RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 17 Июня 2008

В поисках гармонии

Есть в Кузнецком районе не совсем обычное учебное заведение – открытая общеобразовательная школа №4. Она особенна, во-первых, учениками: одни не ужились в прежних коллективах – и нашли себя здесь; другие не могут учиться в обычных школах из-за огромных пробелов в знаниях – и в ООШ-4 им помогают навёрстывать программу; а у кого-то проблемы со здоровьем.
Садятся за школьные парты и взрослые, давно перешагнувшие школьный возраст, разменявшие третий, а то и четвёртый десяток лет, – но именно сейчас к ним пришло осознание необходимости получения среднего образования. И даже «неформалов» здесь воспринимают нормально, как обычных людей.
Другая особенность школы в том, что подростки параллельно с изучением общеобразовательных дисциплин могут приобрести профессию. Есть ещё и третье отличие: учащиеся – далеко не паиньки, и чтобы работать с ними, требуются необыкновенное терпение, профессионализм, и это у пре-подавателей школы есть. Школа имеет 12-летнюю историю. Создавала и лелеяла её Ольга Леонтьевна Золотарёва, не так давно её на посту директора сменила Наталья Николаевна Отрубейникова. Ещё до разговора с ней замечаю, насколько в школе уютно, чисто, как после недавнего ремонта (несмотря на то, что ко-нец учебного года!). Всё как-то по-домашнему: сразу видно, что здесь живут те, кто любит свой дом.
– Мой сын учится здесь второй год. Ему приходится ездить из другого района, но его просто тянет в школу! – глаза Светланы Артемьевой сияют радостью. – Я считаю, нам просто повезло – и с педагогами, и с программой, дающей возможность получить профессию.
Последнее действительно привлекает подростков – педагоги 12 лет назад всё рассчитали правильно. Вместе с аттестатами о среднем образовании выпускники получают свидетельства о начальной профессиональной подготовке. Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир сберегательного банка, оператор ЭВМ, слесарь КИПиА, секретарь-помощник руководителя – достаточно востребованные в современном мире специальности. Кроме того, полное среднее образование учащиеся получают, доучиваясь не за три, как положено в обычных вечерних школах, а два года.
ООШ-4 стала первой в регионе (!) школой с профессиональной подготовкой и – федеральной экс-периментальной площадкой. Педагоги начали работать над проектом «Социально-профессиональная адаптация подростков в условиях открытой школы». 5 лет труда над проектом помогли утвердиться педагогам в правильности выбранного пути. Тогда они принялись за работу над другим проектом – «Экономическое бизнес-образование в условиях открытой школы».
Что такое бизнес-образование в такой школе? Преподавание основ предпринимательства и бизне-са – и попытка смоделировать это в школьных группах по интересам, которые назвали компания-ми. Одни решали печатать рефераты, другие – заниматься разведением цветов, выпуском календа-рей или оказанием услуг по наращиванию ногтей. В ноябре-декабре юные бизнесмены защищали свои бизнес-планы и получали сертификаты на реализацию своей продукции в рамках школы. Когда в конце года педагоги спросили учащихся: «Вам это надо?» – услышали в ответ дружное «Да!». На второй год обучения организовываются бизнес-группы, которые изучают все варианты собственности – ИП, ОАО, ООО, и то, как можно открыть собственное дело.
Исследования, проведённые психологами, говорят о том, что все подростки хотят быть успешными. Но как достичь успеха в жизни – они не знают. Благодаря бизнес-образованию кто-то понял, что это не его дело, а кто-то, напротив, после окончания школы действительно открыл собственное предприятие и неплохо чувствует себя в роли хозяина.
На Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» за свой проект коллектив школы получил диплом III степени.
Но в словах Натальи Отрубейниковой – не только гордость за своё детище, но и тревога, пережи-вания: в связи с переходом на новую систему оплаты труда школе запретили проводить дальнейшую работу по профессиональной подготовке, в связи с чем шестеро квалифицированных педаго-гов попадают под сокращение. Чем привлекать теперь детей? Что будет в нашей школе особенного? – ставит перед собой вопрос стратегического значения педагогический коллектив.
С другой стороны, Рособлнадзор предписывает вернуться к трёхлетнему образованию: будут 10-й, 11-й, и 12-й классы, как положено в вечерней школе, а не 10-й и 11-й, как учатся старшеклассники в общеобразовательных школах и как было ещё недавно в ООШ-4. Получается, что на начальную профессиональную подготовку средств нет – а на трёхлетнее, более затратное по сравнению с двухлетним, обучение – есть. Есть ли в этом логика? Или всё-таки «умом Россию не понять»?
Влюблённые в свою профессию педагоги, болеющие за дело люди не хотят, чтобы их детище снова стало банальной вечерней школой. Собираются искать выход, чтобы учащиеся продолжали овладевать профессиями. Это значит – надо искать деньги. Но на спонсорство крупных предприятий надежды нет: выпускники школы там не востребованны. Зарабатывать на платных услугах нереально: кому их оказывать, и какие?
С пониманием к проблемам школы относятся в городском центре занятости населения: центр мог бы оплачивать обучение безработных граждан, специалисты школы – их учить. Найденную было гармонию нарушает такое понятие, как финансовый план: для центра занятости он начинается в январе, а для школы – в сентябре.
Но с проблемами реорганизации столкнулась не только вечерняя сменная школа №4 – они каса-ются целого ряда учебных заведений города. Учительская общественность находится в предчувствии перемен: что будет? как будет? Есть и такие, что надеются на решение заседания городского Совета народных депутатов (оно состоится в конце июня) выделить образованию дополнительные средства. Цена вопроса в городских масштабах, говорят, около 130 миллионов рублей...

Лолита ФЁДОРОВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter