RSS    Реклама на сайте

Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 31 октября 2020

Зона экологического бедствия – Кузбасс, или Незакрытые углепогрузки

В октябре Минтрансом РФ внесены изменения в правила оказания услуг по перевалке грузов (угля) в морских портах. Предполагается, что закрытая углепогрузка снизит негативное воздействие на экологию в районах портовой перевалки, заставит стивидорные компании применять современные технологии пылеподавления, сооружать вокруг перевалочных станций защитные экраны и санитарно-защитные зоны.

В Кузбассе, как нигде в России, знают об экологическом ущербе, который наносит природе открытая погрузка и перевозка угля. Пыльными «хвостами» обложены населенные пункты, соседствующие с железнодорожными углепогрузками. Толстый слой угольной пыли покрывает жилища кузбассовцев, огороды, поля и деревья, смывается дождями и тающими снегами, а затем попадает в водоемы. Местные жители не только дышат угольной пылью, с водой и пищей она попадает в организмы, что повышает риски серьезных последствий для здоровья. Угольная взвесь не выводится из легких, что приводит к антракозу, поражению органа.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв не единожды заявлял о том, что углепогрузки необходимо привести в соответствие с современными экологическими требованиями, а те, что не могут следовать стандартам, — закрыть. В марте прошлого года, после инспекционных поездок по югу области, губернатор заявил, что будет бороться с незаконными сортировочно-погрузочными узлами в железнодорожных тупиках, действующих в границах населенных пунктов. После рейда в Прокопьевском и Новокузнецком районах выявили 24 железнодорожных тупика, которые использовались компаниями как склады для сортировки и погрузки угля в жд составы, а перевозка топлива до них осуществлялась по дорогам общего пользования.

«Деятельность таких площадок не соответствует экологическим нормам, тем не менее мы должны получить официальную правовую оценку работы углепогрузочных станций. Только после этого будем предпринимать конкретные шаги. Но наша позиция однозначна — производство, наносящее вред экологии, дорожному хозяйству, невыгодно экономике Кузбасса и должно быть закрыто», — подчеркнул после рейда Цивилёв.

Похоже, «правовая оценка» идёт до сих пор. Углепогрузки как пылили рядом с домами кузбассовцев, так и продолжают это делать до сих пор, а тонары по-прежнему перевозят сырье по дорогам общего пользования, бок о бок с пассажирским транспортом и школьными автобусами. Пылеподавляющие системы применяются только на крупных железнодорожных терминалах, например, как на станции Ерунаково, хотя и там не всё благополучно с разносом угольной взвеси по окрестностям, говорят местные.

Когда смотришь в разные стороны…

Губернатор и угольные компании в один голос уверяют жителей Кузбасса, как они озабочены охраной природы региона. «Мы считаем, что угольная отрасль не наносит ущерб экологии, а внедряет и использует технологии, которые позволяют сохранять окружающую среду, и повышают свою экономическую эффективность», — заявил в прошлом году Цивилёв.

«В соответствии со стратегией «Чистый уголь — зелёный Кузбасс» в нашем регионе ведется планомерная работа по минимизации воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности на ж/д углепогрузочных станциях. ООО «Разрез «Берёзовский» в полной мере поддерживает данную тенденцию и на протяжении всего периода эксплуатации реализует всесторонние мероприятия по обеспечению экологической безопасности в районе углепогрузочной станции, а именно: эксплуатируется крытый склад готовой продукции; сформирована и функционирует система активного пылеподавления с применением установок для генерации «водяного тумана», узел углепогрузки закрыт, установлена и постоянно модернизируется высокоэффективная система аспирации, готовая продукция в ж/д вагонах обрабатывается специальными составами для исключения пыления», — сообщили на разрезе «Березовский».

«Стратегические приоритеты СУЭК в области охраны окружающей среды взаимосвязаны с Целями устойчивого развития ООН (!), разработанной с учетом требований законодательства, — подчеркнули в АО „СУЭК-Кузбасс“. — Основными (…) природоохранными проектами (…) являются (…) техническое перевооружение аспирационных систем, пылеподавление».

На днях организация «Экозащита!» выпустила доклад «Гонка по нисходящей» о негативных последствиях угледобычи для природы и здоровья населения Кузбасса. В частности, в документе отмечается, что в прошлом году предприятия области выбросили в атмосферу 1,760 млн тонн загрязняющих веществ. Общая масса выбросов от угледобывающих предприятий за 15 лет выросла почти вдвое — с 591 тыс. тонн до 1147 тыс. тонн. С 2010 по 2017 год удельная площадь нарушенных земель в Кузбассе увеличилась с 7,8 га до 16,4 га на миллион тонн добытого угля.

На одного жителя Кузбасса в среднем приходится 662 кг загрязняющих веществ в год. За последние пять лет объем выбросов от стационарных источников увеличился на 167 кг. Для сравнения, в 2018 году общероссийский показатель составлял 220 кг загрязнений на человека.

В 2018 году в регионе образовалось 3,6 млрд тонн отходов, почти половина из 7,3 млрд тонн с территории всей страны. Из них 99% - отходы угледобычи. В 2010 году общий объем отходов угледобывающей отрасли Кузбасса составил 1,8 млрд тонн, в 2019 году — уже 3,8 млрд тонн.

В прошлом году смертность по области была на 16% выше, чем в среднем по России (1228,1 против 1425,7 на 100 тыс. человек). С начала 2000-х заметно увеличилась смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения — с 208,94 в 2003 году до 240,8 в 2019 году. Смертность от болезней органов дыхания почти 30 лет значительно превышает общероссийский уровень: 75,95 на 100 тыс. населения в Кузбассе против 58,98 по России. Ожидаемая продолжительность жизни кузбассовцев при рождении с 1990 по 2018 годы составляет в среднем на 3,14 года меньше, чем в целом по России.

От Апанаса до Канады

Пример жителей Черемзы, которые в упорном противостоянии с угольщиками отстояли своё право дышать чистым воздухом и добились отсрочки строительства углепогрузочной станции, даёт надежду тем, кто борется с кузбасским экологическим беспределом. Это не первое противостояние жителей Кузбасса и угледобывающих компаний. В 2019 году жители посёлков Апанас и Алексеевка блокировали дорогу «Новокузнецк — Костёнково», чтобы спасти её от взрывов угольщиков. А жители Киселёвска, доведенные до отчаяния экологической ситуацией, попросили убежища у властей Канады.

Редакция ВашГород.ру отправила запрос в правительство Кузбасса с просьбой сообщить, какие углепогрузочные пункты закрыты в 2019—2020 годах, а также прокомментировать, почему оценка экологического состояния региона, подготовленная экоактивистами на основании официальных данных, идет вразрез с оценками властей и угольных компаний.

Владислав Понкратов

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.

Читайте также: