Экологи бьют тревогу: Кузбасс может потерять уникальный природный источник минеральной воды «Терсинка». Причина банальна — отсутствие взаимодействия власти, природоохранных организаций, бизнеса и общественности.
За территорию месторождения минеральной воды идет неравная борьба между угольной компанией «Новомакт» и защитниками минерального водоисточника. Пока побеждает угольная компания, которая агрессивно, как считают многие, вторгается на правобережье Томи, разрабатывает предгорную зону Кузнецкого Алатау и вплотную продвигается к границам заповедника.
«Последствия разрушения предгорно-таежной зоны Кузнецкого Алатау сгенерируют формирование уже не локальной экологической катастрофы. Западные склоны Кузнецкого Алатау являются областью формирования стока единственных не нарушенных на территории области малых рек с водой природного качества. В балансе годового стока правобережные притоки обеспечивают до 75% запаса водных масс р. Томи в меженый период. Нарушение лесных массивов и почвенно-растительного покрова этих природных комплексов приведет к существенному изменению гидрологического и гидрохимического режима р. Томи и еще больше ограничит и без того скудное водоснабжение всех городов и поселков бассейна реки Томи как в Кемеровской и Томской областей», — предупреждает эколог, член регионального штаба ОНФ Андрей Егоров.
Тем временем, областные власти, громко декларируя обеспокоенность судьбой «Терсинки», к тому же, обладая мощным административным и природоохранным ресурсами, на деле никак не помогают защите источника, считают активисты.
Проблема, как видится экологам, в «сущих мелочах»: в Кузбассе, в отличие от других регионов, отсутствует орган власти, уполномоченный устанавливать границы округов горно-санитарной охраны. (Это особо охраняемая территория с установленным режимом природопользования и хозяйствования, которая обеспечивает защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности от загрязнения и истощения — ред.). Такой орган просто не создали, «забыли».
Прокуратура области в течение двух последних лет настойчиво обращалась в администрацию Кузбасса с требованием устранить нарушение закона. Но до настоящего времени областные власти так и не удосужились создать соответствующее ведомство или отдел, либо наделить полномочиями уже действующую структуру. А в этом время уникальная территория Терсинки остается беззащитной и открыта для использования угольными компаниями.
Отдельную тревогу экологов вызывает работа отдела геологии и лицензирования по Кемеровской области (Кузбасснедра). Несмотря на то, что отдел является структурным подразделение Минприроды РФ, там якобы противятся созданию защитных зон. И это, по мнению активистов, подтверждается не только примером Терсинки, но и историей по созданию границ гидрологического заказника «Тайдонский».
Ситуация неоднозначная: Сибнедра (Кузбасснедра — подразделение Сибнедр) формируют и продают лицензии угольщикам и золотодобывающим артелям, в тоже время обязаны, по сути, охранять уникальные природные территории, которые либо граничат, либо находятся в зоне действующих добывающих предприятий (которых Сибнедра и наделило правом добычи, продав лицензию) или разведанных залежей полезных ископаемых (лицензии на добычу которых можно продать в будущем).

На днях замгубернатора Андрей Панов написал в инстаграм: «У прежнего владельца лицензию Роснедра отозвали в связи с нарушениями условий пользования недрами. Потери минеральной воды при её добыче были колоссальные: 3% извлекалось и разливалось, а остальные 97% сбрасывались в реку Верхняя Терсь и в почву в виде сточных вод».
Директор ООО «МВМ» Виктор Иванов, который до недавнего времени владел лицензией на Терсинское месторождение, заверяет, что это было формальным поводом к аннуляции: «У меня отобрали лицензию потому, что в округе горно-санитарной охраны, который мы разработали, получили положительное заключение Роспотребнадзора и согласовали с Росприроднадзором, оказались угольные участки „Новомакта“. И если границы округа установить на местность, то добывать уголь там нельзя. Вот и решили убрать нас с дороги, отдать лицензию „добросовестному недропользователю“, а про Терсинку забыть, так как новые условия пользования ни к чему не обязывают, в отличие от наших. И пойдет на восток терсинский уголь…»
В той же публикации Панов написал: «Установление зон горно-санитарной охраны месторождения входит в обязанности собственника. Аукцион на право пользования недрами Терсинского месторождения назначен на 5 мая. Надеюсь, победителем станет ответственный собственник, который будет не растрачивать попусту уникальные ресурсы, а сделает «Терсинку» новым кузбасским «Боржоми».
А экологи и общественники требуют от областных властей и Роснедр принять необходимые меры, обязывающие нового недропользователя в соответствии с законом защитить Терсинку и установить границы округа горно-санитарной охраны источника, как это было в условиях предыдущего владельца лицензии. В конце концов, обязать, как было неоднократно заявлено и губернатором Цивилевым, и его замом Андреем Пановым, обустроить на берегах Верхней Терси санаторий. Чтобы через каких-то два-три года кузбассовцы могли оздоравливаться в бальнеологических ваннах курорта Терсинка.