Есть категория людей, наделенныхуникальным даром – рационально мыслить. Я расскажу небольшой секрет: этузаметку они сейчас не читают. Им не нужно читать о том, что и так являетсячастью их жизни.
У меня есть коллега, у которогоесть амбарная книга за каждый год его жизни (не буду врать, сколько лет он ихведет, но думаю – не меньше 10-ти лет точно). Синенькие такие. Так вот в книгеон ежедневно, красивым почерком, разными пастами записывает всё-всё-всё: своипроездные билетики, суммы, потраченные на молоко и за свет, ну и так далее.Когда-то мне казалось это в высшей степени скучным мероприятием, а сейчас,честно говоря, я так не думаю.
Любое антикризисное управлениесводится к ряду мер, которые целенаправленно сокращают расходы и увеличивают доходы. Прежде, чем урезать все статьирасходов вдвое и взяться за вторую-третью-седьмую работу надо банально сесть ипосчитать.
Вот как в школе учили, в столбик.Вернее в два столбика. В первом – что мы гарантированно (это слово здесь неслучайно) получаем каждый месяц. Во втором – на что мы тратим деньги, всестатьи расходов, которые Вы вспомните. Если у вас в том столбике только еда икоммунальные платежи, то это не совсем корректный план расходов. Ведь кромехлеба насущного есть близкие люди и подарки для них, есть сезонная одежда,страховка за автомобиль, новые учебники детям, и так далее, и так далее, и такдалее.
Есть люди, наделённые счастливымумением. У них чаще всего идеальный порядок дома и в сумке, даже если это сумочкаженская. Порядок в личных вещах, в мыслях и деньгах, как правило, идут рука обруку. Да-да, это те зануды, которые хранят в ящике чеки за 3 года: за воду и засадик. Эти же зануды на ту же зарплату, что и у вас, путешествуют, делаютремонт, откладывают в кубышечку, и все это счастье совершенно без кредитов.
Не впадайте в панику от мысли"кошмар, я так уже не смогу!". Поспешу успокоить Вас – я тоже так не могу.Всегда не могу, но в моменты, когда надо, даже самому нерациональному человекувроде меня достаточно взять за правило вести дневник расходов и доходов хотя бынесколько месяцев.
2-3 месяца тщательного анализаздорово бодрят. Вырабатывается осознанность и ощущение, что вы полностьюконтролируете ситуацию. Эта внутренняя сила, как волна, как движение качелейеще долго держит вас и не отпускает. Даже после прекращения ведения записей Выв большей степени застрахованы от спонтанных бессмысленных трат, так же как иот ощущения, что у Вас совсем нет денег. Вы увидите, что деньги у Вас есть, чтопри разумном их распределении их хватит на все, что Вам нужно.
Но для начала вернемся ко второмустолбику и красной пастой вычеркнем то, что называется "баловство", обведемсуммы-константы (коммунальные платежи, оплата кредитов и пр.) и, скрепя сердце,введем обязательную графу - сбережения. Сколько должно быть сбережений? Разныефинансисты дают различные рекомендации. Одни считают, что откладывать нужнонеизменные 20% от всех своих доходов. Кто-то советует не хранить все яйца водной валютной корзине и откладывать в рублях 10% доходов и 100 долларов.
Где вы будете хранить Ваши деньги– решать Вам. Это может быть банк, который Вы считаете надежным, домашний сейф.Лично у меня есть подруга, которая надежнее швейцарского банка. Когда мне надонакопить деньги, например на поездку, это мой вариант. Женщина в кассе банкавыдаст мне деньги раньше намеченного, если у меня будет порыв истратить их непо назначению, а добрая моя Наташа никогда. И каждый месяц будет пилить меня,что пора вносить очередной платеж в фонд моей будущей поездки.
Знать свои слабости и знатьсильные стороны близких – это очень важно для достижения назначенного.
Повседневные траты можно считатьпосуточно, а можно понедельно. Опыт показывает, что фиксированная сумма нанеделю дает больше свободы.
И если свести все советы к сухомуостатку, то правил ведения семейного бюджета всего 4.
1. Семейныйбюджет надо вести.
2. Откладывайте,прячьте и не трогайте сбережения. Это те деньги, которые в случае чегопомогут Вашей семье прожить от 3-х месяцев до полугода.
3. Избавьтесьот кредитов и кредитных карт (постепенно закрыв их, естественно) и подугрозой расстрела не подписывайте новых финансовых обязательств.
4. Распределитеоставшиеся 80% бюджета по действительно важным статьям расходов, незабыв оставить графу "пустячки". Пусть пустячков будет очень мало, но зато они,почти наверняка будут самыми приятными. И запланированными.
Вести записи можно ручкой втетрадке, а можно облегчить себе жизнь и использовать таблицу Exel или готовую программу.
Это небольшой обзор доступныхпрограмм для домашней бухгалтерии. Возможно, одна из них Вам придется по вкусу.Что касается меня – мне проще вести записи в Exсel,потому что его проще приспособить под собственные нужды, и за Exсel мне не придется платить, в то время как многие программыплатные.
А ведь мы экономим. И учимсяотличать бесполезное баловство от важных пустячков. Но подробнее об этом черезнеделю.
Мария Алисова