В своё время очень популярна была идея, что вот у нас, русскихвсё с душой, не то, что в Америке с её пластмассовыми улыбками. Так вот, мнекажется, что примет пластмассовой жизни больше с каждым годом. Поздравления поСМС общим списком, открытки с дежурными стишками, которые можно простозачитать, конвертик с купюрой на день рождения…. Вот только улыбки, пусть дажеи пластмассовые у нас как-то не прижились.
Про конверт с деньгами в качестве подарка и хочу сказать. Содной стороны это как бы отражает заботу о поздравляемом – мол, он лучше знает,что ему нужно, поэтому и купит себе лучший подарок. Но с другой стороны мневидится здесь масса нюансов, которые в моей системе ценностей перевешивают этопреимущество.
Самое главное, в денежном конверте теряется личность идарителя и одариваемого. Вернее, уже и дара никакого нет: "ничего личного –только деньги". Ведь, чтобы сделать настоящий подарок, необходимо подумать очеловеке, вспомнить, что он любит, чего хочет, а может быть и нуждается, частосам не замечая этого. Вот высший пилотаж в подборе подарка – найти что-то такое,о чём человек даже и не думал, но что оказалось очень кстати. Таким образом мыраскрываем для него какую-то новую грань жизни или неизвестную сторону себя. Тоесть подарок становится настоящим даром. Но это требует внимательности кдругому, наблюдательности, размышления о нём, неподдельной заботы. А это в своюочередь требует вложения души и времени.
Делиться душой и временем, как мне кажется, мы всё меньшеспособны – скорости высокие, не до лирики. Современному человеку совершенностранными могут показаться слова, сказанные всего несколько десятков лет назадмитрополитом Антонием Сурожским. Такой вот подарок нам, живущим в "будущем":
"…Когда я был начинающим врачом, мне казалось, что оченьнесправедливо по отношению к тем, кто ожидает в приемной, если я слишком долгозанимаюсь с человеком, который находится у меня в кабинете. Поэтому в свойпервый приемный день я старался как можно скорее осмотреть пациента. И поокончании часов консультации обнаружил, что у меня не осталось никакоговоспоминания о людях, которых я принимал, потому что всё время, пока у менянаходился пациент, я проницательным взором смотрел сквозь него в приемную исчитал поголовье тех, кто со мной пока не находился. В результате, мнеприходилось задавать дважды один и тот же вопрос, и весь осмотр я должен былповторить дважды, если не трижды, а когда кончил, то не мог вспомнить, что ясделал, а что нет. Разумеется, не все похожи на меня; вы, может быть, способнызапоминать гораздо лучше, чем я, но это просто пример того, что может случитьсяхотя бы с одним из вас.
И тогда я подумал, что это нечестно, и решил поступать так,будто человек, который находится со мной, – единственный на свете. В минуту,когда возникало чувство “надо поторопиться”, я откидывался на стуле и затевалнесколько минут простой беседы именно ради того, чтобы не дать себе торопиться.И в течение двух дней я обнаружил, что не нужно ничего такого и делать. Можнопросто быть полностью сосредоточенным на человеке или на деле, которое передтобой; и когда кончишь, оказывается, что ты потратил вдвое меньше времени, чемтребовалось раньше, и при этом всё услышал и заметил…".
Полный текст статьи "Как справиться с временем" АнтонияСурожского можно прочесть здесь.Это один из лучших известных мне текстов о времени в человеческой жизни.
Сергей Лысенко, специалист по организации времени, практическийпсихолог, консультант