Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 15 ноября 2022

Катимся в ад, или К двухлетию транспортной реформы в Новокузнецке

18 ноября 2020 года — два года назад — грянула транспортная реформа в Новокузнецке. За это время облик города изменился до неузнаваемости: ПАЗики в одночасье исчезли, а по дорогам начали ездить ставшие многим ненавистными синие «Волгабасы». Сказать, что за эти два года в сфере общественного транспорта произошла масса событий, — ничего не сказать. ВашГород активно освещал всё происходящее: писал о вызванной многочисленными жалобами борьбе пассажиров с реформой и о многом, многом другом, начиная от штурма здания администрации 2 года назад и заканчивая заячьим катафалком.

Воистину, на тему транспортной реформы можно написать целую эпопею. В этом материале ВашГород решил напомнить новокузнечанам о событиях двухлетней давности и до настоящего момента. Как прошла скандальная транспортная реформа, с какими именно проблемами столкнулись новокузнечане и что происходит с общественным транспортом Новокузнецка сегодня? Начнём с самого начала.

В преддверии реформы

Новокузнецку нужна была транспортная реформа, и вот почему. Ещё в 2017 году мы писали, что износ муниципального транспорта превышает 90%. Износ автопарка ПАТП-1 на 1 января 2017 года составил 81%, а автопарка ПАТП-4 на 1 января 2017 года — 77,9%. Всем было понятно, что муниципальный транспорт требует больших вложений, а лишних денег, как известно, нет.

Поэтому Новокузнецк добился участия в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги». В город стали поступать федеральные деньги на ремонт дорог. В рамках этой программы городская мэрия стала потихоньку закупать электробусы и новые трамваи, что продолжается и в 2022 году.

Кроме того, в 2015 году вышел Федеральный закон об организации пассажирских перевозок, согласно которому перевозчиков обязали работать только по контрактам с мэрией (также были и другие изменения). В Новокузнецке разработали проект изменений транспортной инфраструктуры за 24 млн и решили новый федеральный закон «обкатать» на нашем городе.

Но изменения рисковали сильно ударить по частным перевозчикам, так как в Новокузнецк зашла «Питеравто», а местные перевозчики оказались «за бортом».

Порядка 1500 человек (водителей и кондукторов) рисковали потерять работу. Маршрутчики стали открыто высказывать своё недовольство, собирались выйти на митинг и потребовать отставки Сергея Кузнецова в августе 2020 года. Выходить на массовые митинги им не разрешали, ссылаясь на коронавирусные ограничения, но люди выходили на одиночные пикеты.

Накануне транспортной реформы мэр Новокузнецка заявил, что среди бесспорных преимуществ будет бескондукторная система оплаты проезда через валидаторы, возможность бесплатной пересадки в течение 50 минут, а также работа строго по расписанию.

День «икс»

В первый день транспортной реформы проезд во всём транспорте был бесплатным. Но, судя по всему, даже это не смогло смягчить утренний гнев новокузнечан, которые толпились на остановках даже по часу. Кто-то сообщал, что видел на дорогах ПАЗики, а кто-то уверял, что его заставили оплачивать проезд. Одним словом, творился какой-то хаос.

До УТиС Новокузнецка и пресс-службы главы города было невозможно дозвониться: телефоны оборвали разъярённые жители. Поэтому горожане решили прийти в мэрию Новокузнецка на Кирова и лично поговорить с главой города. Но на месте его не оказалось. Да, и судя по разговору, чиновник не очень хочет отвечать на вопросы горожан. 

Спустя несколько дней после транспортной реформы около мэрии Новокузнецка (на Кирова, 71) пришли возмущённые горожане и устроили стихийный митинг, а 23 ноября люди собрались в здании администрации и потребовали к ответу Сергея Кузнецова. Но он так и не вышел к людям. Не появился он и во вторник, 24 ноября. Зато его замы в один голос стали твердить, что вернуть старые маршруты невозможно. 

Как итог 12 человек ночевали в мэрии Новокузнецка. И только спустя два дня беспорядков Сергей Кузнецов вышел к протестующим и сначала поговорил с недовольными людьми у входа в мэрию, а потом пошёл к переночевавшим и разговаривал с ним около часа.

В конце концов, мэрия приняла предложение перевозчиков возобновить перевозки на самые популярные маршруты, а прокуратура обещала проверить их  законность. После этого активисты разошлись. И эти обещания были благополучно забыты. 

Также спустя пару дней после начала транспортной реформы новокузнечане  написали письмо Путину с просьбой остановить уничтожение общественного транспорта. А Сергею Кузнецову стали поступать оскорбления и угрозы.

Спустя год

За целый год не все жители Новокузнецка смогли принять новые правила в сфере общественных перевозок. В нашу редакцию регулярно поступали жалобы от горожан, чаще всего касающиеся неудобных маршрутов, малого количество автобусов на линиях, хамов-водителей, проблем с оплатой проезда и участившегося после реформы количества ДТП с участием автобусов.

Например, было и такое, что водитель «Питеравто» гонял пассажира по салону, а другой набросился с ногами на горожанина. 

Уже тогда обострилась проблема с зайцами: глава города разъяснял, что из-за невоспитанных пассажиров казна терпела многомиллионные убытки. Однако представители «Питеравто» отмечали, что в целом реформа прошла успешно, а все жалобы — это происки частных перевозчиков, которые остались без работы.

Спустя два года

Казалось бы, за такой срок, как два года, можно было довести реформу если не до совершенства, то до приемлемого состояния, отработать все возражения и жалобы, больше общаться с жителями. Увы, проблемы остались плюс-минус те же. У горожан — неудобные маршруты, долгое ожидание автобуса, неработающие валидаторы. У мэрии — зайцы и дыры в бюджете. Нет-нет, да придёт к нам в редакцию крик души, навеянный транспортной реформой, несмотря на то, что прошло уже 2 года.

Крик души, по всей видимости, не только у новокузнечан, но и у мэрии и её главы. Апогеем всего этого (читай — какой-то сюр) стал момент, когда в сентябре мэр Новокузнецка выпустил угрожающий чёрный «катафалк» на охоту за зайцами. На остановках вместе с контролёрами стоял переодетый заяц-Степашка, а в автобусах зайчикам раздавали морковку.

А буквально на днях, в ноябре 2022 года, Сергей Кузнецов заявил, что им удалось достичь «общественного договора» и заставить безбилетников платить за проезд. Но тут настала новая-старая беда: валидаторы. Ещё в самом начале реформы они убили немало нервных клеток и чиновникам, и пассажирам. Сергей Кузнецов сообщил, что будет решать этот вопрос кардинально

Резюмируя, можно сказать, что транспортная система Новокузнецка далеко не идеальна. Но жизнь не стоит на месте, и что-то так или иначе будет меняться. Горожанам остаётся лишь надеяться, что в лучшую сторону. А пока предлагаем вам ответить, как вы оцениваете результаты транспортной реформы на момент 2022 года.

ВашГород, как и прежде, продолжит активно освещать тему транспорта, ставшую одной из самых острых в Новокузнецке за последние 2 года. А ко Дню рождения транспортной реформы мы подготовим для вас ещё несколько ярких эксклюзивных материалов. Следите за обновлениями на сайте, чтобы не пропустить всё самое интересное.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.