RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 13 Марта 2008

Путь длиною в 30 лет

5.30. Город ещё спит крепким утренним сном. А троллейбусы уже неспешно колесят друг за другом по проспекту Октябрьскому. На кольце Универбыта они разъедутся по своим маршрутам и вернутся назад в депо только за полночь. Троллейбус, шествующий по улицам города, картинка вполне рядовая. Но когда-то этот вид электротранспорта был привилегией только столичных и областных городов. Поэтому его появление на улицах Новокузнецка стало событием для горожан.
Разговоры о необходимости появления в Новокузнецке троллейбуса велись с конца 50-х годов, однако строительство трассы начали только в 1971-м. К 1977 году были построены троллейбусное депо, тяговая подстанция №11, контактная сеть на проспектах Бардина, Октябрьском, Кутузова, Привокзальной площади. Пока шли предпусковые работы, поступило 12 троллейбусов, 39 будущих водителей окончили курсы в Новосибирске. 24 декабря 1977 года началась так называемая обкатка. О том, как она происходила, новокузнечанам рассказывала городская газета:
«В 16 часов по маршруту «проспект Октябрьский – Бардина – Привокзальная площадь» проследовали два троллейбуса. Первым, под №001, управлял водитель В.Н. Сердюк. В салоне – первый секретарь горкома КПСС Н.С. Ермаков, второй секретарь Р.С. Лоскутов, руководители служб ТТУ и, конечно, строители, монтажники. В 16.10 директор троллейбусного депо Алексей Григорьевич Полухин сказал: «Ну, поехали!» – и «001» плавно тронулся. За ним последовала «аварийка» с вышкой, чтобы сидящий в кабине начальник контактной сети энергохозяйства Борис Михайлович Тишаков мог фиксировать «поведение» сети. Следом за «аварийкой» шел «018-й». Когда выехали на проспект Бардина, старший ревизор по безопасности движения Дмитрий Иванович Клюквин разрешил: «Давай скорый!» Машины вернулись в депо через 40 минут, на 10 минут позднее расчётного времени».
Регулярное движение по маршруту « Октябрьский – Вокзал – Октябрьский» было открыто 6 января 1978 года. Первыми пассажирами первого троллейбуса стали воспитанники одного из детских домов. Отметили это историческое событие многолюдным митингом на площади возле кинотеатра «Сибирь». «Троллейбус был всенародной стройкой, – писала газета. – Рабочими генподрядного пятого управления треста «Новокузнецкстрой» смонтировано 363 железобетонных и металлических опоры, 19 километров несущего троса, 35,6 километра контактной сети, уложено 20 километров высоковольтного и низковольтного кабеля. Силами общественности вырыто 18 километров кабельных траншей, более 80 котлованов под опоры».
Так начиналась трудовая жизнь новокузнецкого троллейбуса.
– Маршрут №1 и маршрутом-то в полном смысле этого слова назвать было нельзя, так себе, маршрутик, – говорит директор муниципального троллейбусного предприятия Владимир Маркович Устинов. – Но он пользовался бешеной популярностью. Всем хотелось прокатиться на новом виде электротранспорта, осо-бенно ребятишкам. Троллейбус быстро вписался в транспортную структуру города. В феврале 1978 года трамвайно-троллейбусное управление имело уже 21 троллейбус и 55 водителей - к этому времени их стали готовить в Новокузнецке на базе троллейбусного депо. Вскоре, 1 января 1981 года, был открыт более продолжительный маршрут №2. С проспекта Октябрьского троллейбус ехал в Заводский район до Гормолзавода.
В апреле 1993 года, выйдя из состава ТТУ, троллейбусное депо получило статус самостоятельного муниципального предприятия. Появились оперативность в решении производственных вопросов, стремление перевезти больше пассажиров, заработать больше денег. Парк машин разросся до 47 транспортных единиц. Начали думать, каким образом достичь наибольшей эффективности в работе. Планов было громадьё, но экономический кризис в стране затормозил развитие предприятия.
Хронические неплатежи приводили к тому, что подвижной состав не пополнялся. Порою машины выходили на маршрут с дырами в бортах – нечем было залатать. Но администрация города никогда не оставляла троллейбусников один на один со своими проблемами. Договаривалась с металлургами: троллейбусному предприятию по бартеру выделяли металл, который обменивался на запасные части. Выживали, еле-еле сводя концы с концами, однако не потеряли ни одного маршрута. Более того, летом 1995– го открыли новый, №4, протяженностью два километра. К 1997 году троллейбусный парк увеличился до 59 машин. К началу нового столетия энергетиками Муниципального казённого предприятия «Сети и подстанции ГЭТ» были возведены кольцо контактной сети троллейбуса на перекрестке улицы Белана с проспектом Строителей, контактная сеть от площади Маяковского до улицы Тольятти.
В 2002 году, в день 385-летия Новокузнецка, губернатор области А.Г. Тулеев и глава города С.Д. Мартин вручили муниципальному троллейбусному предприятию сразу 10 новых троллейбусов. Вскоре состоялось торжественное открытие маршрута №5, затем №6. Новокузнецкий троллейбус стал работать на четырёх направлениях: №1 «Октябрьский – Ярославская», №3 « Левый берег – Драмтеатр – Левый берег», №5 «Левый берег – Стройбаза – Левый берег», №6 « Левый берег – Дворец спорта – Вокзал – Левый берег». «Второй» и «четвёртый» маршруты были отменены, поскольку частично дублировали вновь созданные.
«Как сегодня живётся предприятию, когда все социально-экономические перипетии позади?» – спрашиваю у В.М. Устинова. «Не шикуем, – отвечает он. – Нормативный срок эксплуатации подвижного состава 8 лет, а у нас некоторым троллейбусам лет по 15. Но появилась стабильность, которой не было прежде, и это дорогого стоит. Нет больше финансовых задолженностей бюджетов различных уровней, мэрия свои обязательства перед муниципальным предприятием выполняет чётко и в срок. Все троллейбусы находятся в исправном состоянии, потому что прошли восстановительный ремонт. Три десятилетия мы отдаём предпочтение троллейбусам, произведённым в городе Энгельсе, поэтому имеем возможность использовать запчасти со списанных машин. Постепенно старые машины заменяем новыми – по 3 – 5, а то и 10 в год. Растёт сбор оплаты за провоз пассажиров. Хорошим финансовым подспорьем стала реклама, размещаемая на бортах троллейбусов».
Я задалась вопросом: сколько пассажиров перевозят новокузнецкие троллейбусы ежегодно? Оказалось, в среднем десять миллионов! Несмотря на обилие такси, маршруток, автобусов и трамваев, они по-прежнему востребованы горожанами. Троллейбусная сеть будет развиваться и дальше. Понятно, почему: троллейбус является наиболее предпочтительным видом городского транспорта, поскольку, во-первых, не загрязняет окружающую среду, как тот же автобус, во-вторых, едет в общем транспортном потоке, поэтому не требует дополнительных капитальных затрат на сооружение дорожного полотна, как трамвай. Новые маршруты уже проектируются. К примеру, вместо трамвая №4 в Точилино и на Лыжную базу будет ходить троллейбус. Замена одного вида электротранспорта другим позволит расширить дорогу и решить проблему пробок в этом направлении. Другой предполагаемый маршрут – «ДОЗ – 8-я проходная».
Считается, что водитель – профессия мужская, но почему-то в кабине троллейбуса чаще всего видим представительниц слабого пола. «Никогда не расстраивались по этому поводу, – улыбается Владимир Маркович. – Конечно, мужчина более приспособлен к ремеслу водителя хотя бы потому, что он физически сильнее, быстрее оценивает дорожную ситуацию. Но ведь троллейбус – транспорт тихоходный, это вам не автомобиль. Поэтому женщины прекрасно справляются, к тому же они более ответственны и педантичны».
Науку вождения троллейбуса постигают полгода. Курсанты учатся не просто баранку крутить и переключать скорости, но и углубленно осваивают устройство машины. Ведь троллейбус – это электроустановка на колесах, поэтому электрическую часть водитель должен знать, как таблицу умножения, уметь диагностировать неполадки системы. Не случайно даже водители категории «Д» не допускаются к управлению троллейбусом. Ежегодно курсы оканчивают 10 – 12 человек.
Что скрывать, текучка среди водителей большая, – говорит Владимир Маркович. – Кто-то не выдерживает трудного графика работы (если на утреннюю смену необходимо выйти в 5.30 утра, значит, надо проснуться, как минимум, в 4), кто-то психологических нагрузок (культура поведения на дороге оставляет желать лучшего). Работа входит в категорию вредных, неслучайно водителям предоставляется дополнительный отпуск 14 календарных дней и выход на пенсию раньше на пять лет. Ну а кто-то уходит на более высокооплачиваемую работу, зарплаты у бюджетников, сами знаете, невысокие. Средний возраст водителей 40 лет. В целом в троллейбусном предприятии трудится 270 человек, из них 90 – водителей. Немало династий. 60 с лишним лет – таков общий стаж работы в муниципальном троллейбусном предприятии семьи Гаденовых, 53 года – семьи Ивановых, 36 лет – семьи Красногорских.
Есть на предприятии и орденоносцы, например, бригадир слесарей – местный «Кулибин» – Музыченко Николай Иванович, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и знак Почёта.
Не могу не поинтересоваться мнением руководителя о том, отличаются ли нынешние пассажиры от прежних, к примеру, десятилетней давности. Оказывается, две большие разницы: не режут сидения, не ломают поручни, не бьют плафоны. Люди стали бережнее относиться к общему имуществу, видимо, повышение личного благосостояния способствуeт повышению культуры поведения. У пассажиров появилась возможность выбирать, на каком транспорте добираться до места назначения. Нет прежних давок в салонах, люди не висят гроздьями на подножках, поэтому стали более терпимыми друг к другу.
В свою очередь, троллейбусники стараются поддерживать на хорошем уровне культуру обслуживания. Чистый салон, приветливый кондуктор, вовремя доведённая информация об остановках – много ли нужно пассажиру для комфортной поездки. В этом году предприятие намерено заменить микрофоны на информаторы с автоматической записью. Водителю не нужно будет говорить самому, достаточно нажать на кнопочку, и зазвучит служебная информация. Подумывают и о фирменной одежде. Кемеровчане уже одели водителей троллейбусов в темно-синюю форму. Функционально, красиво!
Сегодня в муниципальном троллейбусном предприятии горячая пора: 17 марта коллектив готовится торжественно отметить своё тридцатилетие.
– В жизни предприятия, как и в жизни человека, всё бывает, – говорит Владимир Маркович Устинов. – Взлёты и падения, горести и радости. И финансовые возможности тоже бывают разные. Сегодня мы живём лучше, чем вчера, а завтра, я уверен, будем жить лучше, чем сегодня. Недавно объявлен областной конкурс на поставку нового подвижного состава. В 30 лет жизнь только начинается…

Мария ДАРСКАЯ, газета "Новокузнецк" 
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter