RSS    Реклама на сайте

Реклама



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 января 2021

«Трупы на рельсах – это страшно»

Скоро в кабинах новокузнецких электричек мы увидим представительниц прекрасного пола. Две очаровательные женщины прошли обучение в Свердловском учебном центре профессиональных квалификаций, успешно сдали экзамены и теперь приняты на работу в Новокузнецкое мотор-вагонное депо на должность «помощник машиниста электропоезда».

Все началось три года назад, когда 2018-й был объявлен в РЖД Годом улучшения условий труда и производственного быта вообще и Годом улучшения условий труда женщин в частности. Тогда в компании начал свою работу Координационный совет по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин. Его первой задачей стало изучение потребностей женского персонала, которые составляют 32% от общей численности сотрудников. В частности рассматривались вопросы пересмотра профессий, доступных для женщин.

Время движется вперед, совершенствуется техника, улучшаются условия труда, а список профессий, запрещенных для женщин, не менялся с 28 февраля 2000 года. В тот день постановлением Правительства РФ № 162 был утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Разумеется, запреты были обоснованы вредными факторами, в частности вибрацией локомотивов. Но с тех появился более современный подвижной состав, в том числе новые электропоезда, которые мы увидели летом на наших маршрутах. Фактически, многие запреты перестали быть актуальны и возникли вопросы дискриминации.

После тщательного изучения проблемы Минтруда издал приказ «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин». Теперь из 456 запрещенных профессий осталось всего 100.

Новокузнецкое мотор-вагонное депо не осталось в стороне, и весной прошлого года был объявлен конкурс на замещение должности помощник машиниста электропоезда именно среди женщин.

«Отбор был очень серьезный, без скидок на слабый пол. Всё-таки работа очень ответственная, за спиной сотни человеческих жизней. Сначала нужно было пройти психофизиологическое обследование, которое включает в себя динамический контроль функционального состояния и даёт оценку психологической совместимости работников, а также демонстрирует психологическую устойчивость. А затем — медицинское освидетельствование, отсеивающее всех, кроме обладателей отменного здоровья», — рассказывает начальник моторвагонного депо Новокузнецка Сергей Викторович Карасев.

В результате до финала дошли двое: Татьяна Тимофеева и Виктория Елецкая. У обеих мужья работают на железной дороге, а Вика вообще из семьи потомственных железнодорожников, можно сказать — продолжатель династии.

«Учиться было сложно, необходимо было освоить физику, электричество, другие предметы. Мужчинам как-то легче даются точные науки, а мне пришлось и по вечерам посидеть за учебниками. Обучение проходило в дистанционном режиме: на мониторе преподаватель и вся группа. Из-за разницы в часовых поясах мой рабочий день заканчивался ближе к вечеру, но сложнее было студентам из Москвы, у которых занятия начинались в 6 утра», — рассказывает Татьяна.

«А мне пришлось сдавать экзамены вместе с двухлетней дочкой, не с кем было её оставить. Преподаватели, конечно, немного удивились, когда увидели на своих мониторах нас двоих, а что делать? Конечно, сосредоточиться было непросто, но я весь курс училась старательно, так что экзамены сдала успешно. А иначе нельзя, потому что помощник должен знать и уметь всё, что знает и умеет машинист. Кстати, для этого мы учились и управлять электропоездом на специальном тренажере», — вспоминает Виктория.

На самом деле работа помощника машиниста очень ответственная и физически нелёгкая: нужно следить за сигналами, дублировать их, контролировать вход-выход пассажиров, отвечать на вопросы, разбираться с претензиями. И вот так вся поездка на ногах, присесть удается на 1-2 минуты, не больше.

Но самое трудное в этой профессии даже не предельная концентрация внимания и не «выстойка» на ногах. Самое трудное, а точнее — самое страшное — это возможные чрезвычайные ситуации, которые автомобилисты называют ДТП, а железнодорожники — происшествия. К сожалению, на железной дороге случаются наезды не только на машины и животных, но и на людей. А согласно регламенту, машинист передает диспетчеру сведения о происшествии и останавливает состав, а помощник освобождает путь. То есть убирает трупы с рельсов. Конечно, при необходимости выходит и машинист, но вид изувеченного тела — это очень серьезное испытание для психики.

Кстати, во время прохождения практики одна из девушек уже пережила несколько ужасных минут, когда увидела на путях молодого человека, который не собирался уступать дорогу поезду. Лишь после серии мощных гудков он обернулся и буквально на последних метрах отпрыгнул в сторону. Татьяна успела лишь разглядеть наушники, из-за которых едва не случилась очередная трагедия.

Сейчас девушки оформляются на работу, сдают очередные экзамены, необходимые при поступлении, а через некоторое время выйдут на стажировку третьим лицом. То есть в кабине будет машинист, помощник и стажер. А потом опять экзамены и допуск к самостоятельной работе.

Так что не удивляйтесь, если в электричке после нажатия кнопки «связь с машинистом» вам ответит нежный женский голос.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.

Читайте также: