RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 25 Марта 2008

С новым солнцем!

Субботнее утро встретило яркими ослепительными лучами по-настоящему щедрого весеннего солнца. Природа пробудилась ото сна – наконец-то в свои права безоговорочно вступила весна! В этот день на берегу Кондомы отмечался шорский ритуально-обрядовый праздник «Чыл-Пажи», который изгоняет вражду и дарит людям мир и любовь.
Традиционно проводится он в канун весеннего равноденствия по Саяно-Алтайскому календарю. В переводе Чыл-Пажи означает «Голова года». На эту «голову» падают первые лучи «нового солнца». Помимо Новокузнецка, обряд совершается ещё и в Таштаголе, и в музее-заповеднике «Томская Писаница».
– Но было и время «безмолвия», когда традиция прерывалась, – рассказывает Надежда Печенина, председатель Новокузнецкой городской общественной организации «Шория». – Известно, что этот праздник проводился кузнецкими шорцами последний раз в 1925 году на месте слияния рек Томи и Кондомы. Шорский народ в 30-е годы был подвергнут политическим репрессиям. Появился запрет на преподавание родного языка, проведение национальных праздников и обрядов, особенно жёсткие меры применялись к шаманам. Шорское население, в основной своей массе, постепенно утратило родной язык, обычаи, перестало соблюдать традиции, носить национальную одежду, культовые и обрядовые места были преданы забвению, утрачена родовая память.
Праздник «Чыл-Пажи» был возрождён лишь в 2002 году. Активисты шорского движения по кру-пицам восстановили обряд по материалам этнографических экспедиций и воспоминаниям старейшин. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших и детей, дни очищения порога, дома, дворов. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. После совершения традиционных ритуалов люди веселились, состязались в силе, смекалке. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в мастерстве. По вечерам, чтобы задобрить духов, кайчи исполняли древние героические поэмы и пели под аккомпанемент кай-комуса, прославляя подвиги древних богатырей… Среди гостей праздника нынче были участники международной научно-практической конференции «Историко-культурное взаимодействие народов Сибири». По-детски радуясь, они прыгали через лужи, участвуя в обряде благопожелания. Памятные неприятности, болезни, грехи свои за-вязывали узлами на чёрных чалама и бросали их в очистительный огонь. Затем с мыслями о благополучном будущем привязывали чалама белого, синего, зелёного цветов на священную березу. А после обряда угощались горячими блюдами, приготовленными на костре.
– Общее впечатление прекрасное, – отметил почётный гость праздника Венедикт Григорьевич Карпов, доктор филологических наук, профессор кафедры хакасской филологии Хакасского госу-дарственного университета. – Очень хорошо, что народ поддерживает традиции. В этом есть высокий смысл. В языке предков заключена мудрость и духовность…

Дина Прудько, газета "Новокузнецк"
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter