ставок и зарплаты. Нагрузка, которая традиционно сообщается работающим преподавателям до начала нового учебного года, на последнем заседании кафедры, была непонятным образом изменена под нового сотрудника уже в сентябре 2019 года.

Особого внимания заслуживает деятельность нового заведующего в течение 2019-2020 уч. года. Традиции кафедры, формировавшиеся десятилетиями, были разрушены полностью: не были проведены традиционные для кафедры мероприятия, была остановлена профориентационная и культурно-массовая работа; новых для реализации идей не было предложено вовсе. И ровно через год новоиспеченный заведующий «бросает» кафедру в сложный момент, в период подготовки к аккредитации, и уезжает в другой город. Об этом сотрудники кафедры были уведомлены 2 июля 2020 года.

Однако случайным образом уже 24 августа, без согласования с преподавателями кафедры и своевременного уведомления сотрудников, стало известно, что на должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой уже планируется назначить человека, который пришел в вуз со стороны, будучи обычным школьным учителем, без управленческого опыта работы, должного научного фундамента и знания вузовских стандартов подготовки современного учителя русского языка и литературы. За спиной будущего заведующего (а именно так, без проведения выборов, деканат уже представил его персоналу факультета и сотрудникам вуза) лишь несколько научных статей и несколько лет работы в вузе на мизерную ставочную нагрузку: работа в институте осуществлялась около 10 лет назад в рамках 0,1 — 0,25 ставок. Более того, новый претендент на заведование кафедрой официально избирается якобы на вакантную должность доцента, и вуз обязан обеспечить его полноставочной нагрузкой, и это с учетом того, что сотрудники кафедры, проработавшие в вузе от 13 до 35 лет, не нагружены необходимыми часами до ставки. Резюмируя, следует сказать, что администрацией вуза был объявлен конкурс на полноставочную должность доцента в период отпуска всех сотрудников кафедры (с 14 июля по 13 августа; соответствующий приказ есть на сайте вуза) и без уведомления их о том, что на кафедру принимается новый человек под не существующую для него нагрузку. Напомним, что для предыдущего «перспективного» заведующего отдельной ставки выделено не было и нагрузка была варварским образом «отобрана» у опытных сотрудников кафедры. Сегодня же эту отобранную, «собранную по кусочкам» нагрузку пытаются отдать неопытному человеку. Уже сейчас данному «преподавателю», по ее личному желанию, отданы учебные курсы, которые новый сотрудник, не знающий содержания вузовских дисциплин и не имеющий опыта современной вузовской работы, не сможет вести качественно, одновременно исполняя обязанности заведующего кафедрой (для администрации факультета этот вопрос уже решенный). В итоге, ведущие дисциплины, которые успешно реализовывались опытными педагогами кафедры, отданы под неопытного и уже практически избранного «доцента», фамилия которого еще до проведения выборов уже стоит в расписании занятий.

Также отметим, что выборы на должность доцента кафедры осуществляются поэтапно: сначала ЗА или ПРОТИВ кандидатуры человека голосуют сотрудники кафедры, а затем за эту же кандидатуру голосует совет факультета. Самое интересное в этом то, что «голос» кафедры имеет только рекомендательное значение, а итоговое решение будет принимать именно совет факультета, в состав которого на сегодняшний день входят в основном преподаватели бывшего факультета иностранных языков. В новый объединенный совет от бывшего факультета русского языка и литературы входит только один человек, поддерживающий на данный момент новую кандидатуру в связи с трогательной и многолетней дружбой с ней. Таким образом, состав совета нынешнего факультета филологии не является паритетным, так как мнение преподавателей, реализующих образовательные программы других профилей, там не учитывается. А это значит, что, независимо от мнения кафедры, кандидатура нового человека будет избрана (!!!) советом факультета, о чем смело администрация факультета и заявляет, говоря, что от мнения компетентной кафедры ничего не зависит. Видимо, это мнение может выразить только 1 человек, который «дружит» с администрацией факультета филологии. А ведь на кафедре есть и другие достойные кандидатуры, которые могли бы не только блестяще продолжить работу со студентами, но и возглавить кафедру.

Подводя итог, хочется отметить, что очевидный курс на разрушение кафедры был принят уже давно. Сначала кафедре, осуществляющей подготовку УЧИТЕЛЕЙ, изменили название, не включив в него методическую подготовку педагогических кадров, а оставив только предмет словесности; затем убрали блестящего руководителя, которого могли бы провести по конкурсу как исполняющего обязанности хотя бы на год, чтобы позволить ему оформить документ, который и стал основанием для того, чтобы этого руководителя убрать; потом назначили абсолютно некомпетентного в руководящей должности человека, сводящего счеты с неугодными ему сотрудниками и не исполняющего должным образом свои обязанности, а затем и вовсе пригласили на должность доцента, а также будущего заведующего кафедрой человека, всю жизнь проработавшего в школе и совершенно не знающего того, чем живет современный педагогический вуз и вуз в целом. Как следствие, блестящие преподаватели остаются без нагрузки, а за их дисциплины принимается педагог, не имеющий представления о содержании вузовских учебных курсов. О том, насколько качественно будут готовиться будущие учителя русского языка и литературы, можно смело порассуждать. А ведь именно сейчас в школы города Новокузнецка и области требуется огромное количество учителей-филологов.

Очень хотелось бы, чтобы руководство вуза услышало беспокойство коллег и педагогической общественности города и приняло правильное решение.

Неравнодушные и обеспокоенные судьбой кафедры…

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.

Читайте также: