Новокузнецк

Новостьот 1 февраля 2023

Сорок лет, а жилья нет: сирота из Кемерова так и не получил жилплощадь

Дом. Как много возникает ассоциаций. Кто-то при упоминании этого слова сразу вспоминает место, где он рос. Для кого-то дом — это то гнёздышко, которое он свил сам. А какие ассоциации с этим словом возникают у того, у кого этого дома никогда не было? Детство прошло в интернате, а жильё, положенное от государства, так и не получил.

В редакцию ВашГород обратился Алексей, который, будучи выпускником школы-интерната, так и не получил жильё от государства. У детей-сирот существует очередь, в порядке которой они получают жилплощадь. Мужчине уже сорок лет, и он уже давно не ребёнок. Однако за всё это время место для проживания он так и не получил. Возможно, всему виной то, что он назойливо не обивал пороги компетентных органов, требуя квадратные метры. Да и когда ему это было делать? За плечами у мужчины не одна судимость. Но обо всём по порядку.

Семья Алексея жила в частном доме в Кемерове. Когда мальчику было шесть лет, его отца убили. Мать осталась одна с тремя детьми на руках. Старшему ребёнку было девять лет, а младшему всего шесть месяцев. Эти трудности пришлись на времена развала СССР. И мать, не справившись со всеми проблемами, стала употреблять алкоголь.

Как не редко бывает в таких ситуациях, сгорел дом, в котором жила семья. Вдобавок ко всему, мать Алексея совершила кражу и попала в тюрьму. Детей отправили в интернат. Через какое-то время женщина вышла из тюрьмы и получила комнату на Инициативной в Кемерове.

За два месяца до окончания школы-интерната Алексей попал в тюрьму. Взял без присмотра стоящий велосипед. Возбудили уголовное дело по статье «Кража». Будучи ещё несовершеннолетним, он оказался в тюрьме для малолетних преступников.

В это же время подростка и двух его братьев прописали в ту самую комнату на Инициативной, которая принадлежала матери. В комнату площадью семь квадратных метров и туалетом.

Как так получилось, что эти дети получили столь мизерные квадраты? Ведь по закону для детей-сирот (которые остались без обоих родителей), положена норма площади на одного человека — восемнадцать квадратных метров. Кроме того, эта норма может быть увеличена. Всё зависит от решения региональных властей. Возможность в увеличении нормы предусмотрена. А как всё-таки вышло, что в данном случае её уменьшили? И как рассказал мужчина, таких сирот, которых прописывали в мизерных комнатушках, в своей жизни он встречал не мало.

Выйдя с «малолетки» Алексей оказался предоставлен самому себе. Жить негде, да и не на что. Родственников нет. Подсказать, как жить и направить на правильный путь, было некому. И спустя семь месяцев он вновь попал в тюрьму:

«Ходил на завод, собирал железо. Сдавал. За эти железки и посадили»

Но и этот срок не стал последним в жизни Алексея. В жизни ещё были судимости по той же самой статье «Кража».

Так и жил Алексей. Чередуя время пребывания на свободе с временем, проведённым в тюрьме. Замкнутый круг, не иначе. В результате, что тоже случается не редко, мужчина начал употреблять наркотики.

Последний раз Алексей вышел из тюрьмы в 2016 году. В совокупности он провёл в тюрьме десять лет. И это было вполне ожидаемо, так как ещё после первой судимости тогда ещё 17-летний парень не знал, как жить. Да и откуда ему было знать? Людей, которые бы направили или хотя бы подсказали, как надо жить, поблизости не оказалось. Вопрос к компетентным органам: какие меры поддержки или реабилитации существуют в Кузбассе, чтобы помочь сориентироваться в жизни несовершеннолетнему, уже отсидевшему срок в тюрьме?

Второй вопрос к этим же органам: где жить сироте, у которого не оказалось жилья? И вообще, кто осуществляет контроль и отвечает за распределение квадратных метров для сирот?

Кто-то не согласится, сказав, что хоть какое-то жильё, но всё же было за мужчиной закреплено. Однако с началом приватизации Алексей отказался от доли в комнате в пользу младшего брата. Также поступил и старший брат:

«Ну, а как мы, три взрослых мужика на семи квадратах будем жить? Я рассчитывал на то, что отказавшись от приватизации, я встану на очередь. Но на очередь встать не получилось»

Мужчина вновь оказался в тюрьме. Он обращался в администрацию Кемерова с просьбой поставить его на очередь для получения жилья. С тюрьмы даже делали запрос, куда гражданину возвращаться после отбывания наказания:

«Ответ пришёл, что с сиротского возраста я вырос. Как сироту они не могут меня на очередь поставить. Могут поставить на очередь, как простого гражданина, не имеющего жилья. Но для этого нужно после освобождения из тюрьмы самому прийти в администрацию»

Выйдя на свободу, Алексей поспешил в администрацию Кемерова, чтобы встать на очередь. Только, как выяснилось, для этого необходима прописка. А где её взять человеку, который никогда не имел собственного жилья? У которого нет даже родственников, которые смогли бы, пусть даже на время, прописать его у себя. На этом разговор, чтобы встать на очередь, был исчерпан.

А проблемы в жизни Алексея не закончились. Наоборот, стало только хуже. Начало подводить здоровье. Мужчина заболел менингитом и оглох. Всё это время он скитался, где придётся:

«Находился в бомжатнике на предзаводской 6. Потом жил по автомойкам, либо если хватало денег снимал общагу. Мне очень тяжело давалось зарабатывать копейки»

На вопрос журналиста о том, какие меры социальной поддержки за всё это время он получал, Алексей ответил:

«Находясь на предзаводской 6 обращался в администрацию. С просьбой материальной помощи на лекарства. Еле еле дали 2000. Это единственное что было»

Из собственных вещей у Алексея есть лишь кружка и ложка. Он вспоминает, как жил перед тем, как оказался на больничной койке:

«Последнее время по подъездам ночевал. Уже обессиливший. Раньше какая-то сумка хоть с вещами была, сейчас все. У меня с собой кружка и ложка. Всё. Лежу в больнице»

Обращение в редакцию ВашГород — это практически последняя надежда Алексея. Ведь состояние его здоровья оставляет желать лучшего:

«Сейчас в больнице лежу, лекарств тоже никаких. Одну ногу разрезали, вторая отнимается. Без необходимого препарата может парализовать. А такие препараты тут не по профилю. После менингита проблемы с ногами и позвоночником. Глухой. Еле слышу со слуховым аппаратом. ВИЧ. Туберкулез. Хотел обратится еще за материальной помощью. Да только вот даже если и одобрили б, то никак не получу. Паспорта нет. Я потерял его»

Учитывая всё это, мужчина вполне может оформить инвалидность. Но для этого необходимо иметь документы, которых у Алексея нет. Также нужно пройти не одну инстанцию, чтобы оформить инвалидность и в дальнейшем получать выплату. Но пока происходит оформление документов, мужчине нужно где-то жить.

Если завтра Алексея выпишут из больницы, ему даже некуда пойти. Остаётся только вновь нарушить закон? В тюрьме хотя бы кормят и есть где спать. Всего этого на свободе Алексей лишён.

Находясь в больнице, Алексей, чтобы связаться с нами, просил воспользоваться телефоном у соседа по больничной койке. Сим-карта у него есть, а вот аппарата, куда можно установить карту, нет. Ввиду данных обстоятельств мы даже не можем попросить у мужчины фото, которые могли бы добавить в данный материал.

Мы не пытаемся вызвать жалость. Не утверждаем, что у Алексея не было другого выбора в жизни. Мы лишь хотим понять, почему человек не может получить то, что положено ему по закону. Хотим узнать, почему прописали трёх детей в одной маленькой комнате.

Таких людей, как Алексей, увы, не мало. Возможно, если бы ему и другим детям-сиротам в своё время оказали должную поддержку и помощь, их жизнь сложилась бы иначе.

С 27 января Алексей не выходит на связь. Что происходит с мужчиной, остаётся только догадываться. Вариантов, почему мужчина не бывает в сети уйму. От безобидного — человек, который давал воспользоваться телефоном, был выписан. До самого страшного — самого Алексея выписали, и он оказался прямо на улице зимой.

ВашГород направит запрос в соцзащиту населения, чтобы узнать, как государство может помочь мужчине в данной ситуации. Также мы обратимся в администрацию Кемерова и Правительства Кузбасса, чтобы разобраться в ситуации. И конечно свяжемся с директором детского дома, возможно, она расскажет нам новые подробности.

Напомним, ранее ВашГород писал о том, что ситуация с обеспечением кузбасских детей-сирот жильем остается острой.

Источник фото: Яндекс Карты, ВашГород
1132 просмотра4 комментария
Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.